Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекция ЭКМС 14.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
24.04.2019
Размер:
183.5 Кб
Скачать

Экономика машиностроения. Лекция 15

Лекция 14. Интеграция и диверсификация машиностроительных производств. Слияния и поглощения предприятий на отраслевых рынках

Вопрос 1. Ретроспективный анализ форм монополистического капитала

В образовании монополистических союзов решающую роль играют различные формы централизации капитала в руках крупных корпораций. Первоначально преобладала горизонтальная интеграция, образование монополистических объединений в рамках одной отрасли. Это направление было ведущим примерно в первые два десятилетия XX века. В результате возникли отраслевые монополии в виде картелей, синдикатов и трестов. Условное развитие форм монополий можно представить следующей схемой (рис. 15.1).

Рис. 15.1 Основные формы монополистических объединений

Картели – это соглашения между самостоятельными предприятиями одной отрасли о ценах, рынках сбыта, доле каждого участника в общем объёме производства, обмене патентами и т. п.

Они представляют собой низшую форму монополистических объединений капитала. Синдикаты – более высокая ступень монополизации.

В синдикатах, предприятия отрасли, сохраняя юридическую и производственную самостоятельность, объединяют свою коммерческую деятельность, создавая в этих целях единые конторы по сбыту продукции.

Тресты – высшая форма промышленных монополий начала XX века, где полностью объединяются и сбыт, и производство, и финансы предприятий. Трест – это единое гигантское акционерное общество, господствующее в данной отрасли.

В трестах полностью объединяются производство, сбыт и финансы предприятий.

В зависимости от уровня концентрации производства и централизации капитала и других конкретных условий различные формы монополистических союзов фирм получили в своё время неодинаковое распространение в отдельных странах. Так, картели заняли ведущее положение в экономике Германии, синдикаты – во Франции и России, тресты – в США.

С 20-х годов XX в. США, а затем и в других капиталистических странах в процессах концентрации и централизации преобладающей становится вертикальная интеграция, или комбинирование – объединение в рамках одной корпорации последовательных, взаимосвязанных производств ряда отраслей. Наиболее яркий пример этому – организация производства в рамках единого технологического процесса (от добычи сырья до выпуска готовой продукции и послепродажного обслуживания потребителей). Такого рода монополии-комбинаты существуют в металлургической, химической, автомобильной, пищевой, машиностроительной и ряде других отраслей промышленности.

Вертикальная интеграция, или комбинирование – объединение в рамках одной корпорации последовательных, взаимосвязанных производств ряда отраслей.

Вертикальная интеграция является частью более общего процесса диверсификации.

Диверсификацияэто проникновение капитала данной корпорации в отрасли, которые прямо не связаны с основной сферой её деятельности.

Охватывая первоначально смежные или близкие по технологии отрасли, диверсификация впоследствии распространяется далеко за их пределы.

Она создаёт благоприятные условия для перелива капитала из менее рентабельных производств в более реальные и перспективные, повышает устойчивость корпорации в период экономических кризисов, которые, как правило, с разной силой поражают те или иные отрасли. Диверсификация может осуществляться на основе и концентрации, и централизации капитала. В первом случае корпорация основывает в другой отрасли новое производство за счёт собственных накоплений, во втором – приобретает существующие там предприятия путём покупки акций.

На базе диверсификации складываются концерны – крупные многоотраслевые корпорации, которые постепенно становятся ведущей формой промышленных монополий.

В их состав входят уже десятки и сотни предприятий, относящихся к разным отраслям и расположенных нередко во многих странах мира. Диверсификация укрепляет производственные позиции концернов и повышает степень их контроля над рынком, позволяет им перераспределять и более эффективно использовать ресурсы (производственные мощности, научно-технический потенциал, рабочую силу, расходы на рекламу и т. д.).

В числе 500 крупнейших фирм США доля многоотраслевых концернов уже к началу 1970-х гг. достигла 94% по сравнению с 66% в 1949 г.

В США и ряде других стран процесс перерастания трестов в концерны был ускорен т. н. антитрестовским (антимонопольным) законодательством, наложившим запрет на стопроцентную монополизацию отрасли одной корпорацией (трестом).

Процессы диверсификации, развернувшиеся в 1980-е годы, были связаны с глубокой структурной перестройкой экономики на основе научно-технической прогресса. На первый план выходит централизация капиталов – слияния и поглощения достигают к тому времени рекордного уровня.

В США сделки такого рода увеличились с 12 млрд. в 1975 до 200 млрд. в 1985 г., в Англии – соответственно с 0,5 млрд. до 7,1 млрд. ф. ст. В Германии (ФРГ) число слияний возросло за это время примерно в 2 раза. В США за период с 1980 по 1986 г. из 500 крупнейших промышленных корпораций в результате слияний и поглощений выбыло 92. Только за 1983-1986 гг. в этой стране из рук в руки перешло 12,2 тыс. фирм и их филиалов с активами около 500 млрд. дол., или 20% общей стоимости акционерного капитала. Зарегистрирована целая серия миллиардных слияний.

Для централизации капитала характерны две особенности. Во-первых, с помощью этих поглощений и слияний осуществляется перелив капиталов концернов в наукоёмкие и перспективные отрасли. Во-вторых, слияния и поглощения идут в основном рамках монополистического сектора, борьба разворачивается прежде всего между компаниями-гигантами. В результате происходят крупномасштабные реорганизации в структуре концернов.

В качестве примера можно привести американский автомобильный концерн «Дженерал моторс» – одна из крупнейших корпораций мира. В 1984 г. за 2,5 млрд. дол. «Дженерал моторс» приобрёл крупную корпорацию по обслуживанию автоматизированных и информацонно-вычислительных систем «Электроник дейта системс» и в 1985 г. (за 5 млрд. дол.) – одну из ведущих фирм по производству электронного оборудования и средств связи (в т. ч. военного назначения), «Хьюз эйркрафт». Цель этих приобретений – не только вторжение в новейшие отрасли, но и ускорение с их помощью технической реорганизации своего основного бизнеса – производства автомобилей. Другой пример. Один из самых крупных диверсифицированных концернов в США «Дженерал электрик», лишь в 1980-е годы распродал 190 производств, оценивающихся в 6 млрд. дол., и в то же время поглотил 70 новых стоимостью 10 млрд. дол. Хотя ряд сделок по купле-продаже носил чисто спекулятивный характер, всё же главным направлением диверсификационной политики этого концерна было укрепление позиций в наукоёмких отраслях (авиакосмические системы, авиационные двигатели, медицинское оборудование, технические пластмассы, полупроводники), на долю которых уже приходилось более половины его оборота. За 1981-1987 гг. объём продаж «Дженерал электрик»возрос на 50% и превысил 39 млрд. дол. При этом численность занятых на предприятиях концерна сократилась с 404 тыс. до 295 тыс. человек, или уменьшилась почти на четверть.

Процессы концентрации производства и централизации капитала обычно протекают в таких формах, в которых расчёт на рост экономической эффективности сочетается со спекуляцией, а нередко и приносится её в жертву. С 60-х годов XX века в экономике США и ряда других стран заметное место стали занимать, например, т. н. конгломераты

Конгломераты – монополистические объединения, образованные, как правило, путём поглощения множества мелких и средних фирм, не имеющих между собой никаких производственных или иных функциональных связей.

Главная цель подобных поглощений – получение дополнительной прибыли за счёт игры на курсах акций. Поэтому большая часть конгломератов быстро распадается, некоторые из них превращаются в более или менее обычные диверсифицированные концерны. Однако некоторые конгломераты являются вполне жизнеспособными, благодаря умению манипулировать финансовыми средствами и оперативно приспосабливаться к быстро меняющейся конъюнктуре.

Вопрос 2. Картель как простейшая форма горизонтальной интегрированной структуры

На высококонцентрированных отраслевых рынках у производителей есть стимулы координировать свою производственную деятельность и политику ценообразования посредством ограничения объёма выпуска продукции и назначения одинаковых цен для увеличения совокупной прибыли отрасли и индивидуальных прибылей каждого из производителей. Любое крупное производство получает меньше прибыли, действуя самостоятельно, чем если оно входит, явным или неявным образом, в состав монополии или доминирующей фирмы, обладающими всей полнотой рыночной власти на рынке. Поэтому крупные предприятия стремятся действовать согласованно.

Такое согласование называется картель – ассоциация производителей, которые заключили явное или тайное соглашение о координации своей деятельности.

Если картель включает все производства, действующие в отрасли, отрасль становится монополией и предприятия получают монопольную прибыль. Поэтому фирмам очень выгодно заключать картельные соглашения. С другой стороны, если картель сформирован и эффективно ограничивает выпуск, поднимая тем самым цену на рынке, у каждой фирмы появляется стимул нарушить картельное соглашение путём увеличения квот выпуска или понижения цены. В этом случае фирма-нарушитель привлекает дополнительное количество потребителей, в результате чего её прибыль возрастает. Однако подобным образом могут рассуждать все фирмы – участницы картеля, что ведёт к ликвидации картельного соглашения или его неэффек­тивности. Поэтому картельные соглашения не бывают, как правило, долговечными. Во всяком случае их стабильность требует выполнения жестких правил, которые необходимо рассмотреть более подробно.

Для того чтобы показать, что картели – это не просто теоретическая модель отраслевого рынка, но и реальная проблема экономики, необходимо привести данные о наиболее важных картелях, существовавших в мировой практике (см. табл. 16.1). Наиболее «урожайным» в смысле числа и силы картелей может служить период начала XX в.

Этому есть два объяснения. Во-первых, сами картели довольно устойчивы в периоды возникновения. А начало XX в. – это как раз период бурного роста фирм, их стремления к укрупнению, в том числе за счёт заключения разного рода поведенческих соглашений. Во-вторых, антимонопольная политика ещё довольно-таки либерально относилась к подобным образованиям фирм, что облегчало формирование и поддержание картельных соглашений какой-то период времени.

Все изменилось с середины XX в. – вступили в действие факторы, ведущие к разрушению картелей как таковых (их анализ будет дан ниже), и произошло ужесточение государственной промышленной политики. Сочетание этих двух категорий факторов привело к тому, что картели теперь, как правило, встречаются довольно редко и сохраняют ещё более неформальный характер, если только не поддерживаются самими государствами (как в слу­чае ОПЕК, например). Кооперативные взаимодействия переходят в большей степени к «сознательному параллелизму».

Таблица 16.1 Международные картели начала XX в.1

Отрасль

Годы действия

Алюминиевая промышленность

1923-1939

Производство карбида кальция

1929-1937

Угольная промышленность

1935-1944

Производство меди

1918-1944

Производство вооружения

1920-1944

Производство тяжёлого электротехнического оборудования

1930-1944

Производство электроламп

1924-1944

Оптико-механическая промышленность

1921-1940

Фармацевтическая промышленность

1932-1943

Производство резины

1921-1944

Производство стекла

1932-1934

Сталелитейная промышленность

1926-1933

Сахарная промышленность

1931-1937

Производство цинка

1929-1934

Причины возникновения картеля. Известно, что действующие соответственно капиталистическому способу производства, преследуют в качестве основной цели своей деятельности извлечение (максимизацию) прибыли. Исходным вопросом в данном контексте будет являться вопрос о возможности максимизации прибыли в условиях картеля. В конкурентной отрасли каждая фирма рассматривает уменьшение своего выпуска только с точки зрения своих собственных выгод и не учитывает последствия своих действий для конкурентов (других фирм), хотя сокращение выпуска даже одной фирмы в отрасли выгодно и всем прочим, поскольку уменьшает совокупное предложение отрасли и увеличивает рыночные цены. Таким образом, возникает положительный для других фирм внешний эффект, который в условиях свободной конкуренции не принимается во внимание.

Картельное же соглашение учитывает эти последствия действий одной фирмы для увеличения прибыли всех участников. Поэтому картель как отрасль производит меньше объёма, чем рынок свободной конкуренции.

Пусть картель охватывает все фирмы отрасли. Тогда поскольку картель представляет собой монополию, равновесие в отрасли достигается там, где предельные издержки отраслевого выпуска соответствуют предельной выручки от его продажи (рис. 16.1), при том, что цена на рынке установится на уровне . Выпуск каждой фирмы-участницы картеля, будет определяться там, где условие для картеля будет соответствовать предельным издержкам данной фирмы: выпуск . Заметим, что данный выпуск каждой фирмы меньше конкурентного: .

Поскольку конкурентная цена оказывается ниже картельной, а кривая предельных издержек фирмы возрастает, картельный объём выпуска фирмы всегда будет меньше конкурентного.

С другой стороны, если цена рынка установлена на уровне фирма рассматривает её как данную, то её поведение будет подчиняться условию фирмы-ценополучателя. Фирма будет иметь стимул производить до тех пор, пока её предельные издержки не окажутся равными этой цене, до уровня Этот уровень превышает и картельную квоту и выпуск в условиях совершенной конкуренции. Таким образом, каждая фирма, в силу обычных экономических законов максимизации прибыли, будет стремиться к нарушению картельного соглашения. Поэтому нестабильность является основной характеристикой картеля.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]