Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
glava_10_knigi_Play_Assessment.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
11.08.2019
Размер:
232.96 Кб
Скачать

Социальное поведение матерей в игре матери и младенца.

Большинство выше упомянутых параметров были сосредоточены на поведении младенца или определенных видах игрового взаимодействия между матерью и младенцем, но также существуют другие формы поведения, которые матери могут использовать для предложения поддержки младенца в игре или возможностей для социального взаимодействия. Одна из наиболее важных форм поведения – поведение наблюдения матери за младенцем и игрушками, были описаны в разделе внимания и взаимного зрительного контакта. Другие формы поведения матери, которые были описаны как особенно важные в игре матери и младенца в ранние месяцы, включают вокализацию и прикосновение. Кажется, что ситуации игры могут выявить специфические виды материнских вокализаций и прикосновения. Эмоциональная интонация вокализаций матери в игре может отражать качество отношений. Пение матери, направляемое ребенком более «любовно», чем неуправляемое ребенком пение, и матери надежно привязанных младенцев выражают больше позитивных вокализаций, чем матери тревожно привязанных младенцев. Прикосновение матерей к своим детям коррелирует с взаимным зрительным контактом и другими формами социального поведения в игре.

МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ИГРЫ МАТЕРИ И МЛАДЕНЦА

Проектирование ситуации игры

В дополнение к разнообразию параметров, которые используются для оценки социального взаимодействия матери и младенца, существует также разнообразие игровых ситуаций, которые могут быть использованы для оценки взаимодействия матери и младенца. Одной из общих ситуаций игры, использующихся для измерения игрового поведения матери и младенца является «свободная игра», в которой у матери и ребенка мало ограничений. Свободную игру, как и несколько других игровых ситуаций можно наблюдать дома, в комнате ожидания, в офисе или в научно-исследовательской лаборатории. В основном, игровые комнаты должны быть оборудованы таким образом, что чтобы казаться максимально насколько возможно похожими на домашнюю обстановку, чтобы избежать реактивности испытуемых, особенно беспокойства ребенка. Хотя лабораторные условия могут выявить некоторые различия в поведении, исследователи нашли стабильность между домашними и лабораторными условиями в поведении матери и ребенка, включая игру.

Выполнено ли наблюдение в домашней обстановке или нет, могут быть введены различные ограничения для предложения дополнительного контроля за ситуацией и потенциальными формами поведения, которые могут быть выражены. Много исследований ссылаются на наблюдение за периодами свободной игры, но затем ссылаются на некоторые ограничения, которые были навязаны предоставленными игрушками, инструкциями, которые были даны матери, или ограничением пространства. Иногда игрушки и инструкции настолько специфичны, что не предполагают свободной игры на игровой сессии, а скорее предполагают возможности обучения или решения проблемных задач.

Управление игрушками

В домашних условиях доступные игрушки могут меняться от младенца к младенцу. И тогда игра младенца и матери может зависеть от игрушек, которые доступны в течение наблюдения, и игрушек может быть меньше, чем обычно, если мать была заинтересована в презентабельности своего дома для визита наблюдателей. Кроме того, если, к примеру, из-за экономических ограничений присутствует мало игрушек, то игра матери и младенца не может быть точным представлением их потенциального взаимодействия по сравнению с другими диадами мать-младенец. Другие ограничения игровых взаимодействий матери и ребенка также могут отражать больше информации об окружающей среде, нежели об их отношениях или социальной компетентности младенца. Сами игрушки могут также ограничить или стимулировать типы игры, поскольку некоторые игрушки являются гендерно-специфичными.

В доме или в лабораторных условиях этих проблем можно избежать, обеспечив стандартный набор игрушек. Например, в Незнакомой ситуации, созданной, чтобы оценить качество материнско-детской привязанности, игрушками, доступными для самостоятельной игры ребенка и социальной игры были: большой красный мяч, звенящий мяч, пластиковый мяч, отделанная машина, игрушечный телефон на батарейках, музыкальный клоун, потрепанная кукла Andy, пластиковые формы и палочки, трещотка-молоток, пластиковая молочная бутылка с мелкими предметами внутри, серебряные браслеты, контрастный кусочек дощечки (кусок листа фольги) и длинная красная труба.

Другие исследования, используя процедуру Незнакомой ситуации или другие исследовательские парадигмы, использовали подобные этому, хотя и не обязательно идентичные, наборы соответствующих возрасту игрушек. В исследованиях охраны детства NICHD, также как и других многосторонних исследованиях, детям предлагали три набора игрушек в отдельных сумках или коробках. Игрушки были выбраны для выявления игровых форм поведения, варьирующих от исследовательского поведения до более сложной символизации в игре. Игрушки, отобранные для сумок варьировали в зависимости от возраста ребенка и исследования, но часто включали: игрушечную печь (плиту), книгу с картинками, ковчег Ноя, кассовый аппарат, игрушечную ферму или дом. Boiler предложил, чтобы игрушки не имели мелких частей, с которыми трудно будет увидеть как ребенок играет, и не были слишком большими, чтобы не повредили съемке игры при видеозаписи. Родителям дали инструкцию, что «необходимо провести некоторое время с каждой игрушкой» и что во всем остальном они могут делать все что захотят. В некоторых случаях использовались только большие игрушки или ряд новых игрушек, а не множество других, которые, вероятно, были знакомы младенцам. Если интерес представляет один определенный вид социальной игры с игрушкой, то полезно ограничить и число, и тип доступных игрушек. Исследования развития символической игры в младенчестве часто обеспечивают ряд соответствующих возрасту игрушек для стимуляции различных уровней символизации в игре.

Описание типов социальной игры матери и ребенка, которые мы обсуждали выше, относят к определенным типам игрушек. Поскольку дети становятся более компетентными в социальной игре с игрушками, игрушки, которые, наиболее вероятно будут включены в социальную игру – это мячи, кубики, книжки, игрушки для символической игры, такие как куклы, мягкие игрушки (изображающие животных), посуда, транспортные средства и игрушечный телефон. Даже с очень маленькими детьми родители, вероятно, будут использовать определенные игрушки, когда будут играть со своими детьми: мягкие игрушки или животные, трещотки, пластиковые кольца, зубчатые кольца и музыкальные шкатулки. Sutton-Smith предполагает, что, независимо от фактического эффекта игрушки на младенца, использование родителями этих игрушек отражает их интерес к раннему развитию их малышей. Даже когда нет никаких игрушек, родители будут использовать любой доступный объект, как было замечено в лабораторных исследованиях, когда родитель достал денежный счет (чек) и начал показывать его 3-месячному младенцу. Часто контейнер, в который кладут игрушки, если он оставлен в доступном месте в течение игровой сессии, будет использован в социальной игре с игрушкой, подобно тому, как часто коробка служит шляпой, которую предлагают матери одеть на голову. Игрушки иногда кладут и вынимают из контейнера, сопровождая обменом игрушками с матерью, или, как часть символической игры, ребенок залезает в коробку.

В некоторых исследованиях, игрушки были специально разработаны для выявления специфического поведения, такого как решение проблемных задач или поиск помощи у матери. Младенцам 6 месяцев показали, как использовать в качестве инструмента их мать, чтобы либо получить игрушки, либо узнать, как они работают. Исследования социального отношения использовали определенные игрушки, которые были разработаны или отобраны для выявления неуверенности младенца: паук с дистанционным управлением, роботы и механические игрушки, музыкальные обезьяны. В исследованиях организации внимания младенца во время игры с матерью и игрушками, наблюдали за игрой младенцев с 2-мя поездами, идентичными друг другу за исключением того, что один сопровождался вовлеченностью матери, а другой нет. Два поезда на батарейках двигались по кольцевой железной дороге, каждая дорога, блокировалась двумя управляемыми рычагом воротами, один в пределах младенца и другой в пределах матери. Для одного поезда ворота матерей были приоткрыты и не требовали вовлечения матери, так что 2 поезда предлагали ясный выбор социального вовлечения. Предпочтение ребенка каждой игрушки было оценено, сравнивая количество манипуляций с каждым поездом и количество зрительного внимания к каждой игрушке. В этих данных, социальных в противовес предметным целям ребенка в игре, в которой он оценивался.

Управление взрослым

Инструкции, которые предлагают матери, могут сильно варьировать в разных исследованиях. Матерей просят не играть с младенцами или делать что-то еще. Матерей можно попросить явно играть с их младенцами «как будто у них есть несколько минут, чтобы посвятить это время непосредственно игре». В других случаях матерей просят не инициировать игру или не двигаться с их места. Иногда исследователи могут сосредоточить их интерес непосредственно к игре младенца, говоря, например, «нам интересно увидеть, как ваш ребенок играет с игрушками. Не стесняйтесь свободно играть с ребенком или не играть, независимо оттого, что вы сделали бы дома». Можно поощрять матерей действовать настолько естественно, насколько это возможно, фактически не прелагая им играть, например, попросить их «представить, что и ваш малыш дома и у вас несколько свободных минут». В начальном эпизоде «свободной игры» в Незнакомой ситуации, направленной на оценку привязанности, матерям говорят «…идите к своему стулу и притворитесь, что вы читаете журнал. Вы можете спокойно ответить малышу, если он сделает попытки вернуться к вам, … но вы не должны стараться привлечь внимание малыша… Если к концу 2 минут он не начнет игру с игрушками, привлеките его внимание к игрушкам и попробуйте пробудить его интерес к ним…». Когда матерям говорят «ведите себя как можно более естественно» их поведение значительно отличается от того, когда их просят не начинать игру: они принимают игрушки, играют с игрушками и вокализируют намного чаще.

Другая альтернатива, особенно если интересно инициирование игры со стороны младенца, заключается в просьбе к матери выполнять другую задачу. Когда мать занята другой задачей, младенец более вероятно может пробовать начать социальную игру с игрушкой, чтобы получить внимание к матери, что становится наиболее важным навыком социальной игры ребенка к концу первого года жизни. В нескольких недавних исследованиях, матерей просили заполнять опросники в течение наблюдаемого периода. Цель опроса состояла в том, чтобы отвлечь внимание матерей от младенца способом, который является знакомым в типичной жизни младенцев: мама работает, пока ребенок играет. Мать можно попросить выполнять другую задачу, но также и проявлять внимание к младенцу, так как она думает это необходимо. Это позволяет наблюдать отзывчивость матери к поиску внимания ребенка.

Матерям также можно предложить определенные реплики в течение наблюдения. Инструкции для матерей в Незнакомой ситуации предупреждают, что будет сигнал по истечении двух минут, который означает для них, что нужно обратить внимание ребенка к игрушкам. В исследовании внимания ребенка, матерям подавались знаки – вспышки света, чтобы вернуть игрушки, которые ребенок выбросил.

Управление младенцем

Намного сложнее управлять ребенком, чем игрушками или матерью, но ограничение доступного места для игры иногда необходимо. Часто важно ограничить ребенка областью, которая будет доступна просмотру наблюдателя или видеокамеры. Многие комнаты для наблюдения являются небольшими, и может быть затруднительным для наблюдателя и для видеокамеры увидеть углы комнаты. Чтобы держать младенца в поле зрения полезно использовать ограничительное стекло, которое держит младенца около камеры или окна наблюдения, но не закрывает обзор. Другое ограничение, которое использовалось в наблюдениях игры и младенца – это размещение ребенка в высоком детском стуле или другом фиксированном месте, стоящем перед матерью, дома или в лаборатории. Когда младенец находится в высоком детском стуле, а мама находится поблизости, легко делать видеосъемку их взаимодействия. Также возможно положить игрушку на поднос высокого детского стула или зафиксировать ее положение поблизости и наблюдать совместно-разделенное внимание. Это ситуация обычна для многих младенцев, которые иногда сидят в высоком детском стуле и играют до, во время и после приема пищи. К сожалению, некоторые младенцы связывают эту ситуацию с временем приема пищи и выражают некоторое недовольство в отсутствии еды. Однако сложное взаимодействие и игровое поведение можно наблюдать и в такой ситуации.

Иногда младенцы создают свои собственные ограничения. Они могут устать, проголодаться, иметь потребность в смене подгузника или обеспокоены чем-то еще, и сессия наблюдения должна быть закончена раньше. Иногда возможно прервать наблюдение и продолжить, после того как другие потребности будут удовлетворены, но это не всегда возможно. В некоторых ситуациях игры, младенцы могут изменить контекст игры, выбрасывая игрушки с высокого детского стула, например, и изменяя наличие игрушек. Когда отрезок времени, в который проходит наблюдение за младенцами или продолжительность различных контекстов игры изменяется от младенца к младенцу, обычно находят стандартизированную частоту и продолжительность показателей, разделив на общую сумму времени, чтобы получить норму или пропорциональное число.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]