Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
20.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
17.07.2019
Размер:
2.22 Mб
Скачать

Погибшие защитники «белого дома»

Всю ночь на 21 августа 1991 г. броне­техника перемешалась по Москве. Около полуночи шесть бронемашин вошли в туннель, ведущий к Смолен­ской площади. Миновав поворот к «Бе­лому дому», они начали удаляться от него, однако в туннеле натолкнулись на баррикаду из троллейбусов. Водители бронемашин попытались протаранить баррикаду, но безуспешно.

В это время путь назад им отрезали по­ливальными машинами. На смотровые щели бронемашин стали набрасывать тряпки, чтобы «ослепить» их. Одного из вскочивших на броню убило неожи­данным ударом крышки люка. К маши­не бросился его товарищ, чтобы снять с брони тело погибшего. В этот момент машина внезапно дала задний ход, и он оказался под гусеницами. «Запертые» в туннеле бронемашины беспорядочно метались между заграждениями. Погиб ещё один защитник баррикад.

После этого возмущённые люди нача­ли поджигать бронемашины бутылка­ми с зажигательной смесью. Вначале в толпе слышались негодующие выкрики, что с убийцами следует покончить не­медленно. Но нового кровопролития всё-таки удалось избежать. Полковник, бывший с солдатами, привязал к палке белый носовой платок и вывел их из толпы.

Позднее выяснились имена погибших. Ими оказались 23-летний Дмитрий Комарь, 27-летний Илья Кричевский и 37-летний Владимир Усов. Указом Михаи­ла Горбачёва им были посмертно при­своены звания Героев Советского Сою­за. Они оказались последними, полу­чившими это звание...

24 августа состоялись торжественные похороны. В траурной церемонии уча­ствовали Б. Ельцин, М. Горбачёв и дру­гие высшие руководители. Ельцин вос­кликнул, обращаясь к родителям погиб­ших: «Простите меня, что не смог за­щитить, уберечь ваших сыновей!».

637

Августовские события в Москве. Фото к. Завражина.

ста «временно» закрыли большинство газет, но те продолжали выходить, правда в виде листовок.

В 12 часов дня 19 августа Борис Ельцин поднялся на один из танков вошедшей в Москву Таманской дивизии. Стоя на бро­не, он зачитал обращение руководства России. «Мы имеем дело с правым, реакционным, антиконституционным переворотом, — говорилось в нём. — Мы абсолютно уверены, что наши со­отечественники не дадут утвердиться произволу и беззаконию потерявших всякий стыд и совесть путчистов. Призываем к все­общей бессрочной забастовке».

Призыв к забастовке успеха не имел: практически все пред­приятия страны продолжали работать. Но тысячи москвичей на­чали стекаться к зданию Верховного Совета России — «Белому дому». Всего здесь собралось свыше 160 тыс. человек. Они по­строили вокруг здания кольцо баррикад и оставались на площа­ди более двух суток.

Вечером Б. Ельцин подписал ещё более суровый указ, в ко­тором о членах ГКЧП говорилось: «Изменив народу, Отчизне и Конституции, они поставили себя вне закона». Объявление вне

638

Митинг противников гкчп у «Белого дома» в Москве. Фото к. Завражина.

закона означало немедленный расстрел после установления лич­ности. Один из руководителей защиты «Белого дома», генерал Константин Кобец, вызвался «лично командовать караулом, рас­стреливающим эту сволочь».

Отношение к Михаилу Горбачёву резко изменилось. Жур­налист Владимир Молчанов, выступая по радио «Белого дома», попросил у него прощения. Вдова Андрея Сахарова Елена Боннэр заявила в своём выступлении: «Горбачёв — наш президент!».

Обстановка в рядах защитников «Белого дома» всё время была достаточно напряжённой. Постоянно появлялись сообще­ния о том, что вот-вот начнётся штурм здания, В ночь на 21 авгу­ста в столкновении с бронетехникой погибли три человека — Дмитрий Комарь, Илья Кричевский, Владимир Усов.

Ранним утром 21 августа министр обороны Дмитрий Язов неожиданно отдал приказ вывести войска из города. Под свист и аплодисменты москвичей военная техника покинула столицу.

Днём стало известно, что четыре члена ГКЧП отправились в Крым на встречу с Горбачёвым. Видимо, они всё-таки надеялись выяснить возникшее «недоразумение» и как-то разрешить ситуа-

639

цию. Но Михаил Сергеевич отказался разговаривать со своими бывшими соратни­ками. «Заговорщиков я не принимал... и не видел их, и не хочу их видеть», — сказал он на следующий день.

Одновременно в Крым вылетел самолёт с представи­телями руководства России. С ними Горбачёв встретился и согласился вернуться в Моск­ву. В ночь на 22 августа он вылетел в столицу. «Летим в новую эпоху», — бодро заме­тил Михаил Сергеевич. По дороге он поднял тост за здо­ровье Бориса Ельцина. В сто­лице президента радостно встретили журналисты.

Тем же самолётом, всё ещё надеясь на разговор с президентом, возвращался в Москву глава КГБ Владимир Крючков. Через иллюмина­тор он видел, как триум­фально встречают Горбачё­ва. Сопровождавший его ге­нерал КГБ Александр Стер­лигов вспоминал: «Когда Крючков попытался вместе со всеми выйти из самолёта, я сказал: „Посидите ещё, надо подождать". Когда он попытался встать второй раз, я повторил свою прось­бу. Он сказал: „Я всё понял". Я ответил: „Вы поняли пра­вильно"». Так Крючков ока­зался под арестом.

В ночь на 23 августа по Москве прошла волна арес­тов остальных «заговорщи­ков». Когда обсуждался во­прос об аресте Г. Янаева, Гор­бачёв заметил, что здесь сложностей не возникнет: «Я ему скажу, и всё».

22 августа у «Белого дома» состоялся многоты-

Танки у «Белого дома». Фото К. Завражина.

640

сячный «митинг победителей». Со здания сняли красный флаг и торжественно водрузили трёхцветный флаг России.

В тот же день состоялась пресс-конференция Михаила Гор­бачёва, на которой он рассказал о происшедшем. Затем, обраща­ясь к журналистам, произнёс загадочные слова: «Я вам всё равно не сказал всего. И никогда не скажу всего...».

Торжественные похороны

погибших защитников

«Белого дома». Фото К. Завражина.

РОСПУСК КОМПАРТИИ

Августовские события 1991 г. означали по существу логическое завершение «перестройки». Вместе с ГКЧП оказалось сброшено за борт почти всё, что оставалось от прежней государственной идеологии.

Естественно, должна была прекратить существование и ох­ранявшая идеологию структура государства — компартия. В те­чение 1990—1991 гг. именно на ней сосредоточился основной огонь критики. Происходил массовый выход из партии. В числе вышедших оказались Борис Ельцин, Александр Руцкой и другие руководители России.

Во время «переворота» руководство партии никак не поддер­жало ГКЧП, хотя и не осудило его. В документах ГКЧП также не было слов «социализм» или «коммунизм». Казалось, такая ос­торожная позиция могла бы вы­вести партию из-под удара. Но этого, конечно, не произошло.

23 августа Б. Ельцин под­писал указ о «приостановлении деятельности компартии» на территории России. По всей стране закрывали и опечатыва­ли все здания обкомов и райко­мов. Закрыли также газету «Правда» и ещё пять партийных газет. Уже на следующий день М. Горбачёв сложил с себя обя­занности генсека и призвал ЦК к самороспуску. Этим он по су­ществу поддержал указ Бориса Ельцина.

Всего за год до этого чис­ленность КПСС достигла наи­высшей отметки — превысила 19 млн. человек. Это более чем в 80 раз превышало количество большевиков, пришедших к вла­сти в 1917 г. И тем не менее её роспуск не вызвал не только ни­каких беспорядков в стране, но и ни единой акции протеста.

641

Митинг противников ГКЧП возле «Белого дома». Фото К. Завражина.

ПОГИБШИЕ «ЗАГОВОРЩИКИ»

Жертвами августовских событий ока­зались трое из близких к ГКЧП людей. Первым 23 августа погиб один из чле­нов ГКЧП министр внутренних дел Борис Пуго.

Среди тех, кто пришёл арестовывать его, был экономист Григорий Явлин­ский. Он рассказывал, что, войдя в квартиру Б. Пуго, они нашли тело ми­нистра с простреленной головой. Пис­толет был кем-то аккуратно положен на тумбочку. Рядом на полу сидела жена министра, лицо её было в крови. Она что-то бессвязно бормотала: Вскоре скончалась и она.

24 августа в своём кабинете в Кремле нашли повешенным личного советни­ка Горбачёва 68-летнего маршала Сер­гея Ахромеева. Официально причиной смерти назвали самоубийство. Но мно­гих удивило, что маршал избрал такой не военный способ, чтобы свести счё­ты с жизнью. Однако даже после смер­ти С. Ахромеев не нашёл покоя: через неделю его могила была ограблена, маршальский мундир похищен.

Последней жертвой августа 1991 г. оказался управляющий делами UK КПСС Николай Кручина. Ранним утром 26 августа при невыясненных обстоятельствах он погиб, упав с бал­кона своей квартиры на пятом этаже.

642

На месте гибели защитников «Белого дома». Август 1991 г.

«Митинг победителей» у «Белого дома». 22 августа 1991 г.

Во время похорон погибших защитников «Белого дома».

Баррикады вокруг «Белого дома».

Сброшенный памятник Ф. Дзержинскому.

Москва. Сентябрь 1991 г.

Фото И. Зарубина.

РОСПУСК СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Первоначально августовские события создавали впечатление не только завершающей победы «перестройки», но и личной побе­ды Михаила Горбачёва. Резко повысился его авторитет среди интеллигенции. М. Горбачёв выглядел единственным реальным кандидатом на пост президента СССР на новых выборах. Борис Ельцин ещё в июле заявил, что поддержит его на таких выборах. Сместить Гор­бачёва было возможно, только упразднив само государство, которое он возглавлял, — Совет­ский Союз.

Некоторые республики после августа 1991 г. вышли из состава Союза. Так, б сентября прези­дент Горбачёв признал независимость Литвы, Латвии и Эстонии. Но девять республик, каза­лось, не собирались покидать Союз. Не далее как в марте на референдуме три четверти их насе­ления проголосовали за сохранение Союза.

Однако в декабре в развитии событий про­изошёл неожиданный поворот. 1 декабря боль­шинство населения Украины проголосовало за независимость страны.

8 декабря в Беловежской Пуще встретились руководители России, Украины и Белоруссии — Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич. Они подписали заявление, в котором гово­рилось, что республики бывшего Советского Сою­за становятся независимыми. Вместо СССР они создали Союз Независимых государств (СНГ).

25 декабря президент СССР Михаил Горба­чёв в последний раз выступил по телевидению с обращением к народу. Он заявил о своём ухо­де с этого поста.

Вечером того же дня произошла торжест­венная смена флагов над Кремлём. Впервые с 1918 г. над крепостью опустился красный совет­ский флаг и вместо пего поднялся бело-сине-красный флаг России. Эта символическая цере­мония означала, что Советский Союз прекратил своё существование.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]