Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
транзит в Боливии.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
19.07.2019
Размер:
77.07 Кб
Скачать

В. М. Давыдов

Дискуссия, которую мы можем наблюдать в Боливии сегодня, продолжается и в этом зале. Некоторые говорят, что не надо идеализировать людей, которые группируются вокруг нынешнего президента Боливии. Но я думаю, что нельзя идеализировать все поставленные на карту интересы. Надо смотреть на вещи прямо. Не все интересы продуктивны, не все ориентированы на поиск национального согласия, большей частью нет. В этом случае я как ученый считаю, что мы должны стремиться к научной объективности, а не исходить из политических предпочтений. Это в академической работе чревато большими рисками.

Конечно, история преподносит нам много сюрпризов, и, к несчастью, дает нам ответы постфактум. Но процесс еще не завершен. Возвращаясь к тому, что надо смотреть на вещи прямо, считаю, что это наиболее адекватная позиция при изучении процессов, происходящих сегодня в Боливии. Я не думаю, что проект президента Э. Моралеса заранее обречен на провал. Наша задача найти аргументы "за" и "против", а не только "против". Политическая жизнь, повседневная жизнь Боливии полна этими "за" и "против". Мы имеем противоречивую картину, крайне противоречивый проект. Однако не все противоречия являются продуктом сегодняшнего дня, многие идут из прошлого. Это как слоеный пирог, и мы не можем сказать, что именно политика нынешнего правительства привела к увеличению количества этих опасных "слоев". Предполагаю, что политики, являющиеся сторонниками Э. Моралеса, не все делают идеально. Но они искренне пытаются найти ответы на вызовы, на которые предыдущая политика, начатая в 50-е годы, не дала адекватных ответов. Еще раз призываю вас рассматривать исторический процесс именно как исторический.

Э. Сдабагян, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ила ран

Мы, российские исследователи, не просто тщательно изучаем процессы, происходящие в Боливии, но и искренне волнуемся за их судьбу, желаем успехов.

Насыщенный теоретическими выкладками и конкретными фактами аналитический доклад господина посла наводит на размышления, которые считаю необходимым представить на ваше рассмотрение. Но в начале несколько пред-

стр. 34

варительных замечаний. Убежден, мы собрались не для того, чтобы петь дифирамбы нынешним боливийским властям и безудержно восхвалять абсолютно все их действия. Наша задача в том, чтобы попытаться дать непредвзятый научный анализ происходящего. Политики же могут извлечь из сказанного практические выводы, согласиться или отвергнуть наши доводы и аргументы.

Первое. Леворадикальных политиков типа Э. Моралеса отличает налет романтизма. Они убеждены, что все ранее накопившиеся проблемы можно решить одним махом, кавалерийским наскоком. И тогда буквально сразу же наступит светлое завтра, о котором они мечтали, находясь в оппозиции. Они игнорируют наличие объективных трудностей, полагая, что все зависит исключительно от политической воли правителей. Второе. Радикалы, как правило, предпочитают начинать с чистого листа, практически игнорируют все сделанное до них. Всю предшествующую историю они рисуют сплошным черным цветом. Третье. Радикалы слишком прямолинейны. Они не склонны к компромиссам, не учитывают реального соотношения сил. Четвертое. Для них характерно нетерпение. Достаточно вспомнить, что Э. Маралес, опираясь на свои "дружины", сокрушил двух глав государств - Г. Санчеса де Лосаду и пришедшего ему на смену К. Месу. Причем различие между ними не проводилось, хотя первый из них сильно отличался от второго: был нацелен на диалог, пошел навстречу ряду требований мятежных кокалерос. (Наглядным свидетельством этого служит его книга "Президентское правление в Боливии: между силой и законом", выпущенная ИЛА по инициативе нынешнего посла.) Нетерпение, генетически заложенное в крови радикалов, проявляется и после их прихода к власти. Пятое. Шлейф насильственных действий, использовавшихся в борьбе за власть, тянется за ними, превращаясь в норму. Это ярко проявилось и в ходе работы Учредительной ассамблеи, когда оппозиция фактически оказалась за бортом процесса. Шестое. Фетишизация роли Учредительной ассамблеи как первородной инстанции, возвышающейся над всеми остальными ветвями власти, чревата досрочной ликвидацией законодательной и судебной ветвей, узурпацией их полномочий задолго до избрания новых властей в соответствии с Основным законом, выносимым сейчас на референдум. Седьмое. Радикалы, как правило, обуреваемы жаждой власти. Помимо готовности взять ее любыми путями, даже придя к власти легитимным путем, они пытаются с помощью юридических ухищрений продлить свое пребывание на вершине политического Олимпа. Так, в проекте новой Конституции содержится пункт, в соответствии с которым в случае повторного избрания нынешнего главы государства, предшествующие годы будут списаны в переходный период. Отсчет срока полномочий начнется тогда с момента нового избрания.

По моему мнению, грубейшей ошибкой явилось одобрение Учредительной ассамблеей проекта нового Основного закона в отсутствии оппозиции. Это создало парадоксальную ситуацию: пришлось сесть с участием президента и вице-президента за стол переговоров с оппозицией и пересмотреть по ее требованию ряд положений уже готового текста. Это случай, пожалуй, не имеющий прецедента. Возникает вопрос, разве нельзя было сделать это на предшествующих этапах? Отсюда логически вытекает вывод: без существенного расширения своей изначальной социальной и политической базы нельзя добиться успеха на пути преобразований. Над-

стр. 35

лежит отказаться от принципа "кто не с нами, тот против нас". Контрпродуктивно загонять несогласных в стан врагов. В то же время признание властью собственных промахов можно поставить ей в заслугу, это свидетельствует о способности извлечь уроки из происходящего.

Опыт Боливии лишний раз подтверждает, что пресловутый принцип "отнять и поделить" не работает. Поднимать жизненный уровень основной массы населения нужно не путем отъема собственности у богатых и раздачи неимущим. Это надлежит делать преимущественно посредством создания для неимущих достойных условий существования, высокооплачиваемых рабочих мест, налаживания системы социальной зашиты, строительства жилья. Такова общеизвестная истина. Что же касается "Движения к социализму", то его руководство тяготеет к распределительной модели. Конечно, может быть, и надлежит изъять излишки земельной собственности у латифундистов, побудить их к добровольной сдаче необрабатываемых площадей или неиспользуемых пастбищ. Но делать это следует ненасильственным путем, путем создания соответствующих законов. Наконец, последнее замечание. Если прежнюю элиту справедливо упрекали в нещадной эксплуатации коренного населения и даже в неприкрытом расизме по отношению к нему, то нынче, к величайшему сожалению, наблюдаются признаки расизма наоборот. И это, порой, выдается за культурную революцию.

Несведущему человеку может показаться, что я излишне сгущаю краски. Но такова суровая реальность. Дабы сгладить подобное впечатление, добавлю, образно выражаясь, в бочку дегтя ложку меда, сказав о важном достижении нынешней администрации на внешнеполитическом направлении. Речь идет о встрече между президентами Боливии и Чили, которая состоялась в Ла-Пасе в конце 2007 г. Следует подчеркнуть, что Мишель Бачелет был оказан исключительно радушный прием. Например, жители Эль-Альто вручили ей символические ключи от их города, и в знак примирения объявили почетным гостем. (Напомню, что именно они в октябре 2003 г. возглавили движение протеста против поставок газа в соседнюю страну.) Президент расценивала это как знаки, способствующие взаимопониманию. В свою очередь Э. Моралес поблагодарил коллегу, подчеркнув, что между правительствами, вооруженными силами и народами обеих стран в целом возникает климат доверия. Такие слова, прозвучавшие из уст первого лица, поистине дорогого стоят в контексте длительного отсутствия нормальных межгосударственных отношений между соседями. Буквально на следующий день на пресс-конференции министр иностранных дел Чили А. Фоксли заявил, что его страна открыта для восстановления дипломатических отношений с Боливией. Не обольщаясь и не строя больших иллюзий, можно констатировать первые признаки разрядки напряженности. Они появились в момент, когда Р. Лагос, бывший президент Чили, присутствовал на инаугурации Э. Морлеса, а тот, в свою очередь, был на церемонии вступления в должность М. Бачелет. Все это внушает надежду на решение в обозримой перспективе проблемы выхода Боливии к морю.

В заключение еще раз подчеркну: высказанные замечания ни в коей мере не ставят под сомнение значимость процесса преобразований, осуществляющихся властями Боливии. Желаем им успеха в решении грандиозных задач.

стр. 36