Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
кораблева.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
206.34 Кб
Скачать

1.Виды поездок в Римский имперский период

1.1.Путешествия с познавательными целями

Начитавшись произведений на мифологические сюжеты, не один римлянин хотел бы при возможности посетить местности, связанные с описанными в этих сочинениях событиями. Особую популярность в Риме имел культ Александра Македонского и Троянский цикл. Даже в справочнике греческих торговцев, которые вели свои дела в далекой Индии, можно было найти напоминание об «оставшихся после войска Александра в этих местах древних алтарях, фундаментах лагерей и огромных колодезях», в Вавилоне показывали дом, в котором умер Александр.

Другим проявлением исторического прошлого, которое привлекало внимание туристов, были места знаменитых сражений.

Римские туристы ис­кали то, что было экзотичным и отдаленным, и, как мы узнали от Плиния Младшего, делали это в трех основных регионах: в Греции, в Малой Азии и в Египте.

1.1.1.Греция

В Греции туристы следовали традиционным на протяжении сто­летий путем: Дельфы, Афины, Коринф, Эпидавр, Олимпия, Спарта. Большая часть Греции во времена римского владычества пришла в упадок. Это давало возможность жаждущим увидеть памятники старины, восхищаться их живописной заброшен­ностью.

Из мест битв в Греции особенно популярны были Марафон и Херонея. Посетители Афин часто выбирались в Марафон в 35 км от города — место разгрома персов в первой войне против них. Среди достопримечательностей им показывали надгробный холм над братской могилой 192 афинян, павших в бою (персы потеряли 6400 воинов).

Следующим по значимости было поле битвы под Херонеей. Здесь холм, увенчанный изображением льва из камня, увековечивал место, в котором 500 воинов фиванской гвардии пали все как один и в котором их похоронили. Сегодняшние туристы также осматривают этого льва, потому что его откопали в XIX в. и снова установили на холме. В Херонее посетителей вели и к «дубу Александра», дереву, под которым для него, тогда наследника македонского монарха, разбили шатер во время решающей битвы, когда вместе с отцом они одержали победу над Афинами и Фивами и завершили период существования Греции как страны независимых городов-государств.

Для посетителей было доступным огромное количество могил героев и героинь мифов. В Афинах «туристы» поднимались на акрополь и там им рассказывали о том, как Эгей бросился оттуда в море, когда увидел подплывающее под черными парусами судно своего сына Фесея (Тесея). Можно было увидеть могилы Елены на Родосе, Нестора в Пилосе, Ореста в Спарте, Эдипа в Афинах, детей Медеи в Коринфе. Для усложнения дела иногда оказывалось, что одно и то же лицо было похоронено в двух-трех различных местах. Могилу Ипполита показывали и в Трезене, и в Афинах, Елены в Аргосе и на Кипре, Париса в Парии и в Кребрене, Агамемнона и Кассандры в Микенах и Амиклае.

Так, как и могилы, посещали места проживания мифологических персонажей: дом Менелая в Спарте (спустя 1500 лет после событий, описанных в нем Гомером, сохранившийся и даже заселенный людьми), дом Нестора в Пилосе (а также пещеру, в которой тот содержал скот), дом Ипполита и жилище Ореста в Трезене, место, на котором возвышался дворец Эгея в Афинах, руины дома Амфитриона в Фивах (туристам умудрялись даже показывать комнату, которая служила свадебным покоем для матери Геракла Алкмены).

Согласно «Описанию Эллады» Павсания, в Саламине показывали посетителям камень, на котором сидел старый Теламон, прощаясь с сыновьями Аяксом и Тевкром, когда те отплывали к Трое. Неподалеку от Спарты туристов привлекало место на дороге, на котором Пенелопа решилась выйти замуж за Одиссея. В Панопе в средней Греции показывали остатки глины, из которой Прометей вылепил первых людей, а те, кто был настолько неустрашим, чтобы достичь Кавказа, могли увидеть скалу, к которой Зевс приковал этого титана.

Хотя и представляется, что туристы признавали первенство за знаменитостями из мифологии, они не пренебрегали и историческими персонажами. В Македонии, в одном из городов неподалеку от столицы туристы могли увидеть школу, в которой Аристотель учил своего лучшего ученика Александра. В Афинах можно было увидеть дом Сократа, дом Демосфена с подземной комнатой, в которой тот запирался на месяцы, овладевая искусством красноречия. В Фивах находился дом поэта Пиндара, пощаженный Александром Македонским, когда тот сравнял с землей остальной город. В Скилле показывали могилу Ксенофонта, который в этом городе, расположенном неподалеку от Олимпии, провел в уединении много лет. На торговой площади в Магнесии в Малой Азии показывали могилу Фемистокла. В греческих Фивах можно было посетить надгробие Пиндара, в Афине надгробие Солона, на Калаврии — надгробие Демосфена.

В планах экскурсии по Греции были также некоторые острова. Туристы плыли на Делос, где стоял почитаемый храм Аполлона, на Самофракию, родину таинственных божеств, чрезвычайно популярный культ которых состоял из различных тайных обрядов. Они отправлялись на Родос, который, как и Афины, имел еще впечатляющих свидетелей своих великих дней, когда его жители были богатыми и независимыми. Колосс, огромная, как будто из страны великанов, статуя Аполлона, которая стояла в порту Родоса, рухнула во время землетрясения в 244 г. до н.э., но на острове были еще тысячи других статуй, широкие улицы города и окружавшие его мощные стены. От Родоса был только один шаг до соседней с островом Малой Азии.

В конце лета 167 г. до н.э. Эмилий Павел, главнокомандующий римских войск, отдыхал в северной Греции после своей победы в изнурительной войне против Македонии. Тит Ливий сообщил, что дело шло к осени, ее началом Эмилий Павел решил воспользовать­ся, чтобы объехать всю Грецию и посмотреть прославленные молвою места, не величественнее ли оно на слух, чем на вид.

Избранный Эмилием Павлом перечень мест, достойных посещения, в точности иллюст­рирует интересы подавляющего большинства позднейших туристов древности. Сначала, Павел отправился через Фессалию в Дельфы к зна­менитому оракулу. Посетил он и храм Юпитера Трофония в Лебадее, там осмотрел вход в пещеру, куда спускаются посетители, чтоб расспросить богов, потом отправился в Халкиду взглянуть на Еврип и Евбею, громадный остров, с которого на материк перекинут мост. (Еврип, узкий канал (всего 36,5 м шириной) между кон­тинентальной частью Греции и островом Эвбея, в котором течение достигает скорости около 7 км в час и создается впечатление, что очень нерегулярно меняет свое направление.)

Из Халкиды он переправился в Авлиду, там он посетил гавань, в которой Агамемнон сосредоточил флот для легендарного нападе­ния на Трою и храм Дианы, где этот царь возвел дочь в жертву на алтарь. Оттуда Эмилий прибыл в Ороп Аттический, где древний прорица­тель чтим как бог, где вокруг старинного храма текут и бьют ключи, придавая ему очарование. Потом он посетил Афины, где осмотрел акрополь, гавани, стены, связующие Пирей и город, верфи, памятники великим полко­водцам, изваяния богов и людей.

Далее он прибыл в Коринф, который до разрушения, был богатейшим и одним из самых красивых городов Греции. Потом Эмилий Павел посетил знаменитые города — Сикион и Аргос, за ними Эпидавр, славный храмом Эскулапа, стоящим в пяти милях от города. Отсюда он прибыл в Лакедемон (Спарта), а оттуда поднялся к Олимпии. Там он осмотрел статую Зевса, произведение Фидия, согласно свидетельству, Эмилий Павел прореагировал на эту скульптуру восклицанием: «Фидий изобразил Зевса таким, каким его описал Гомер».