Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Короткий В.И. - Основы семейной психопедагогики....doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
07.12.2018
Размер:
1.69 Mб
Скачать

О некоторых нормальностях супружеской жизни, очень похожих на прелюдию к разводу (кризис середины жизни)

«Одни молоды и им нужно веселье, другие стары и им нужен покой, девушкам — замужество, замужним — «вторая молодость». И все толкаются, и вечный шум».

(Розанов В. В. Опавшие листья)

Все, что мы рассказываем друг другу, есть лишь отчасти правда, отчасти вымысел (в особенности, когда дело касается нашей личной истории) [102]. Неодолимая тяга к самораспространению помогает раскрашивать скромный жизненный опыт в легендарные подвиги Геракла. Строгая цензура Подсознания пропускает на поверхность только те факты, которые не допускают двусмысленного толкования и четко вписываются в сюжет. Остальные ретушируются или уничтожаются, т. е. просто откладываются поглубже, так что со временем мы сами перестаем понимать, как Это было. Посвящая других в «подлинные жизнеописания», мы превращаем прошлое в систему, закрепляем причинно-следственные связи и все дальше и дальше удаляемся от истины. Так рождаются мифы о том, «как ловко он меня обманул (обманула)», когда «от поклонников не было отбоя», о том, «сколько добра было сделано», «сколько в него было вложено» и что «лучшие годы ушли понапрасну». Мифы роятся, клубятся, группируются. Наши домашние мифы сливаются (переплетаются) с мифами других, циркулируют совместно, приобретают черты общественного мнения, снова возвращаются и теперь уже преследуют нас в виде фантомов. Теперь мы уже точно уверены, что «все они одинаковы», а «любовь бывает только в кино», что «бороться бессмысленно», что «лучше одному (или одной)» и что «все через Это прошли»!

«Лгущий себе самому прежде всех и обидеться может. Ведь обидеться иногда очень приятно, не так ли? И ведь знает человек, что никто не обидел его, а что он сам себе обиду навыдумал и налгал для красы, сам преувеличил, чтобы картину создать, к слову привязался и из горошинки сделал гору, знает сам это, а все-таки сам первый обижается, обижается до приятности, до ощущения большого удовольствия, а тем самым доходит и до вражды истинной».

(Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы)

В жизни мужчин и женщин есть период, когда они в наибольшей степени подвержены влиянию фантомов развода. Этот период захватывает массивную возрастную группу и содержит возможность возникновения неких острых психологических состояний, традиционно называемых «Кризисом середины жизни». Границы огнеопасного периода определяют по-разному. Часть исследователей связывает их с первыми признаками перестройки репродуктивной системы у мужчин — «первые сбои» (теперь мужчину тоже нужно «настраивать»!) — 30-35 лет. Бесстрастная статистика констатирует увеличение числа разводов особенно у людей 40-45-летнего возраста — пресловутый «семнадцатый год совместной жизни»: взрослые дети покидают дом, оставляя в психологическом пространстве семьи невосполнимые дыры [3]. (Если брак давно уже превратился в систему по жизнеобеспечению детей, то оставшись одни, муж и жена начинают острее чувствовать, насколько чужды они стали друг другу.) Специалисты в области психологии труда отмечают ощутимое снижение показателей трудовой дисциплины у «представителей массовой профессии» (рабочих) в возрасте 35-44 [39]. На самих мужчин и женщин мистическим образом действует цифра 33 (возраст Христа).

«Тридцатилетняя женщина идет на все, тогда как девушка из девичьего страха вынуждена перед всем отступать».

(Оноре де Бальзак. Сцены частной жизни)

30-44 — период зрелой чувственности для женщин. Женщина бальзаковского возраста может все: она может быть обольстительной, целомудренной, печальной и счастливой одновременно. (Юношам следует держаться подальше от «бальзаковских женщин».) «Молчание ее так же опасно, как и речь. Вам никогда не понять, искренна ли женщина этого возраста или полна притворства, насмешлива или чистосердечна. Она дает вам право вступить в борьбу с нею, но достаточно слова ее, взгляда или одного из тех жестов, сила которых ей хорошо известна, и сражение вдруг прекращается». «Женщина 30-ти — 44-х» чувствует свою силу, чувствует, что многое может, и ей далеко не безразлично, что по отношению к ней чувствует и может ее единственный мужчина. Памятуя о том, какую жертву она приносит ради Него, «женщина 30-ти — 44-х» требует от мужчины особых чувств.

30-44 для женщины (в особенности вторая половина) — это период эмоциональной неустойчивости и страхов, которые провоцируются предчувствием физиологического увядания («Бабий век — сорок лет, в сорок пять — баба ягодка опять») и опасениями за надежность мужа (всерьез рассматривается его возможное стремление сексуально проявить себя на стороне, тоже «пока не поздно»). «Женщина 30-ти — 44-х» увеличивает свою эмоциональную зависимость от мужчины [7].

«Слабость с обеих сторон такова, как известно, особенность всех ссор»

(Вольтер)

30—44 — осознание того факта, что с наступлением зрелого возраста он уже никогда не достигнет вершины (например, профессиональной вершины), наносит сокрушительный удар по мужчине. Наиболее популярные способы ухода от постылой действительности — это утопить свою горечь в вине и связь с любовницей. (По сравнению с другими слоями населения, старшие служащие разводятся реже.) Одержав победу над другой женщиной, мужчина вновь чувствует себя молодым и сильным. Точно так же, как женитьба молодого человека символизирует рождение мужчины, любовные контакты в 40 лет символизируют вторую молодость мужчины. Живущий полной жизнью дома и на стороне 40-летний мужчина тайно желает, чтобы его жена, как ранее мать, продолжала любить его, заботиться о нем и закрывала глаза на его склонность к внебрачным интрижкам.

30-44 — период переживания ответственности для мужчины (после продолжительного периода семейного инфантилизма). До поры до времени мужчина живет в свое удовольствие и воспринимается как помощник женщины-матери. До поры до времени женщина нужна мужчине, а не мужчина — женщине: она закрывает собою быт, стирает, кормит и услаждает. От 30 до 44-х для мужчины наступает пора найти свое место в семейных отношениях и действовать. Он видит глаза детей, которым не очень-то понятно, что надо? Он видит глаза жены, которая внимательно ждет. Ему предстоят не самые приятные переживания своей компетентности и полноценности (разумеется, если только он не позаботился об этом заранее).

Что может дать мужчина взрослеющим детям? Материальную силу в сочетании с духовной силой (т. е. устойчивое отношение к жизни в целом). Ответственный, зрелый мужчина — это человек, с которым интересно, который много умеет и справедлив. Ответственный, зрелый мужчина — это человек, который поддерживает порядок, всех мирит, его слово весомо. Ответственный, зрелый мужчина — это человек, который все может, т. е. может поставить материальную задачу и последовательно ее решить. Если мужчина «30-ти — 44-х» соответствует заявленным критериям, его не будут фрустрировать взрослые дети (он спокойно встретит взросление своих детей).

Что может дать мужчина женщине? Любовь, уважение и поддержку! Женщина бальзаковского возраста теряет контроль над ребенком: сила материнских чувств проходит испытание разумом. (Ребенок отдаляется и «хочет гулять сам по себе».) Женщина бальзаковского возраста пытается наверстать карьеру. Она устала от бытовых забот и хочет изменить свое социальное положение («кухонный бунт»). В период ухаживания, равно как и во время заботы о малышах, женщины подавляют свои импульсы авторитетности и независимости. С людьми средних лет и более преклонного возраста происходит любопытная метаморфорза: женщины становятся более напористыми и уверенными в себе, а мужчины — более эмпатичными и менее доминантными [53]. С возрастом в абсолютном выражении сокращается число агрессивных мужчин. (Вероятность погибнуть у людей с высокой агрессией в 4 раза выше по сравнению с остальными [72].) Пока женщина остается робкой (пока это нужно для продолжения рода), ей удается избегать экстремальных ситуаций и стрессовых нагрузок. Подростку нужен друг, мужчине — ученик, а женщине — настоящий мужчина. Именно так они ощутят причастность своей жизни друг к другу. А если что-нибудь в этой схеме не сработает, то начинается «Кризис середины жизни».

«Спросили его раз: «За что вы такого-то так ненавидите?» И он ответил тогда в припадке своего шутовского бесстыдства: «А вот за что: он, правда, мне ничего не сделал, но зато я сделал ему одну бессовестнейшую пакость, и только что сделал, тотчас же за то и возненавидел...»

(Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы)

После того, как вы уже достаточно разобрались в его (партнера) мотивах, постарайтесь понять свои мотивы (отвлекитесь на минутку от другого). Предаваясь фантомам развода, вспомните, что когда-то у вас было чутье и вы сделали выбор в пользу этого человека (т. е. что-то при этом уже получили!). А что потом вы для Него сделали, каким действием или бездействием вы так себя разозлили?