Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Толочек В Современная психология труда Гл 12.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
29.07.2019
Размер:
184.32 Кб
Скачать

376 Глава 12. Профессиональное самоопределение субъекта и карьера

I 2.7. Профессиональная карьера: акмеологическая парадигма 377

выступают ведущими детерминантами профессионализма, карьерно­го продвижения, личностных изменений, которые в свою очередь действенно проявляются в становлении профессионализма, деловой и социальной карьеры человека в период его физической, личност­ной и духовной зрелости. Другими словами, одни и те же объектив­ные условия для разных людей в силу их разного отношения к себе, внешнему миру, к результатам своей деятельности и пр. могут вы­ступать как негативные, нейтральные, позитивные или ключевые, определяющие обстоятельства, изменяющие жизнь человека (напри­мер, достижение определенного возраста, болезнь, вступление в брак или расторжение, получение образования, назначение на должность или увольнение и т. д.).

Качественные изменения, произошедшие в жизни отдельных лю­дей и общества в целом за последнее столетие, дают серьезные основа­ния рассматривать обсуждаемую проблему не только как возрастную периодизацию, не только как личностно-профессиональное развитие, но прежде всего как периодизацию жизни человека во всех аспектах ее проявления, в том числе — в экзистенциальном аспекте.

Если понимать периоды жизни как качественные феномены адап­тации человека к среде, детерминированные совокупностью биоло­гических, психических и социальных факторов его развития при их неоднозначной взаимосвязи, то возможно предположить, что перио­дизация представляет собой не раз и навсегда установленную чет­кую смену фаз развития, а скорее индивидуальный и интегральный ответ организма, психики, личности человека на актуальную для не­го часть конкретных внешних и внутренних условий его жизнедея­тельности (включая социально-экономические и субкультурные, ин-трапсихические).

Из такой периодизации следует, что в разные исторические эпохи отдельные фазы развития людей могут быть более или менее про­должительными в зависимости от условий социума, личностной зре­лости и жизненной позиции человека как активного субъекта своей жизнедеятельности и фаза наивысшего психического, профессиональ­ного и духовного подъема человека — «акме» — может смещаться по «оси» времени его жизни.

Данные, полученные нами на выборках государственных служа­щих, учителей, врачей станций скорой медицинской помощи [125], дают основание для следующих, довольно неожиданных выводов. Темп развития профессионализма субъектов на всем протяжении карьеры неравномерен и имеет крутую восходящую ветвь и нисходя-

щую с фрагментарно восходящими или стабильными участками. В дина­мике профессионализма явно различаются две части, два этапа карье­ры — восходящая (до 35-45) и нисходящая ветви (после 40-45 лет). Следовательно, темп развития профессионализма обусловлен не толь­ко законами психологического развития, но и целым рядом акмеоло-гических факторов. В период с 25 до 30 лет активно протекают про­цессы системообразования основных структур профессионализма. Темп развития профессионализма наиболее высок в интервале между 25-30 годами. Затем в интервале между 30-35 годами он замедляет­ся примерно в два раза. К 35-40 годам развитие составляющих про­фессионализма замедляется еще на 30-90% от начальных величин (табл. 11.3,11.4). В этот период могут происходить кардинальные из­менения в производительности труда, системе саморегуляции, здо­ровье. В интервале между 40-45 годами происходит качественный перелом в развитии анализируемых составляющих профессионализ­ма субъектов: темпы развития монотонно снижаются и становятся «отрицательными» сравнительно с величинами прироста профессио­нально важный качеств в период профессионального старта субъектов. «Пики» развития более простых составляющих профессионализма субъектов приходятся на более ранний возраст (например, креативно­сти на 35-40 лет), более сложных — на более поздний (стиль профес­сиональной деятельности — 45 лет, стиль руководства — 45-50 лет). Результаты исследования свидетельствуют о максимальной роли как акмеологических факторов в становлении профессионализма, карь­ерном продвижении следующих условий: первоначально роль отца, позже — первого руководителя, трудового коллектива, супругов, числа детей в собственной семье [127].

, Признаем также, что вышеприведенные теории психического раз­вития, периодизации жизни, становления профессиональной карьеры (раздел 12.4), равно как и разные формы их научного отображения (традиционная, акмеологическая, синергетическая парадигмы), — всего лишь отражают определенные закономерности, тенденции, ко­торые значимы для выявления типологий, но они весьма условно обозначают реальные и действительные факторы индивидуального пути человека. Личностные особенности человека могут быть много весомее предполагаемой типологии. В действительности, с развити­ем демократических институтов исключением из правила становит­ся не «индивидуальная карьерная траектория», а соответствующий теории профессиональный путь человека. Обратимся к двум реаль­ным примерам.

378 Глава 1 2. Профессиональное самоопределение субъекта и карьера

12.7. Профессиональная карьера: акмеологическая парадигма 379

А. Б. 1946 г. р. В 1963 г. но разнарядке военкомата закончил курсы водите­лей и в этом качестве начал свою профессиональную карьеру, завершив среднее образование в вечерней школе. В 1964 г. был призван на действи­тельную военную службу и три года служил в автомобильном батальоне в качестве водителя. Мобилизовавшись из рядов Советской армии в 1967 г., пошел работать водителем автокомбината № 2 города Л.; женился; через год у него родился ребенок. Отношения с женой и сыном складывались сложные, отчужденные.

С начала работы по профессии А. Б. взял за правило в конце недели, по­сле рейса, перед выходным днем выпивать с друзьями. В течение после­дующих 30 лет он три раза менял место работы, оставаясь в той же долж­ности. В октябре 1997 г. после очередного рейса А. Б., как обычно, крепко выпил, заснул и больше не проснулся.

Едва ли такую профессиональную карьеру можно назвать «по­этапным восхождением к вершинам мастерства», «оборвавшейся ме­лодией» и т. п. Она больше похожа на монотонный звук, который од­нажды просто прекратился...

С. В. Родилась в 1966 г. в многодетной семье в провинциальном городе. С 14 лет стала работать, совмещая работу с учебой в средней школе. В 14 лет но чужому паспорту мыла полы; с 16 лет работала на почте. По окончании 10-го класса «провалилась» при поступлении на философ­ский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (сказалось вынужденное со­вмещение работы и учебы в школе). После непродолжительного стресса она круто поменяла первоначальные планы. Поступила на 1-й курс вечер­него отделения политехнического института родного города, днем рабо­тала на одном из предприятий. В 1987 г. она перевелась на дневное отде­ление Московского горного института, который с отличием закончила в 1991 г. В том же году она успешно сдала экзамены и поступила в аспиран­туру. Материальное положение, однако, вынудило ее опять круто изме­нить первоначальные планы. С 1991 по 1993 г. она работала в качестве ме­неджера — начальника отдела сбыта — коммерческого директора в одной из крупных частных компаний. В 1993 г. воспользовалась «1 шансом из 1000» (здесь и ниже — фразеологизмы респондента. — В. Т.) — возможно­стью самореализации, создала собственную научно-внедренческую ком­панию. Организация быстро развивалась — до 1998 г. После августа 1998 г. («дефолт») она была вынуждена три года заниматься нелюбимой рабо­той, чтобы отдать долги. В 2001 г. она вновь «обрела свободу» и возглави­ла свою частную организацию, шаг за шагом расширяя объем и содержа­ние ее деятельности.

В 2000-2003 гг. она получила второе высшее образование, новая профес­сия соответствовала профилю предполагаемой деятельности ее новой коммерческой фирмы. В 2003 г. она успешно защитила диплом и ноставн-

ла перед собой задачу защитить диссертацию на соискание ученой степе­ни кандидата наук.

Прогнозировать дальнейшую карьеру этой женщины, опираясь на ее про­шлое, равно как и на известные теории, сложно. С высокой вероятностью можно лишь прогнозировать социальную успешность нашего респонден­та в целом.

С. В. сравнительно поздно по меркам XIX и даже XX в. вышла замуж, ро­дила первого ребенка в 1998 г., в 2002-м — второго. К 36 годам, за 12 лет профессиональной деятельности и 22 лет трудовой, женщина семь раз круто меняла сферы социальной активности, свое профессиональное по­прище. Постоянным оставалось лишь одно — желание «сохранить и при­умножить себя в нашей разрушающейся и разрушающей стране». Средст­во — работа. Условие — профессиональная успешность на любом рабочем месте, быстрый прогресс как специалиста.

Образно говоря, второй пример карьеры было бы неверно назвать даже мелодией, это скорее полифония, каждый новый акт которой исполняется не по правилам прошлого, а согласно целям, приорите­там, ценностям настоящего и будущего. В основе стиля жизни лежит ориентация на будущее, на избранные ценности и смыслы, высокая самоорганизация и «функциональная интегрированность на цель», готовность к длительному и сложному восхождению к «вершинам», способность искренне радоваться общению с людьми (сотрудника­ми, партнерами).

«Стартовые условия» и социальные ниши у этих двух людей были сходными, но их судьбы сложились совершенно по-разному, поскольку различны были социально-экономические условия самореализации, но главное — различались их личностные особенностей. Отсюда — два почти полярных типа биографий. На одном полюсе — абсолют­ное подчинение человека внешним обстоятельствам (в том числе групповым нормам), на другом — построение собственной судьбы, не всегда — благодаря, но чаще — вопреки внешним обстоятельст­вам.

Два случая не представляют собой двух оснований для конструи­рования разных теорий, а лишь указывают на ограниченность любых теорий, выстроенных по одному основанию.

В данном разделе главы мы предпочли проиллюстрировать об­щие положения о профессиональной карьере на конкретных приме­рах, снабдив их минимальными комментариями, признавая доста­точную наблюдательность и профессиональную зрелость читателя. В них — парадоксальные связи сохранения индивидуальности и не­обходимости творческого союза с партнерами совместной деятель--