Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
20.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
17.07.2019
Размер:
2.22 Mб
Скачать

21 Февраля 1987 г. Пётр Григоренко скончался в Нью-Йор­ке в возрасте 79 лет.

П. Григоренко.

«ПЕРЕСТРОЙКА»

ЗАВЕРШЕНИЕ ЭПОХИ БРЕЖНЕВА

Главный (хотя и не вполне официальный) лозунг эпохи Леони­да Брежнева, начавшейся в 1964 г., — «стабильность», отсутствие резких перемен. «Советские люди с уверенностью смотрят в зав­трашний день», — неоднократно повторял Леонид Ильич. В то же время именно в эпоху Брежнева в обществе назревали буду­щие перемены.

Государственная идеология в 60—70-е гг. почти утратила своё былое значение, оставшись чем-то вроде внешнего фасада. Как ни странно, это положение почти никого не устраивало. Выс­шие слои общества раздражала необходимость как-то скрывать свой достаток, который противоречил официальным идеям ра­венства. Большая часть населения, наоборот, возмущалась нера­венством и привилегиями. Часто они расценивались как «воров­ство», «взяточничество» и т. п.

В ноябре 1982 г. Л. Брежнев скончался. К власти пришло но­вое руководство во главе с 67-летним Юрием Андроповым. Впер­вые в советской истории бывший чекист возглавил партию. Он опирался прежде всего на КГБ, которым руководил более 15 лет. Ю. Андропов, как и многие работники КГБ, считал, что необходи­мо некоторое обновление официальной идеологии. Первые пере-

Ю. Андропов. Июнь 1983 г.

627

НАРОДНЫЕ ФРОНТЫ ПРИБАЛТИКИ

С весны 1988 г. среди интеллигенции большим успехом пользовалась идея «народных фронтов». Речь шла о мас­совых движениях сторонников «пере­стройки».

Правда, в России народные фронты так и остались до 1990 г. маленькими груп­пами «неформалов». Иначе развива­лись события в Прибалтике. Здесь на­родные фронты быстро переросли в массовые движения, включившие сот­ни тысяч людей. Например, в Литве в октябре 1988 г. сразу после создания «Движения перестройки» (Саюдиса) состоялась впечатляющая демонстра­ция. Около 200 тыс. человек прошли с факелами по улицам Вильнюса.

Вначале мало кто рассматривал «на­родные фронты в поддержку пере­стройки» как чисто национальные дви­жения. Но в 1989 г. произошла быст­рая смена лозунгов. Слова о «поддерж­ке перестройки» исчезли из их назва­ний. К концу года они уже призывали к национальной независимости и отде­лению от Союза.

Одновременно у народных фронтов появились и противники. Против неза­висимости выступало большинство русскоязычного населения. Возникли движения «Единство», «Интернацио­нальный фронт» и др. Они боролись за сохранение Советского Союза.

В конце 1989 г. и начале 1990 г. в стра­нах Прибалтики прошли выборы в Вер­ховные Советы. Победа на них всюду досталась народным фронтам.

На следующий шаг первым решился Верховный Совет Литвы. Здесь было меньше всего русскоязычного населе­ния. 11 марта 1990 г. Верховный Со­вет провозгласил независимость рес­публики. Советский Союз этого реше­ния, конечно, не признал.

В январе 1991 г. борьба между сто­ронниками и противниками независи­мости Литвы резко обострилась. 11 ян­варя противники независимости за­явили, что создаётся «Комитет нацио­нального спасения», который «берёт

мены в этой области произошли немедленно. Прежде во всех офи­циальных речах ораторы перечисляли достоинства Генерального секретаря, что играло роль своеобразной «присяги». Теперь подоб­ные похвалы почти мгновенно исчезли из выступлений.

Обновить идеологию в целом, отбросить её «устаревшие» части было далеко не так просто. Требовалось расшатать сло­жившееся в обществе равновесие, начать какое-то движение. Средством к этому стала «борьба со взяточничеством». По всей стране начались многочисленные аресты «взяточников и воров». Ещё в начале 1982 г. КГБ арестовал нескольких друзей дочери Брежнева Галины. Арестовали, а потом расстреляли Юрия Со­колова, директора Елисеевского гастронома в Москве. На суде он сказал, что из него сделали «козла отпущения». В ходе чисток сменилось около трети секретарей обкомов партии.

Все эти меры вызвали растущее сочувствие большинства на­селения и сильную тревогу высших слоёв общества. Некоторые говорили — одни с одобрением, другие со страхом, — что на­ступает новый 1937 год. Только теперь арестовывают не «вра­гов народа», а «взяточников».

Одновременно началась кампания «укрепления дисципли­ны». Проводились массовые проверки документов у людей, на­ходящихся в кинотеатрах, парикмахерских, магазинах в дневное время. Каждый задержанный должен был объяснить, почему он не на работе. Все эти меры связывали с именем Андропова.

Но осенью 1983 г. Юрий Владимирович перестал появлять­ся на людях. 9 февраля 1984 г. он скончался, как сообщили га­зеты, от многолетней тяжёлой болезни почек.

В первую годовщину его смерти советские телезрители узна­ли, что бывший Генеральный секретарь, как когда-то И. Сталин, был поэтом. По телевидению прозвучали стихи Ю. Андропова:

Да, все мы смертны, хоть не по нутру

Мне эта истина, страшней которой нету,

Но в час положенный и я, как все, умру,

И память обо мне сотрёт седая Лета.

Мы бренны в этом мире «под луной»:

Жизнь — только миг, небытие навеки,

Кружится во Вселенной шар земной,

Живут и умирают человеки.

Но сущее, рождённое во мгле,

Неистребимо на путях к рассвету,

Иные поколенья на Земле

Несут всё дальше жизни эстафету.

ПЕРЕД НАЧАЛОМ «ПЕРЕСТРОЙКИ»

После смерти Ю. Андропова его место занял 73-летний Констан­тин Черненко, также смертельно больной. Очевидно, он именно в силу своей болезни оказался компромиссной, временной фигурой. Константин Устинович сделал отчаянную попытку остановить пе­ремены и вернуть эпоху «уверенности в завтрашнем дне».

628

Он прекратил следствие против ряда высокопоставленных «взяточников», в том числе бывшего министра внутренних дел Николая Щёлокова. На праздничном приёме в Кремле появилась Галина Брежнева. В официальных речах возобновились обяза­тельные похвалы в адрес генсека.

Однако здоровье К. Черненко с каждым месяцем слабело, как и его власть. Вскоре следствие против Щёлокова возобно­вилось. «Когда бывший министр узнал, — рассказывал историк Рой Медведев, — что против него возбуждено уголовное дело и он лишён специальным указом всех наград, кроме фронтовых, он надел на себя парадную форму генерала армии со всеми ор­денами, зарядил своё лучшее ружьё и выстрелил себе в рот».

10 марта 1985 г. К. Черненко, страдавший эмфиземой лёг­ких, скончался. Почти до последнего дня он не сдавался, про­должал бороться за жизнь. Его помощник Вадим Печенев вспо­минал: «Он уже нетвёрдо стоял на ногах, дышал тяжело, с хрипа­ми, кашлял. Но это всё более и более его ожесточало. Иногда даже создавалось впечатление, что генсек всё-таки выкарабкается...». 5 марта уже умирающий Константин Устинович в последний раз появился перед телекамерами, чтобы проголосовать на выборах в Верховный Совет.

ПЕРВЫЕ ШАГИ МИХАИЛА ГОРБАЧЁВА

Выборы нового генсека на место К. Черненко произошли с оше­ломляющей быстротой. Сообщения о смерти Черненко и избра­нии нового генсека разделяло всего 4 часа.

Борьба шла между сторонниками и противниками линии Андропова. Своим кандидатом «андроповцы» выдвинули самого молодого члена Политбюро 54-летнего Михаила Горбачёва. Про­тивники «андроповского курса» не решились выдвинуть своего кандидата. На пленуме ЦК 11 марта М. Горбачёва горячо под­держал ветеран руководства Андрей Громыко. «У него приятная улыбка, — заявил Громыко, — но железные зубы».

Первые шаги Горбачёва после избрания в основном повторя­ли меры Андропова. Прежде всего он отменил «культ» своей долж­ности. На глазах у телезрителей в 1986 г. даже грубовато оборвал одного оратора: «Поменьше склоняйте Михаила Сергеевича!».

В печати и по телевидению вновь заговорили о «наведении порядка и дисциплины». В мае 1985 г. вышел известный указ о борьбе с пьянством. Вдвое сократили продажу водки, а в Крыму и Закавказье вырубили тысячи гектаров виноградников. В итоге у винных магазинов выросли громадные очереди и резко увели­чилось потребление самогона (более чем в пять раз).

Возобновились и массовые аресты «взяточников», особен­но в Узбекистане. В 1986 г. арестовали, а позднее осудили на 12 лет заключения зятя Леонида Брежнева Юрия Чурбанова.

В апреле 1985 г. М. Горбачёв впервые ввёл в оборот слово «перестройка», которое сначала понималось довольно узко — как перестройка экономики. В области творческих или граждан-

на себя всю ответственность за судь­бу республики». Комитет потребовал отставки Верховного Совета Литвы и обратился за помощью к советским де­сантникам. Как говорилось в заявле­нии комитета, «такая помощь была оказана».

В ночь на 13 января советские десант­ные войска штурмом захватили здание Литовского радио и телевидения и те­лебашню в Вильнюсе. Эти здания ста­рались защитить тысячи невооружён­ных граждан. Во время штурма погиб­ли 13 человек, в том числе 24-летняя Лорета Аснавичюте, оказавшаяся под гусеницами танка.

Хотя президент М. Горбачёв в своих выступлениях поддержал действия войск, они так и не заняли здание Вер­ховного Совета, а власть «Комитета национального спасения» не была утверждена. События не получили дальнейшего развития.

Национальное движение не только не ослабло, но и многократно повысило свой авторитет. И наоборот, против­ники независимости после происшед­ших событий оказались на грани пол­ного краха.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]