Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лессинг1.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
16.07.2019
Размер:
49.96 Кб
Скачать

3) В чем и почему Лессинг не может согласиться с Винкельманом?

Лессинг не может согласиться с Винкельманом, в истолковании мудрости и в обобщении тех правил, которые Вилькельман из него выводит. Вилькельман показывает на основе Лаокоона, что душа, боль и другие чувства не должны быть видны в лице героя, в его позе, он не может страшно кричать от боли, он может позволить себе лишь глухой стон. Лессинг говорит, что герои и боги – это те же люди, они чувствуют и не стыдятся выражать свои чувства и слабости, и это не может остановить их при выполнении дела чести и долга. По мнению Лессинга, крик при ощущении физической боли, в особенности по древнегреческим воззрениям, совместим с величием духа, то очевидно, что проявление его не могло бы помешать художнику отобразить в мраморе этот крик. Должна существовать какая-то другая причина, почему художник отступил здесь от своего соперника-поэта, который умышленно ввел в свое описание этот крик.

4) С какой целью Лессинг в своем трактате сопоставляет образ Лаокоона в словесном искусстве и тот же образ в скульптуре? Какие произведения исследователь при этом анализирует?

Лессинг сопоставляет образ Лаокоона в словесном искусстве (Вергилий 2-ая песня «Энеиды») и в скульптуре (Агесандра Родосский, Полидора, Афинодора «Лаокоон и его сыновья»), чтобы показать различия между этими образами и прийти к выводу, что крик при ощущении физической боли, в особенности по древнегреческим воззрениям, совместим с величием духа, то очевидно, что проявление его не могло бы помешать художнику отобразить в мраморе этот крик. Должна существовать какая-то другая причина, почему художник отступил здесь от своего соперника-поэта, который умышленно ввел в свое описание этот крик.

Вопросы к главе II

1) Как Лессинг формулирует высший закон изобразительных (пространственных) видов искусства?

Греческий художник не изображал ничего, кроме красоты; даже обычная красота, красота низшего порядка, была для него лишь случайной темой, предметом упражнения и отдыха. В работах греческого художника должно было восхищать совершенство самого предмета; художник ставил себя слишком высоко, чтобы требовать от зрителя лишь холодного удовлетворения сходством предмета или своим умением; в его искусстве ему не было ничего дороже, и ничто не казалось ему благородней, чем конечная цель искусства.

2) Какие произведения и образы он рассматривает, и о каких мифологических героях идет речь?

Лессинг дает образы:

А) Павсон – афинский художник, вечно страдавший от недоедания, бедняк и острослов. Неоднократно упоминается в комедиях Аристофана («Ахарняне», «Женщины на празднике Фесмофорий»). Аристотель в «Поэтике» говорит о нем как о художнике, который, словно специально, принижает достоинства своих моделей).

Б) Переик - художник эпохи эллинизма, афинянин. По Плинию Старшему, «достиг высшей славы именно в изображении низменного. Он писал цирюльни и сапожные лавки, осликов, снедь и тому подобное, прозванный за это Рипарографос» (живописец «мусора»).

В) Тимант – греч. живописец. Квинтилиан в трактате "Обучение оратора" рассказывал, что однажды Тимант писал картину о заклании Ифигении и, желая изобразить скорбь присутствующих, "достиг в этом отношении предела возможностей своего мастерства, однако, дойдя до отца девушки, нарисовал его с закрытым лицом, как бы давая этим понять, что такую степень отчаянья выразить невозможно". Здесь Лессинг показывает таких мифологических героев, как Ифигения, Агмемнон.

Далее Лессинг рисует образы софклового Геракла, Фелоктета Пифагора Леантина.

Вопросы к главе III

  1. О каких иных, помимо высшего закона, закономерностях специфического изображения человека и действительности в пространственных видах искусства пишет Лессинг?

Истина и выразительность являются главным законом в пространственных видах искусства, и так же, как сама природа часто приносит красоту в жертву высшим целям, так и художник должен подчинять ее основному устремлению и не пытаться воплощать ее в большей мере, чем это позволяют правда и выразительность. Художник должен держаться известной меры в средствах выражения и никогда не изображать действие в момент наивысшего напряжения.

  1. Какие мифологические фигуры вдохновляли древних художников?

Тимомах часто выбирал в качестве сюжетов более сильные страсти, у него часто встречаются неистовствующий Аякс, детоубийца Медея.

Вопросы к главам IV, V

О каких законах и закономерностях словесного искусства говорит Лессинг?

Поэту открыта для подражания вся безграничная область совершенства, то внешняя, наружная оболочка, при наличии которой совершенство становится в ваянии красотой, может быть для него разве лишь одним из ничтожнейших средств пробуждения в нас интереса к его образам. Часто поэт совсем не дает изображения внешнего облика героя, будучи уверен, что когда его герой успевает привлечь наше расположение, благородные черты его характера настолько занимают нас, что мы даже и не думаем о его внешнем виде или сами придаем ему невольно если не красивую, то по крайней мере не противную наружность.

Ничто также не принуждает поэта ограничивать изображаемое на картине одним лишь моментом. Он берет, если хочет, каждое действие в самом его начале и доводит его, всячески видоизменяя, до конца.

Драма, которая при посредстве актера претворяется в живописание жизни, должна поэтому ближе придерживаться законов живописи.

Герои на сцене должны обнаруживать свои чувства, выражать открыто свои страдания и не мешать проявлению естественных наклонностей. Искусственность и принужденность героев трагедии оставляют нас холодными, и забияки на котурнах могут возбудить в нас одно только удивление.

Весьма вероятно, что поэт так же мало подражал скульптору, как скульптор поэту, а оба они черпали из одного и того же более древнего источника.

Ничто не придает больше выразительности и жизни, чем движение рук, особенно в сильном аффекте; самое выразительное лицо кажется без движения рук незначительным.

У поэта одежда не есть одежда: она не закрывает ничего; воображение наше повсюду проникает сквозь нее. Одет ли Лаокоон у Виргилия или нет, воображение наше видит ясно его страдание во всем теле.