Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
НИР...doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
14.07.2019
Размер:
115.71 Кб
Скачать

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Психолого-педагогический факультет

Кафедра клинической психологии

Реферативная работа по книге Е.И. Головахи, А.А. Кроника

«Психологическое время личности»

Выполнила студентка

I курса 1020 группы

Бойчева Анна Владимировна

Проверил

____________________

Санкт-Петербург

2010

Введение.

Эта книга рассказывает о том времени, которое нельзя свести к хронологии. А конкретно о времени жизни, его отражении в переживании личности, о способах его измерения и регуляции.

В определённую эпоху понятие «хронологического времени» могло бы показаться тавтологичным, ведь существовало лишь понятие абсолютного ньютоновского времени. Далее появилась потребность изучать понятие времени в разных аспектах: геологического, биологического времени, времени человеческой истории и конкретного общества, времени социальных групп и слоёв, в которые включена личность, а так же её собственного времени.

Собственное время есть у всех физических объектов, живых организмов. Но в социальном смысле собственное время – это условие и вместе с тем продукт человеческой жизнедеятельности, «живая ткань самореализации субъекта». Следует подчеркнуть, что понятие собственного времени личности включает в себя как объективные отношения(т.е. природные и социальные), но и субъективное их отражение, которое как раз и является предметом исследования психолога. Тогда как объективные социально временные отношения личности представляют интерес для социологов и экономистов.

Впервые понятие времени наполняется социальным содержанием в теории общественного производства (Карл Маркс). В социальной теории Маркса впервые подчёркивается значимость фактора времени в развитии общества и личности. Время как общественное богатство в процессе общественной жизни превращается в индивидуальное богатство личности при условии, что общество способно справедливо распределять его для развития и самореализации своих членов, и что личность способна увидеть во времени нечто большее, чем «механизм», мерно отсчитывающий часы нашего существования.

Учитывая представление, соответствующее уровню современных знаний, можно выделить категорию хронологического времени (отражающее равномерные циклические процессы в физических объектах), социального времени (отражающее специфику практической деятельности и сознания людей). Следовательно, особенный характер приобретает время психических процессов, и время психических процессов, время в восприятии, переживании и сознании человека, которое получило название субъективного или психологического.

Психологическое время имеет ряд особенностей, отличающих его от времени хронологического. Одной из них является существование относительно устойчивых индивидуально-психологических единиц отсчёта времени. Всем ясно, что полный оборот стрелки означает, что прошло 60 секунд или 1 минута. Но если попросить людей засечь минуту без секундомера, обратившись к своим внутренним часам, то обнаружится тенденция к несовпадению объективного времени и субъективных данных. В связи с этим исследователи вводят понятие собственного эталона времени – «индивидуальная минута».

Многие исследования обнаруживают связь между субъективной длительностью времени и характером деятельности испытуемых, их отношением к ней, уровнем мотивации и эмоциональным состоянием. Были установлены следующие закономерности: чем выше уровень активности и мотивации, чем больше интереса вызывает работа, чем больше целостной, интегрированной является задача, тем относительно короче при прочих равных условиях кажется длительность времени. [Фресс, 1978] Но это касается лишь одного аспекта психологического времени – восприятия и оценок длительности интервала. Не менее важен другой аспект, связанный со всей полнотой переживания времени и отражающий содержание духовного мира индивида, формирующегося в мире социальных отношений.

Таким образом, сформировались несколько масштабов психологического времени:

  • Ситуативный (восприятие и переживание коротких интервалов)

  • Биографический (задаётся временем жизни человека, представлением о наиболее вероятной продолжительности своей жизни)

  • Исторический (временные представления личности формируются с учётом событий происходивших до рождения индивида, а так же тех, которые будут происходить после его смерти)

Все масштабы взаимосвязаны и могут совмещаться между собой. Яркий пример совмещения всех трёх масштабов иллюстрирован в произведении Хемингуэя. Герой романа «По ком звонит колокол» испытывает следующие чувства: «Может быть это и есть моя жизнь, и вместо того, чтобы длиться семьдесят лет, она будет длиться только сорок восемь часов… Странно, что такое слово, как «сейчас», теперь означает весь мир, всю твою жизнь»

В данной книге исследование в основном сосредоточено на психологическом времени личности в биографическом масштабе, в соответствии с причинно-целевой концепцией психологического времени. То есть авторы исследуют интересующие их вопросы с помощью анализа событий не самих по себе, а в их взаимосвязи.

Глава 1.

До середины XIX в. о психологическом времени было известно только то, что писали о нём в художественных и философских произведениях. Время рассматривалось как индивидуальная ценность. Существовало так же мнение о том, что течение его зависит от характера человека, его возраста, его поступков и особенностей жизненных ситуаций. Главным для индивида было уметь правильно распоряжаться своим временем. Об этом говорили Героксиод, Платон, Сенека, Марк Аврелий, Данте, Монтень, Гёте, Франклин, Достоевский и многие другие философы и художественные деятели разных эпох и народов.

Постановка проблемы в философии и психологии.

Первым, кто описал психологически особенности переживаемого человеком времени, был Кант. В его ранних работах он подчёркивал, что отношение ко времени, а так же его переживание находятся в зависимости от характера деятельности субъектов. То есть тот промежуток времени, который для одного человека может показаться мгновением, для другого может оказаться весьма продолжительным. Так же, Кант вводит понятие «потребности во времени». Дело в том, что наряду с постановкой цели, выбором средств для её достижения формируется потребность во времени, которая и выступает исходным моментом, влияющим на особенности дальнейшего использования и переживания времени в процессе деятельности. Здесь учёный видел следующую закономерность: «Чем выше напряжённость деятельности, тем больше единиц психологического времени в одном и том же хронологическом интервале.» Кроме того, Кант пытался перенести эту закономерность на масштаб человеческой жизни в целом и в связи с этим он говорил о том, что кратковременность прошедшего объясняется отсутствием впечатлений, сохранившихся в памяти бездеятельного человека. В связи с этим он выдвигает гипотезу о том, что человек должен прожить намного больше в психологическом времени, чем в хронологическом. Именно это, по его мнению, являлось залогом счастливой жизни. Способом наполнить жизнь событиями он видел постановку целей на будущее и как следствие насыщение настоящего деятельностью для достижения этих целей. Взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего Кант рассматривал лишь применительно к человеческому опыту, к психологическим механизмам индивидуального сознания. Для него не существовало проблемы соотношения объективного и субъективного(психологического), а лишь проблема соотношения времени в различных формах восприятия явлений.

Глубокое диалектическое обоснование идеи временного единства психики находим у Гегеля, при анализе им перехода субъекта в процессе познания от стадии чистого созерцания к формированию представлений. Он, в отличии от Канта не признавал субъективизм и рассматривал пространственность и временность присущими вещам самим по себе. Прошлое же учёный рассматривал не как уже прошедшего и невозвратимого, а с другой стороны – как реального, снятого в настоящем содержания сознания и деятельности человека.

Объективный характер марксистского анализа диалектики выражен в том, что прошлое и будущее действительны не в памяти и воображении человека, а в том, что материальные процессы, осуществлённые в прошлом, определяют предметность настоящего, которое содержит реальные возможности направленного становления в будущем. Марксистский подход к постановке проблемы времени конкретно отразился на работах советских психологов.

Далее, на развитие концепций времени, да и на становление психологии как отдельной науки, оказали большое влияние исследования физиологов, изучавших влияние процессов происходящих в организме на психологические проявления. впервые изобретён прибор, засекавший время реакции испытуемых на раздражители – хроноскоп Гиппа.

Гальтон и Вундт использовали ассоциативные измерения для изучения мыслительных процессов, поскольку предполагали, что различия во времени, необходимом для установления той или иной ассоциации, позволяют судить об особенностях формирования представлений, соответствующих различным типам ассоциаций.

При исследовании звукового восприятия было установлено, что в сознание человека входят не отдельные слуховые элементы, а некий целостный звуковой ряд. Таким образом элементы слухового ряда являются последовательными (идут друг за другом) и одновременными (создают целостный звуковой образ). В связи с результатами этих исследований Титченер выдвигает гипотезу о двух измерениях времени – последовательности и одновременности, образующих единое временное поле определённой длительности.

Ещё одной проблемой было соотнесение пространства и времени. Более убедительными была позиция тех психологов, которые считали, что временные представления исторически и онтогенетически формируются на основе пространственных. Например, Ж. Пиаже показал, что сравнительные оценки движения двух объектов у детей формируются не на основе объективного сопоставления длительностей этого движения, а на основе скорости их движения или отрезков, пройденных объектами за данное время.[Пиаже, 1966]

Во второй половине XIX века был сделан огромный шаг в изучении психологического времени как отдельной научной проблемы. П. Фресс считает, что в этот период были открыты следующие законы: «Чем больше стареешь, тем короче кажется время»(Джемс) и «Всякий раз, когда мы обращаем внимание на течение времени, оно кажется длиннее» (Вундт). Многие учёные обращали внимание на то, что течение времени для субъекта измеряется количеством впечатлений, ощущений, наполнивших тот или иной промежуток времени (Гюго, Джемс, Кант). Были учёные (Дильтей, Бергсон), которые отрицали возможность объективного, рационального познания времени. Согласно Бергсону, проникнуть в сущность времени человеку может помочь лишь его творческая интуиция. Дильтей считал, что это возможно лишь в рамках эксперементальной психологии.Кроме этих концепций проблема времени активно разрабатывалась в феноменологии Гуссерля и экзистенциализме Хайдеггера. Важнейшим моментом этих концепций была полная субъективизация времени.

Современная проблематика исследований: от ситуативного масштаба - к биографическому.

В начале XX века исследования по восприятию и оценке длительности коротких интервалов продолжались. Были установлены факторы, влияющие на эти процессы: возраст, психологические свойства и состояния индивида, содержание деятельности, характер предъявляемых стимулов.

Психологи-экспериментаторы, используя метод «кажущихся (иллюзорных) длительностей», установили, что психологическое время не является искажённым отражением объективного времени, а выступает собственным временем психических процессов.

Как оказалось в результате исследований, точность временных суждений тоже зависит отряда факторов: точность временных суждений связана со статусом в структуре межличностных отношений; городские жители более точны в оценках, чем сельские; пунктуальность не во всех культурах рассматривается как необходимое качество личности, и само понятие пунктуальности наполняется конкретным содержанием в зависимости от социокультурных условий. Исходя из полученных данных, можно утверждать, что степень совпадения субъективных оценок времени с объективными хронологическими показателями является переменной, зависящей от условий социальной макро- и микросреды личности.

Следующие работы уже представляли исследования, связанные с биографическим масштабом психологического времени.

П. Жане, например, исследовал социальную функцию памяти человека в связи с особенностями психологического времени. Он установил, что события, которые охватывают длительный хронологический период в прошлом, должны быть в обобщённом виде представлены в памяти, которая в данном случае выполняет социальную функцию.

Ш. Бюллер ставил проблему жизненного пути личности. Исходным для исследователя было представление о врождённом стремлении человека к самоосуществлению, которое обусловлено жизненными целями и ценностями личности и наполняется различным содержанием на разных этапах жизненного пути.

К. Левин ставит вопрос о существовании «психологического поля в данный момент» , которое включает не только теперешнее положение индивида, но и его представления о своём прошлом и будущем (желания, страхи, мечты, паны, надежды) и определяет поведение человека. Во времени Левин выделял зоны настоящего, ближайшего и отдалённого прошлого и будущего, а в пространстве – уровни реального и ирреального (основанного на фантазии).

Проводились исследования доминирующих временных ориентаций. Для этого применялись методы прямого опроса, «метод временной линии», «циклический тест».

В последние годы особую популярность приобрели исследования «будущей временной перспективы» человека. Осуществляется это с помощью процедур, типа методика «неоконченных предложений», «неоконченных рассказов». Применяются также и прямые методики, когда испытуемых просят озвучить десять планов на будущее, причём со сроками реализации. Показательными являются масштабность этих событий, их медианное время.

Оказалось, что на диапазон временной перспективы и её событийное содержание оказывают влияние такие факторы, как уровень интеллекта и тревожности личности. В связи с этим анализ временной перспективы начал применяться в клинической психологии для диагностики психопатологии и выявления эффекта психотерапевтического воздействия.

Для исследования возрастной динамики переживания времени использовался метод «метафоры времени».Удалось установить, что молодые люди склонны выбирать статичные метафоры, а пожилые – скоростные для характеристики временных переживаний.

Кроме возрастной дифференциации на переживание времени влияет так же половая. Для её исследования был выбран метод «метафор смерти». Оказалось, что мужчины намного негативнее относятся к смерти, чем женщины.

Т. Коттл в книге «воспринимаемое время» выделяет две основные временные концепции:

  • Линейная – переживание чистой длительности в духе Бергсона

  • Пространственная – переживание времени в трёх измерениях, которыми являются прошлое, настоящее и будущее, пересекающиеся в индивидуальном сознании.

Также, проблема психологического времени нашла отражение в работах С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева. Рубинштейн поставил принципиальный вопрос о том, что психология личности должна исследоваться в единстве её структуры и динамики, сквозь призму пространственно-временной картины человеческой жизни в её объективном содержании и субъективных проявлениях, среди которых существенную роль он отводит времени жизни, представленному в переживании личности. Ананьев формулирует принцип гетерохронности психических функций, который сыграл немаловажную роль в изучении соотношения психологического времени личности с её возрастом.