Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы - Философские концепции.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
18.09.2019
Размер:
154.27 Кб
Скачать

Билет 10. Философская публицистика как высшее достижение интеллектуализма в журналистике.

Философская публицистика — редкий жанр, способствующий популяризации идей, до которой философы обычно не снисходят. Секацкий снисходит, широко пользуясь иллюстративными возможностями образа и вообще литературного приема: паразитарный дискурс мысли “русская идея” напоминает ему монгольское пение с закрытым ртом; “автороцентризм” в литературе — садо-мазохистский комплекс отношений зануды-писателя с “умным” читателем; сравнивая банк человеческой памяти с финансовой пирамидой, он показывает, что дивиденды начисляются только первым вкладчикам “(сумевшим открыть отсчет в том или ином направлении; обновление жанра, приема, способа оповещения о себе и т.д.)”.

Таким образом, ХХ век стал веком обманутых вкладчиков, при том что высокая болезнь авторства стала эпидемией. Чтобы столкнуть общественные мифы с хаосом реальности, от этико-эстетических размышлений он переходит к политологическим: о метафизике шпионажа и кризисе виртуальной экономики; о войне, драке и “тихом помешательстве” глобализирующегося Запада, где разросся человеческий тип — плод европейского просвещения: овощи, или тихие маразматики, озабоченные поисками глобального компромисса, при котором волки будут сыты, а овцы — целы…

Олег Кашин. Всюду жизнь. — М.: Европа (Русский журнал), 20-05.

Называя авторов Ф.П., мы называем авторов публицистических работ по философии и праву. Например, мыслители XIX века отечественные (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, С.Н. Булгаков) и зарубежные (А. Шопенгауэр, Дж. Ст. Милль, Т. Манн).

В ХХ - В.А. Базаров-Руднев, Богданов, Г.В. Плеханов, Л.И. Аксельрод-Ортодокс,  В.И. Ленин, А.М. Деборин. Представители марксизма, перешедшие к идеализму ХХ в. – П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Б.А. Кистяковский. (подробнее см. ниже!)

Современная Ф. П. - Бодрийяр, Жижек.

Общая полезная для ответа информация по Ф.П.

В.А. Базаров-Руднев (1874-1939) – известный русский философ и экономист начала XX века. Его политическая жизнь тесно связана с политической жизнью его ближайшего товарища, с которым Базаров был дружен еще с гимназических лет, А.А. Богданова (Малиновского). 

Нас будет интересовать лишь один из аспектов деятельности Базарова в 1900-е гг. – его философская публицистика. Философские произведения Базарова снискали ему репутацию «махиста». На протяжении десятилетий главным источником для «изучения» философии «махизма»[2] в Советском Союзе служила работа В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Содержащиеся в этом труде пристрастные, односторонние оценки идей марксистов, «впавших» в махизм – А.А. Богданова, В.А. Базарова, А.В. Луначарского,  Н.В. Валентинова, П.С. Юшкевича и других – предопределили  бескомпромиссное отрицание и замалчивание этих идей в советской научной литературе. Разумеется, в последние десятилетия положение изменилось. Но до сих пор о В.А. Базарове написано очень мало исследований. Большая часть существующих работ посвящена экономическим идеям Базарова позднего периода его творчества[3]. Что касается его философских трудов, то интерес к ним возник лишь в самое последнее время.

Речь вовсе не о том, что их философские произведения были, по выражению Н.А. Бердяева, «кружковой отсебятиной»[4], механически приспосабливавшей западные теории к потребностям своей борьбы с самодержавием. Попытка веховцев представить себя как истинных философов, отрицая  объективную значимость концепций партийных философов социал-демократии, как минимум,  спорна. Дело в другом. Партийные философы, будучи марксистами, были убеждены: философия, как и любая идеология,  отражает и выражает те или иные классовые интересы. Борьба направлений в философии есть переведенная на язык наиболее общих представлений о человеке и мире классовая борьба. Поэтому свою философию они сознательно строили, как выражение определенной классовой позиции. Что касается В.А. Базарова, то он, если рассматривать его творчество в целом, был в наибольшей степени философом и в наименьшей – политиком. Тем не менее, мы постараемся показать, что политика играла огромную роль и в его философии. Собственно, эта философия  началась именно как апология  вполне определенной политики, и лишь позднее развилась в оригинальную, чисто философскую, но теснейшим образом связанную с социалистическим идеалом концепцию. Темой нашей статьи, поэтому, является процесс развития идей Базарова от политической публицистики, облаченной в философскую форму, к социальной философии.

Отвлекаясь от всех непосредственно политических аспектов деятельности Базарова в период 1904-1910 гг. и сосредоточившись на чисто философских, сложно понять философию русских марксистов начала XX века, упустив из вида политику. В работах Богданова, Базарова и их единомышленников, так же как  их оппонентов – Г.В. Плеханова, Л.И. Аксельрод-Ортодокс,  В.И. Ленина, А.М. Деборина и других, – грань между политикой и философией оказывается стертой, практически неразличимой. Речь вовсе не о том, что их философские произведения были, по выражению Н.А. Бердяева, «кружковой отсебятиной»[4], механически приспосабливавшей западные теории к потребностям своей борьбы с самодержавием. Попытка веховцев представить себя как истинных философов, отрицая  объективную значимость концепций партийных философов социал-демократии, как минимум,  спорна. Дело в другом. Партийные философы, будучи марксистами, были убеждены: философия, как и любая идеология,  отражает и выражает те или иные классовые интересы. Борьба направлений в философии есть переведенная на язык наиболее общих представлений о человеке и мире классовая борьба. Поэтому свою философию они сознательно строили, как выражение определенной классовой позиции. Что касается В.А. Базарова, то он, если рассматривать его творчество в целом, был в наибольшей степени философом и в наименьшей – политиком. Тем не менее, мы постараемся показать, что политика играла огромную роль и в его философии. Собственно, эта философия  началась именно как апология  вполне определенной политики, и лишь позднее развилась в оригинальную, чисто философскую, но теснейшим образом связанную с социалистическим идеалом концепцию. Темой нашей статьи, поэтому, является процесс развития идей Базарова от политической публицистики, облаченной в философскую форму, к социальной философии.

О марсизме в Ф.П.

Начало XX столетия для русского марксизма – это  период, когда часть ученых и публицистов, считавшихся  представителями этого учения (П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Б.А. Кистяковский)  переходят к идеализму. Как известно, позднее эти деятели стали либералами; некоторые из них превратились в консервативно-монархических идеологов. Но в период до  революции 1905 г.  еще не все из них порывают с  социализмом. Раньше других отходит от социализма  Струве, ставший в 1902 г. редактором  эмигрантского либерального органа «Освобождение». Но и для него в предреволюционный период социал-демократическое движение еще не   противник,   а  союзник[5].   Что касается других идеалистов, то, например, С.Н. Булгаков в предреволюционные годы выступил, как идеолог своеобразного христианского социализма [6].

Манн и Ф.П.

Пиком зачарованности Шопенгауэром и Ницше у Т. Манна стал публицистический сборник «Рассуждения аполитичного». В этом сборнике, писавшемся во время Первой мировой войны, особенно четко прорисовывалась присущая А. Шопенгауэру националистическо-консервативная позиция Манна. Ведя речь о философских основах в публицистике Т. Манна, о его духовном перерождении и полном в дальнейшем отказе от шопенгауэровского пессимизма и ницшевской философии будущего, невозможно не упомянуть имя другого деятеля культуры и мыслителя, под чьим влиянием немецкий писатель и публицист находился на протяжении всей своей жизни. Идеи и творчество Вильгельма Рихарда Вагнера оказали на Т. Манна такое впечатление, что все написанное им впоследствии носило на себе вагнеровский отпечаток.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]