Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекция ЭКМС 10.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
24.04.2019
Размер:
167.62 Кб
Скачать

Вопрос 2. Трансакционные издержки и границы рынка (самостоятельно)

Последовательная и углубленная проработка следствий введения в модель рынка категории трансакционных издержек была осуществлена в рамках теоретических концепций неоинституционализма. Не следует путать это направление со «старым» институционализмом, опирающимся на понятия «сила» и «власть». Неоинституционализм представляет собой попытку трактовки экономических институтов с помощью традиционной неоклассической методологии. Базовый концепт данной теории – трансакция или сделка, которая охватывает и материальные и социальный аспекты, и обмен товаров, и обмен видов деятельности. Издержки по осуществлению трансакций выступают главным фактором, определяющим структуру и динамику социальных институтов. Одним из таких институтов является рынок. При этом су­щественное значение в определении границы распространения рыночных отношений имеет распределение трансакционных издержек и их уровень.

Типы трансакционных издержек. Понятие трансакционных издержек ввёл американский экономист Р. Коуз. Другой экономист К. Эрроу сравнил роль трансакционных издержек с трением в физике. Методология неоклассики требует выделения на основе издержек парной категории, которая представляет собой выгоду. Такой парной категорией для трансакционных издержек являются выгоды от специализации и разделения труда. Одновременно это издержки по защите (воспроизводству) обособленности участников обмена.

Д. Норт выделяет следующие основные типы трансакционных издержек: 1) издержки поиска информации – затраты времени и ресурсов на обнаружение подходящего контрагента и сбор информации о ценах, на формирование определённых ценовых ожиданий; 2) издержки ведения переговоров для определения условий обмена, типа контракта и оформления сделки; 3) издержки измерения и выявления качества, потери от ошибок, затраты на разработку системы стандартов и контроль над ней, затраты на охрану фирменных знаков и торговых марок; 4) издержки чёткого определения и защиты прав собственности, издержки на поддержание в обществе консенсусной идеологии относительно справедливости существующего распределения прав собственности и прямая защита правового режима с помощью юридической системы; 5) потери от оппортунистического поведения.

Функция рынка заключается в экономии трансакционных издержек. Здесь он обладает рядом сравнительных преимуществ перед альтернативными способами координации действий экономических субъектов при определённом соотношении между типами трансакционных издержек. Отсюда, между прочим, следует, что из-за многообразия уровня и структуры издержек в обществе должно существовать несколько различных типов механизма координации.

Главным преимуществом рынка с точки зрения теории трансакционных издержек выступает его тенденция к минимизации затрат каждого участника обмена на информацию. Если издержки на получение информации составляют основную часть всех трансакционных издержек, то высока вероятность того, что отношения между производителями и потребителями данного блага будут организованы в виде рынка. При этом сам абсолютный уровень издержек информации не должен быть слишком велик по сравнению с собственно производственными издержками, в противном случае граница рынка окажется такой узкой, что количество продавцов и покупателей, между которыми может установиться связь, не превысит некоторого критического значения, необходимого для устойчивого функционирования рыночных отношений.

Модель рынка Л. Вальраса. Исключительная роль трансакционных издержек в процессе функционирования рынка станет более понятной, если рассмотреть модель рынка, в которой нет трансакционных издержек. Классическим примером такой модели является описание рыночного механизма Л. Вальрасом.

Прообразом модели Вальраса послужила биржа – в известной мере идеально организованный рыночный обмен. Впоследствии комментаторы отмечали сильное впечатление, которое произвели на Вальраса наблюдения за операциями на парижской фондовой бирже, в частности немедленная реакция биржевых курсов на малейшие расхождения между спросом и предложением. Характерно, что и в книге, посвященной чистой экономической теории, Вальрас предваряет анализ простейших сделок, совершающихся на обычных товарных рынках, подробным описанием биржевых операций. В результате Вальрас построил высокоабстрактную модель «идеального» рынка (сходную по методологии с моделями классической механики, игнорирующими силы трения).

Первая черта модели состоит в том, что не существует реального времени. Это можно трактовать двояким образом: во-первых, в течение рыночного дня все сделки осуществляются в один момент и, во-вторых, моделируется только один рыночный день, в течение которого идёт торговля уже произведёнными товарами без учёта тех товаров, которые будут обращаться в будущем. Вторая черта модели заключается в том, что отсутствует неопреде­лённость, причем все участники располагают достаточным объёмом информации о цене и качестве товаров и обо всех факторах, связанных со вкусами и предпочтениями. Третья черта заключается в том, что не существует трансакционных издержек, в частности, вся информация предоставляется бесплатно, так что определённую часть данных индивид получает без каких-либо затрат.

Дальнейшие исследования показали, что снятие какого-либо из условий не обязательно приводит нас к отказу от модели Вальраса в целом. В частности, модель можно дополнить так, что первая и вторая черта оказываются устраненными. Системообразующим свойством оказывается именно третья черта. Интуитивно это, видимо, понимал сам Вальрас, ибо его описание функционирования рынка как раз концентрируется на условиях, при которых предпосылка о равенстве трансакционных издержек нулю является оправданной.

Попытаемся проанализировать работу рынка в модели Вальраса. В начале торговли все участники обмена располагают своим собственным набором товаров. Они могут обмениваться товарами друг с другом, стремясь получить те товары, которые для них наиболее желанны. Рынок функционирует таким образом, что никакие сделки не могут быть фактически осуществлены, если они не заключены по ценам, которые уравновешивают спрос и пред­ложение на рынке.

Процесс, посредством которого в вальрасовской модели уста­навливается набор цен, называется tatonnement (вызревание или нащупывание; последний перевод встречается чаще). Идея заключается в том, что рынок обозревается аукционистом, задача которого заключается в объявлении набора цен для всех товаров. Отдельные участники затем сообщают, какое количество каждого товара они хотели бы купить или продать по этим ценам. Подобные сделки можно рассматривать как контракты, но лишь как условные, которые могут быть аннулированы, если аукционист обнаружит, что по назначенным ценам на рынке в целом имеется избыточный спрос на одни товары и избыточное предложение других.

Подобная ситуация легко может возникнуть. Предположим, что общее количество товара А, которым наделены участники в начале торгов, равно общему количеству имеющихся товаров Б, но аукционист объявил такой набор цен, где цена товара А в отношении других товаров значительно ниже, чем цена товаров Б в отношении этих же товаров. При этом возникнет столь высокий спрос на товары А, что они окажутся дефицитными, и такой низкий спрос на товары Б, что они окажутся в избытке. Обнаружив наличие подобного избыточного спроса и предложения, аукционист назовет новый набор цен. При этом он будет следовать правилу, что в новом наборе цены на товары, на которые был предъявлен избыточный спрос, будут повышены, а на товары, которые были в избытке, снижены. Новый набор цен может снова привести к появлению неравновесия по каким-то товарам. В итоге участники будут вынуждены аннулировать свои контракты, и будет объявлен новый набор цен. Поскольку цены товаров зависят друг от друга, установление равновесия на «последующих» рынках может, конечно, снова привести в расстройство те рынки, на которых сначала было достигнуто совпадение спроса и предложения. Но – и эта мысль Вальраса представляется вполне убедительной – движение цен обычно больше зависит от спроса и предложения данного товара, чем от положения на «соседних» рынках. Поэтому, ряд последовательных туров аукциона приведёт в конечном счёте к набору цен, уравновешивающих спрос и предложение на всех рынках. Согласованные на основе этих цен контракты принимаются, и происходит обмен товарами.

Таким образом, задавшись целью мысленно построить рыночную систему, в которой отсутствовали бы трансакционные издержки, Вальрас вводит мифического координатора, олицетворяющего автоматизм приспособления производства к меняющимся условиям рынка. Вместо огромного множества взаимодействий на атомистическом уровне предлагается сугубо централизованная процедура, в рамках которой реальный обмен впервые совершается тогда, когда никакие сбои обмена уже не допустимы. Здесь не могут произойти разрывы платежной цепи, нарушения в реализации товаров, в силу чего самый факт обмена товара на деньги (которые в явном виде отсутствуют в модели Вальраса), это salto mortale товара, как называл его К. Маркс, становится пустой формальностью.

Для модели Вальраса свойственно исключение трансакционных издержек с помощью: 1) особого характера обособленности участников обмена, 2) бесплатной и беспрепятственной координации их действий. Участники обмена не имеют права свободно распоряжаться своими товарами до тех пор, пока не объявлен окончательный набор цен. Одновременно они пользуются только одним видом контрактов – прямым товарообменом. Коммерческая тайна отсутствует, по крайней мере для аукциониста. Он снабжает каждого участника обмена полной информацией о всех ценах, что автоматически приводит к выполнению принципа единой цены.

Очевидными следствиями попытки применить идеальную схему Вальраса к исследованию реального рыночного механизма будет необходимость учёта трансакционных издержек. Представим себе рынок, организованный по схеме Вальраса. На этом рынке в течение рыночного дня можно торговать только по объявляемым ценам. Но кто сможет запретить обособленным товаровладельцам торговать вне рынка по ценам, устанавливаемым по соглашению? И если такой запрет будет соблюдаться, то какие расходы могут понадобиться для осуществления контроля? Далее, при каждом объявлении цен все участники должны сообщать как минимум количество товаров, которые они хотели бы купить или продать по объявленной цене. На кого лягут издержки, неизбежно возникающие при передаче информации в таких объёмах? Наконец, среди участников обмена появляется специфический субъект – аукционист. Кто оплачивает его работу и есть ли гарантия того, что издержки на сбор и обработку информации аукционистом окажутся меньше, чем при децентрализованном обмене?

Каким образом экономическая информация становится доступной участникам рынка? Главным каналом передачи информации служит цена. Первоначально информация об условиях хозяйствования рассредоточена между отдельными агентами. Каждый строит линию своего поведения, опираясь на те сведения о его ближайшем окружении, которые ему доступны. Это отражается на движении цен, которые выступают своеобразным механизмом суммирования информационных потоков. Ряд крупных производителей или же торговцы заинтересованы в оценке перспектив развития рынка и предпринимают инвестиции в информацию, которые оказываются для них незначительными ввиду их собственного крупного оборота и из-за эффекта экономии на масштабах, присущего многим видам трансакционных издержек. Последующие действия на основе собранной информации отражаются на движении цен и становятся известными прочим участникам торговли, для которых сбор соответствующих сведений, возможно, оказался бы более дорогостоящим. Подобное разделение труда приводит к мгновенной оценке большого массива данных. Кроме того, в рыночной системе, где информация какое-то время является частным (точнее, квазиобщественным) благом, нет «фильтра», присущего централизованной системе, заставляющего участника в своих собственных интересах искажать информацию, предоставляемую центру, предпринимая порой неадекватные шаги в расчёте на обман и выгоды от него. Именно отсутствие веских стимулов искажения информации можно считать главным преимуществом рыночной системы.

Соответственно, мы можем пользоваться специальным критерием эффективности рынка (наряду с уже описанным способом определения границы рынка с помощью теста на единство цены). Этот критерий оценивает рынок не с точки зрения его результатов для хозяйства в целом, а с точки зрения нормальной работы самого рыночного механизма. Рынок должен быстро и полно учитывать всю доступную информацию. Специальные статистические тесты, широко используемые для сравнительной оценки разных схем организации рынка, используют именно этот принцип. Считается, что чем чаще изменяются на рынке цены и чем меньше средняя величина этих изменений, тем при прочих равных условиях информация точнее обрабатывается рыночным механизмом.

Концепция трансакционных издержек имеет ряд крупных недостатков: крайняя сложность измерения, проистекающая из слишком размытого определения их природы; уровень трансакционных издержек не дан «объективно», потому что он складывается под действием разнообразных экономических, юридических и политических факторов. Только локальные сопоставления трансакционных издержек в рамках одного типа организации имеют поэтому какой-то смысл. Но несоизмеримость трансакционных издержек не означает, что они нереальны. Издержки, связанные с координацией обособившихся вследствие разделения труда работ, оказывают влияние на поведение участников хозяйственного процесса и состояние социально-экономической системы. В значительной степени трансакционные издержки детерминированы характером правового режима общества.

Трансакционные издержки и общественно необходимые затраты труда. Трансакционные издержки не являются аналогом «издержек обращения», не следует считать, что они связаны с марксистским пониманием издержек как превращенной формы стоимости. Применение категории «издержки» не вполне точно отражает уровень абстракции, на котором находится концепция трансакционных издержек: речь идет о формировании общественно-нормального уровня затрат труда на воспроизводство сложившейся системы отношений. В анализе К. Маркса рынок трактуется как некий аналог природной силы, и потому потери и затраты общественного труда в каналах рынка приобретают вид чистых издержек, не затрагивая сам ход процесса выявления общественной значимости труда товаропроизводителей. Однако если признать, что механизм рынка решает ключевую проблему товарного производства – определяет условия включения индивидуальных обособленных работ в общественный труд, – становится очевидным, что уровень и структура общественно необходимых затрат труда в значительной мере определяются эффективностью работы этого механизма. Выявление общественно необходимых затрат – это не просто определение часа труда с эталонной эффективностью, но и минимизация совокупных затрат общественного труда на воспроизводство системы отношений по поводу обмена результатами и условиями производства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]