Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы_по_философским проблемам_медицины.doc
Скачиваний:
37
Добавлен:
25.08.2019
Размер:
243.2 Кб
Скачать

Три стадии общего адаптационного синдрома:

Стадия тревоги возникает при первом появлении стрессора. В течение короткого периода снижается уровень резистентности организма, нарушаются некоторые соматические и вегетативные функции. Затем организм мобилизует резервы и включает механизмы саморегуляции защитных процессов. Если защитные реакции эффективны, тревога утихает и организм возвращается к нормальной активности. Большинство стрессов разрешается на этой стадии. Такие краткосрочные стрессы могут быть названы острыми реакциями стресса.

Стадия сопротивления наступает в случае продолжительного воздействия стрессора и необходимости поддержания защитных реакций организма. Происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов на фоне адекватного внешним условиям напряжения функциональных систем.

Стадия истощения отражает нарушение механизмов регуляции защитно-приспособительных механизмов борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. Адаптационные резервы существенно уменьшаются. Сопротивляемость организма снижается, следствием чего могут стать не только функциональные нарушения, но и морфологические изменения в организме.

Психосоматический подход в современной медицине. Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических заболеваний. Болезнь и личность больного.

Ответ: Психосоматическая проблема — это проблема интимного взаимодействия и взаимовлияния души и тела, идеального и материального, это естественно-научный, нейрофизиологопсихологический аспект основного вопроса философии. Психосоматическая проблема имеет и еще один важный аспект — общемедицинский и клинический как часть общемедицинского. Общемедицинский аспект проблемы подразумевает соотношение и взаимовлияние психического и соматического в нормальной и патологической жизнедеятельности человека, клинический же относится лишь к патологии, болезни человека.

Уже в медицине Древнего Китая, Индии, Греции не только знали, но и широко опирались на принцип взаимовлияния телесного и психического. Платон, например, в «Хармидах» писал: «...величайшей ошибкой в лечении болезней является то, что есть врачи для тела, врачи для души, но одно неотделимо от другого... Там, где целое чувствует себя плохо, часть его не может быть здоровой».

Возникновение психосоматической медицины

Термин «психосоматика» введен в 1818 г. Хайнротом. В болезни, кроме биологического фактора, он видел патогенный психосоциальный компонент, которому отводил ведущую, активную роль. Хотя своими корнями психосоматическая проблема уходит в глубь веков, медицина долгое время оставалась в основном соматоцентристской, т.е. односторонне ориентированной, недооценивающей роль психического фактора в нормальной и патологической жизнедеятельности человека.

О социальной и медицинской сложности психосоматической проблемы свидетельствует такой факт: примерно 90% всех заболеваний в той или иной мере, связаны с психическим стрессом, негативными пси­хоэмоциональными воздействиями.

Даже обычные лекарственные препараты воздействуют на боль­ного человека не только своим химическим составом, но и психологической составляющей. Не случайно одинаковые рецептурные прописи для больных с однотипными болезнями в одной и той же клинике, сделанные знаменитым СП. Боткиным и его же сотрудни­ками, производили разный целебный эффект.

Психосоматическая медицина — это общая концептуальная ори­ентировка о взаимодействии и взаимовлиянии соматических и пси­хических факторов в этиологии, патогенезе, диагностике, терапии, профилактике и реабилитации заболеваний.

В настоящее время психосоматика должна быть нацелена также на сохранение и укрепление здоровья здоровых людей. В са­мом общем и широком плане под психосоматическими болезнями понимают такие, в возникновении которых психоэмоциональный фактор играет весьма важную, выраженную роль.

В решении психосоматической проблемы большое значение име­ет правильное понимание природы и сущности ощущения. Только под этим углом зрения можно понять такие медицинские проблемы, как боль, аггравация, анам­нез и т.д. Болевое ощущение содержит в себе определенную инфор­мацию о состоянии организма. Будучи переработанной в сознании человека, эта информация может лечь в основу разумной оценки степени болезненного состояния или явиться источником страха, отчаяния и безнадежности.

Сложное взаимодействие субъективных и объективных моментом имеет место не только в показаниях больного, но и в диагностическом процессе врача. Ощущения и восприятия врача, позволяющие ему выявить симптомы заболевания, являются субъективными обра­зами определенных патологических явлений и процессов, наблюда­емых у больных. Несмотря на физиологическую ограниченность ор­ганов чувств и определенную иллюзорность восприятий, нельзя делать агностические выводы о наличии познавательных границ в изучении той или иной клинической картины заболеваний и невозможности правильной постановки диагноза.

Эмпирическое и теоретическое знание в медицине. Научная теория и ее познавательная функция в медицине. Эмпиризм и проблема теоретической нагруженности эмпирического знания. Понятие доказательной медицины. Доказательная медицина как эмпиристская медицинская эпистемология.

Ответ: Научное исследование — это не просто познание чего-либо, а по­знание, направленное на получение новой информации, нового зна­ния, еще неизвестного науке и научному сообществу, а не какому-либо отдельному человеку. Читая, изучая учебник, школьник или студент познает что-то, но не исследует. В упрощенном варианте познают для себя, а исследуют для других.

Важную методологическую и гносеологическую функцию в научном исследовании, в решении проблемных ситуаций выполняет гипотеза (греч. hipothesisпредположение) как попытка преодолеть рамки существующих знаний в том или ином изучаемом объекте и предварительно и предположительно определить его со­держание, которое пока еще неизвестно.

Гипотеза — не просто догадка, а предположение о чем-либо в фор­ме, близкой к законченному, причинно-обусловленному явлению. Нередко гипотезы формулируются в соответствии с принципом аналогии, сходства с чем-либо уже известным. По сво­ей эвристической природе гипотезы выполняют роль связующего зве­на между уже познанным и еще непознанным. Гипотеза должна быть верифицируемой (проверя­емой), т.е. находиться в определенной степени соответствия с характером и результатами проводимых экспериментов и наблюде­ний. По возможности она должна быть проверяемой при данном уров­не знаний и технических возможностей. Невозможность опытной проверки тех или иных следствий и проявлений предполагаемого яв­ления свидетельствует о непроверяемости гипотезы. Непроверяе­мость может быть принципиальная или практическая, т.е. времен­ная, не реализуемая лишь на данном, конкретном этапе развития науки.

В подобных ситуациях к гипотезе предъявляются определенные требования: она не должна противоречить базовым, фундаменталь­ным законам науки (таким, например, как закон сохранения энер­гии).

Гипотеза имеет широкое применение в диагностической деятель­ности врача. Диагностическая гипотеза представляет собой предпо­ложение врача о том, каким именно заболеванием (или несколькими заболеваниями одновременно) страдает обследуемый им пациент, каковы возможная причина, механизм развития этого заболевания. Причем содержание каждого из возможных у больного заболеваний должно быть известно врачу до начала диагностического поиска, т.е. он должен знать этиологию и патогенез, морфофункциональное со­держание и симптоматику патологии, с тем чтобы иметь возможность диагностировать ее. Единственное, что не может знать врач априо­ри, так это каким конкретно заболеванием из возможного их множе­ства (и известного самому врачу) страдает этот пациент.

Поводом для появления той или иной гипотезы может быть ана­логия, т.е. сходство симптомов заболевания у исследуемого больного с симптомами, известными по болезням других пациентов. «Основная функция диагностической гипотезы — объяснительная: посредством нее врач мысленно воспро­изводит предполагаемое внутреннее состояние объекта диагностичес­кой деятельности, его ненаблюдаемые свойства, структуры, а также возможные причины, характер произошедших изменений и направ­ление их развития.

Важнейшим предназначением экспериментальной и теоретичес­кой медицины являются открытие и обоснование законов нормаль­ной и патологической жизнедеятельности человека, его организма и личности. Закон в медицине представ­ляет собой отражение связи нормологического и патологического состояния организма и личности человека с окружающим его экосоциумом, а также взаимосвязи и взаимодействия его органов и систем на всех уровнях их жизнедеятельности, начиная от молекулярно-био-логического и кончая целостно-организменным и личностным.