Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Религиозная Философия.doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
19.08.2019
Размер:
1.88 Mб
Скачать

Цитируемая литература

1. Валла Л. О наслаждении, или Об истинном и ложном благе. М., 1989.

2. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

3. Николай Кузанский. Об ученом незнании // Николай Кузанский. Сочинения в 2-х т. Т. 1. М., 1980.

4. Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986. С. 90–217.

5. Мартин Лютер. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986. С. 290–545.

6. Бруно Дж. Диалоги. М., 1949.

7. Джордано Бруно перед судом инквизиции. (Краткое изложение следственного дела Джордано Бруно) // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1958. Т. 6. С. 349–416.

Глава VI Религиозная ФилософиЯ нового времени

В конце XVI — начале XVII в. в Европе происходят серьезные изменения. Речь идет о возникновении совершенно нового вида знания — экспериментального математического естествознания, т.е. науки в современном смысле этого слова.

До XVII в. не было ни одного вида знания, которое могло бы претендовать на абсолютную истинность. Ни одна религия, ни одна философская система не могла неопровержимо доказать, что только она является истинной. Такую задачу удалось решить зародившейся в XVII в. науке, которая сразу же предложила убедительные критерии своей истинности: логическую доказуемость и экспериментальную проверяемость. С этих пор слово «истина» для многих стало прочно ассоциироваться со словом «наука». Истинность философских и религиозных положений стала подвергаться все большему и большему сомнению. И чтобы подтвердить значимость философии, многие мыслители начинают соотносить философию с наукой и пытаются построить «научную философию», признавая тем самым интеллектуальное первенство науки перед философией. Но следует отметить, что хотя наука и противопоставила себя впоследствии философии и религии, тем не менее возникла она из вполне философских и религиозных положений. Огромная роль в этом принадлежит таким мыслителям XVII в., как Г. Галилей, Ф. Бэкон и Р. Декарт.

§ 1. Галилео Галилей

Галилео Галилей (1564–1642) первым высказал основные положения, которые легли в основание современной науки. Эти положения вытекают из теории двойственной истины, исповедуемой Галилеем: истина одна, но Бог открывает ее двояким образом: как истину, изложенную в Священном Писании, и как истину, изложенную в книге природы. Они не противоречат друг другу, поскольку Священное Писание является книгой Божественного откровения, а книга природы — книгой Божественного творения. Но познавать эти две книги мы можем разными способами. Обе они самостоятельны: познавая Священное Писание путем откровения, путем веры, или познавая книгу природы путем разума, мы приходим в конце концов к одним и тем же положениям. Но когда человек изучает природу, он должен изучать именно природу, а не Библию, иначе происходит подмена методов, и пользы от такого исследования не будет.

Галилеевская наука пришла на смену науке аристотелевской. Авторитет Аристотеля, и так весьма высокий, еще более вырос после работ Фомы Аквинского, который фактически «воцерковил» Аристотеля, так что многие положения физики Аристотеля стали считаться христианскими положениями. Именно в этом следует искать причину того, почему борьбу с аристотелизмом в науке многие стали считать борьбой с христианством. В действительности же произошла элементарная подмена понятий, и сами ученые — творцы новой науки это прекрасно понимали и полемизировали именно с Аристотелем, а не с христианством.

Одно из главных положений современной науки состоит в утверждении однородности пространства, однородности всего мира, в отличие от античной и средневековой физики, которые утверждали в мире наличие естественных мест. По Галилею же, естественных мест не существует. Все предметы ведут себя одинаково, независимо от того, где они находятся — на земле или на небе.

Физика Аристотеля и его средневековых продолжателей была наукой качественной, изучающей умопостигаемые сущности явлений. Недаром Аристотель именовал физику «второй философией». Математическое познание не имеет никакого отношения к природе. Галилей исходит из другой концепции — пифагорейско-платоновской, утверждающей число первоначалом мира, и формулирует принцип, согласно которому книга природы написана на языке математики. Из этого принципа и берет свое начало современное математическое естествознание. Для Аристотеля геометризация природы выглядела бы полнейшей чушью: реальные вещи не имеют ничего общего с идеальными геометрическими фигурами — в природе не существует ни точки, ни окружности, ни прямой. Для галилеевской же физики такие выражения, как «материальная точка», «движение по прямой или по окружности», — вполне обыденны, ведь Галилей – платоник, и убежден, что познавать можно лишь идеальные сущности, а не материальные предметы.

Итак, вклад Галилея в построение научного естествознания можно свести к следующим положениям: 1) метод науки независим от религиозных положений, хотя и не противоречит им; наука, таким образом, самостоятельна в своих исследованиях; 2) научные положения можно согласовать с христианскими путем аллегорического толкования Священного Писания; 3) пространство однородно, природа предметов во всей вселенной одинакова; 4) языком описания природы является математика; 5) следует доверять не простому наблюдению, а тщательно продуманному эксперименту.

Галилей лишь начал процесс создания новой науки. Здание науки им не достроено до конца, ведь в нем нет таких фундаментальных понятий, как закон природы, сила и др. Продолжит дело Галилея по формированию новоевропейской науки Р. Декарт и Г.В. Лейбниц.