Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
путь книги.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
15.08.2019
Размер:
38.32 Кб
Скачать

Основатель знаменитого рода – грек Евстафий Павлович Сарандинаки.

Еще во времена Екатерины II, когда совершал русский флот великие морские победы, перешел на службу России отважный грек Евстафий Павлович Сарандинаки. Этот не знавший страха волонтер адмирала Григория Андреевича Спиридова приехал с русской эскадрой в Кронштадт и поступил на русскую службу. Не пренебрегает ничем в делах службы, он даже командует транспортным судном. Затем получает звание капитана 2 ранга и под началом Ушакова на фрегате "Кирилл Белозерский" сражается у Керчи. И 1798 года не случайно стал капитаном на корабле «Святой Павел» этот бесстрашный русский

грек, с детства знающий все бухты и заливы Архипелага.

ль «Святой Павел»

Сарандинаки, командир флагмана эскадры, являлся весьма близким к Ф.Ф. Ушакову человеком и оказывал влияние на политику, проводившуюся адмиралом на Ионических островах. Таким образом, фактический статус штаб-офицера был выше, чем просто командир самого крупного корабля эскадры. Вот каким был Евстафий Павлович Сарандинаки.

лНас же интересовала та ветвь потомков отважного капитана, которая довела бы до Александра Николаевича Сарандинаки. И вот, что мы нашли.

В 1834 году в возрасте 65 лет умер капитан 2-го ранга Федор Павлович Сарандинаки в имении, которое перешло ему от жены Марии Блазо - в селе Маргаритово на берегу Таганрогского залива Азовского моря.

Их сыновья - это Маргарит(1804-1872) и Павел(1809-1862). Прадедом интересующего нас Александра Сарандинаки и является старший - Маргарит Федорович.

Маргаритовичи.

Те трудные переломные годы российской истории рубежа 19-20 веков довелось пережить его 5-ым сыновьям: Николаю (на снимке), Федору, Григорию, Георгию и Якову.

Немного слов о старшем сыне Маргарита Федоровича о Николае Маргаритовиче(1843-1895). Магистр химии,

ученый-педагог, закончил физико-математический факультет МГУ, был председателем педсовета нахичеванской женской Екатериненкой гимназии, директором ростовского реального училища. Примечательно, что Екатерининскую гимназию закончили Мариэтта Шагинян и Фаина Раневская

И вот еще, что связано с именем этого деятельного человека. В далёком 1876 году была открыта в селе Маргаритовка эта метеостанция Николаем Маргаритовичем Сарандинаки. Сразу же после открытия начались постоянные наблюдения и продолжаются до настоящего времени. Маргаритовская метеостанция продолжает работать и сегодня, уже более 130 лет!

Теперь о судьбе остальных его братьев.

Яков умер в 1917–ом, Федор погиб в гражданской войне, Георгий эмигрировал в США; его, Георгия, дочь Антонина из Новороссийска с Добровольческой армией уехала во Францию, а сын Николай с женой Еленой Лакиер и сыном Александром обосновались в Аргентине. Вот все и сошлось – тот самый Александр Николаевич Сарандинаки, что оставил автограф на нашем журнале, покинул вместе с родителями свою Родину после революции 1917 года.

Вера Николаевна Сарандинаки.

А в Крыму оставалась сестра отца Вера Николаевна Сарандинаки (1878-1963) - дочь того самого Николая Маргаритовича, о котором мы рассказали. Позже в «сталинских списках» с 1938 года появится имя ее племянника и внука Николая Маргаритовича – Всеволода Николаевича Сарандинаки, осужденного по 58 статье.

О Вере Николаевне хочется сказать особо. В роду Сарандинаки много выдающихся людей, посвятивших свою жизнь служению. Одной из них стала и Вера Николаевна – тетя А. Сарандинаки. К тому же мы ошибочно предположили, что она была причастна к судьбе нашего издания.

Имя Веры Сарандинаки широко известно ботаникам всего мира, она принимала участие в экспедициях по Приазовским степям и горного Крыма, где собирала материал для гербариев. Ею найден эндемик (растение, встречающееся лишь в одном определенном районе мира)– василек, который так и называется - василек Сарандинаки.

Мы также выяснили, что в Феодосии жил ее родной брат, который был вице-консулом Греции и возглавлял местную метеостанцию, был ее основателем метеостанции и ее директором - это Михаил Николаевич Сарандинаки. В 1917 он умер.

Вера Николаевна, окончив женские курсы в С-Петербурге, вернулась и постоянно жила с 1917 года в Феодосии и занималась изучением флоры, собирала гербарии. С 1921 по 1923 гг. преподала ботанику в Феодосийском институте и в педагогическом техникуме. С 1923 по 1935 гг. работала научным сотрудником Карадагской научно-биологической станции. Кроме того она заведовала там обширной библиотекой академика Терентия Ивановича Вяземского. Жители Крыма в годы войны спасали библиотеку от оккупантов. Вот мы и предположили, что наш журнал в семью Сарандинаки попал из собрания Вяземского, так как в реестре книг значился в том числе и 82 том «Русской старины». Но ошиблись, все книги его библиотеки имели тиснение на корешке из букв «ТВ». На нашем томе этого нет. Проработав всю жизнь, Вера Николаевна вышла на пенсию, когда ей было уже за 60. Ее ждала нищета и забвение. Жилищем было нечто среднее между землянкой и срубом с земляным полом. Обстановка состояла из двух кроватей, двух стульев и одного стола. Вместе с Верой Николаевной жила ее коллега, которая получала пенсию 30 рублей, а Вера Николаевна — 31. В доме не было ни света, ни воды.

Найденные нами сведения об этой семье хорошо подытоживает высказывание на форуме в интернет сетях одного исследователя, назвавшегося Искателем. Вот, что он написал, подбирая заключительную фразу для своей работы: «Именно Михаилу, Сергею(?) и Вере пришлось встретить Великую октябрьскую революцию, после которой их следы затерялись»! Теперь же её можно закончить другими словами: «Но несмотря на все потрясения выпавшие на их долю (эмиграция, расстрельные списки, нищета) Сарандинаки не затерялись на фоне событий Великой октябрьской революции! Сегодня, в штате Нью Джерсия, в городах Нью Гемпшир и Нью Йорк живут Александра, Татьяна и Серж – новое поколение знатного рода!». Мы не знаем о Сергеи, а вот все другие, указанные люди нам знакомы.

Мы приближаемся к развязке нашей истории.

Александр Николаевич и его сын Петр.

Помните 5-х сыновей Маргарита Федоровича. Каждый из выходцев этого знатного дворянского рода решал вопрос: Как быть в новой жизни советской России?

Мы сказали, что Георгий эмигрировал в США. И еще у нас есть сведения о его сыне: «Николай с женой и сыном обосновались в Аргентине». «С сыном» - это сказано об Александре Николаевиче Сарандинаки. О нем удалось найти немного. Женат был на Анастасии Нарышкиной из того самого древнейшего рода Нарышкиных, познакомились они во Франции, переехали в Аргентину, а в 1960 году эмигрировали в США. Их сын Петр Александрович родился в 14 июля 1950 г. В Мар дель Плато(Аргентина), был капитаном морского флота США, с 1990-ом ушел в отставку. Теперь он основатель и президент фонда «Поиск». Это общественная научная организация, которая образовалась для исследования судьбы детей последнего Российского Императора Николая II  – Цесаревича Алексея и Великой Княжны Марии.

Капитан Пётр Сарандинаки участвовал в трёх экспедициях под Екатеринбургом в 1998-году, в 1999-ом и в 2004-ом.

Летом 2011 года на 1 канале ТВ был показан фильм «Романовы. Последняя глава». О том, как проходило расследование "царского дела" в нем рассказывают президент и основатель фонда "Поиск" Питер Сарандинаки и историк Грег Кинг. Авторы использовали множество фотографий членов царской семьи и кадры кинохроники, некоторые из которых зрители увидели впервые.

Жена Петра Александровича – Мария Владимировна Толстая.

Жена знаменитого теперь в России Петра Александровича Сарандинаки – Мария Владимировна Толстая (г.р.1951) –приходится правнучкой знаменитого писателя Льва Николаевича. В Америке потомки писателя живут уже 60 лет. Вот, что сообщает о своей судьбе Мария Толстая – Сарандинаки:

« Наш отец — Владимир Михайлович — уходил из России в Константинополь, когда ему было всего 12 лет,- рассказывает Маша.

Из Константинополя семья перебралась в Канаду. Потом был Париж. Отец получил диплом архитектора, но Европу захлестнула Великая депрессия, и многие лишились работы. Тогда в поисках средств к существованию внук Толстого отправился в Марокко — разводить кур на ферме. Но и там жизнь не заладилась. Тогда он приехал в Югославию, где реставрировал монастыри.

С наступлением Красной Армии тысячи русских находились под страхом высылки в СССР, а значит — в сталинские лагеря. И тогда наши родители решили уходить в Австрию. Но мало было уйти из Сербии, нужно было попасть в Американскую зону. Дороги и поезда бомбили, и из Бессарабии мы ехали на лошадях — папа, мама, дети, бабушка с дедушкой. В американской зоне нас разместили в лагере для временно перемещённых лиц, где нам суждено было прожить четыре года. И только в 1949 году папе удалось получить американскую визу».

Теперь Мария Владимировна — исполнительный директор организованного русской интеллигенцией Америки фонда помощи Эрмитажу — The Hermitage Museum Foundation. цель фонда такая: русские за океаном собирают пожертвования на реставрацию картин, мебели, здания Эрмитажа, а также для приобретения коллекции нового музейного раздела — современного американского искусства.

Александр, Татьяна Сергей - младшие в роду Сарандинаки.

У нас есть строки из письма Петра Александровича:

Я вырос в США, стал капитаном торгового флота США и путешествовал по всему миру. Женился на Марии Владимировне Толстой, у нас трое детей: Александр, Татьяна и Сергей.

Вот пожалуй и все о современных потомках того самого отважного капитана Евстафия Павловича Сарандинаки и об их семье. Теперь мы знаем, что они - эти младшие из фамилии Сарандинаки - еще и потомки рода Толстых, а по бабушке – Нарышкиных.

Дар из далекой эмиграции – завершение пути. Обратно в Россию.

Но есть еще, что сказать о книге.

В нее вложена записка, составленная рукой Александра Николаевича со словами: «Надеюсь Вам понравиться статья Тучковой-Огаревой про Герцена. Надеюсь, у Вас тоже будут издаваться исторические журналы».

Не получилось, судя по всему, Александру Николаевичу вернуться на столь горячо любимую и утраченную Родину; не уверены мы и в том, что он жив. Разгадка его послания в смысле указанной статьи из «Русской старины». Она содержит воспоминания о лондонской жизни Герцена и Огарева, и об эмигрантах других стран. Вот об одном из них: «он казался весь поглощен заботами о своем отечестве, о нуждах соотечественников-эмигрантов», «казался старее, чем был, так как эта жизнь полная лишений и жертв, кладет свою печать на эмигрантов».

Вот эти-то переживания и были близки Александру Николаевичу. Передавая журнал в Россию, тогда Советский Союз, он надеялся, что придет время и будут говорить о боли и чувствах русских, оказавшихся в изгнании. Революция поменяла государственный строй, образ жизни, судьбы; но смысл у этих людей остался тот же – служение Отечеству.

Так и произошло. Наш рассказ о том, как вплетается «русская старина» в канву человеческой жизни показал вам судьбы неравнодушных деятельных отважных и мужественных людей. А нам добавил понимание, сколько удивительного может хранить «Русская старина».

Спасибо за внимание.