Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лессинг1.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
16.07.2019
Размер:
49.96 Кб
Скачать

Вопросы к главе VIII

В этой главе Лессинг рассматривает изображение Венеры — как в главе I рассматривал изображение Лаокоона: сначала в одной группе видов искусства (т.е. то, как образ создавали ваятель и живописец), а затем в другой (т.е. то, как работал поэт).

1) С какой целью Лессинг, кратко проанализировавший целый ряд художественных образов античных героев, особое внимание уделяет сначала образу Лаокоона, а затем образу Венеры? Какой научный принцип отбора материала стоит за этим выделением двух фигур? Что в европейском культурном сознании олицетворяют эти образы?

Поэзия есть искусство более широкое, что ему доступны такие красоты, каких никогда не достигнуть живописи, она часто может иметь основания предпочитать неживописные красоты живописным – именно поэтому принципу автор описывает образ страдающего Лаокоона и разгневанной Венеры.

Венера для ваятеля есть только любовь, и потому он должен стараться придать ей всю ту стыдливую, скромную красоту, всю нежную прелесть, какие восхищают нас в любимых существах и какие мы связываем с представлением о богине любви.

Для поэта Венера есть также любовь, но вместе с тем и богиня любви, имеющая, кроме этого своего основного характера, и свои собственные индивидуальные черты и, следовательно, способная поддаваться как отталкивающим, так и привлекательным страстям. Что же удивительного, если она у поэта пылает гневом и яростью, особенно когда причина этого гнева — оскорбленная любовь?

Боль Лаокоона ни в какой мере не искажает ни его лица, ни позы. Лаокоон не испускает того страшного крика, скорее мы слышим глухой, сдержанный стон. Телесная боль и величие духа с одинаковой силой и гармонией выражены в этом образе. Мука Лаокоона глубоко трогает нас, но мы хотели бы переносить наши муки так же, как и этот великий человек. Выражение такой великой души выходит далеко за пределы воспроизведения просто прекрасного.

2) Какие произведения словесного и изобразительного искусства рассматривает ученый? с какими иными женскими образами в искусстве может быть сопоставлено изображение Венеры?

Лессинг рисует образ Вакха Овидия с рогами, образы мечущих молнии Минерву и Юнону и разгневанную Венеру Стация и Валерия Флакка.

Позволительно сказать, что только поэт может изображать отрицательные черты и путем смешения этих отрицательных черт с положительными соединять два явления в одно. Венера у Стация и Валерия уже не нежная, стыдливая Венера, с волосами, скрепленными золотой булавкой, не Венера, облаченная в легкую лазурную ткань, а Венера без пояса, горящая не пламенем любви, а иным огнем, Венера, вооруженная большими стрелами и окруженная похожими на нее фуриями.

Вопросы к главе х

В этой главе Лессинг останавливается на воплощении в искусстве отвлеченных идей, на воссоздании предметного ряда — атрибутов, сопровождающих героев.

В чем, по мысли ученого, состоит разница в изобразительных возможностях пространственных и временных видов искусства, взятых в этом аспекте?

Поэты говорят довольно о музах как о живых лицах; но вообще об их атрибутах, одежде и внешнем виде они рассказывают очень мало.

Когда поэт олицетворяет отвлеченные идеи, он уже достаточно характеризует их именем и действиями.

У художника этих средств нет. Поэтому он должен наделять свои олицетворенные абстракции символическими знаками, которые бы давали возможность их распознавать. Эти знаки, имея в данном случае особенное значение, превращают абстракции в аллегории.

Какие мифологические герои и изобразительные идеи их воплощения в искусстве привлекли внимание просветителя?

Внимание просветителя в этой части больше всего привлекли музы. Он удивляется почему поэты часто обращаются к ним как к живым существам, но абсолютно не дают никаких описаний их внешних данных.

Художник, украшая простую фигуру символическими знаками, превращает ее в высшее существо. Если же поэт прибегает к этого рода украшениям, то он высшее существо превращает в простую куклу. Все вымышленные ими существа ходят в масках, и те поэты, кто наиболее искусен в этих маскарадах, обыкновенно менее всего пригодны к настоящему делу, а именно к тому, чтобы заставить своих героев действовать и этими действиями характеризовать их. Впрочем, между атрибутами, которыми художники пользуются для конкретизации отвлеченных идей, есть и такие, которые особенно пригодны для поэтического употребления и достойны его.

Весы в руках Правосудия уже менее аллегоричны, ибо правильное употребление весов есть действительно дело правосудия. Лира же или флейта в руках Музы, копье в руках Марса, молоток и клещи в руках Вулкана уже совсем не знаки: это просто инструменты, без которых эти существа не могли бы совершать приписываемых им действий. К этому роду принадлежат атрибуты, которые иногда вводятся в описания древними поэтами и которые в отличие от аллегорических Лессинг назвает поэтическими.