Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
кораблева.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
206.34 Кб
Скачать

1.7.2.Маршруты паломничества

Главной целью паломников стала Святая Земля и Иерусалим. Паломники, отправлявшиеся на Ближний Восток, могли вы­бирать между морским путем и сухопутной дорогой. Настоящей проблемой для путников была не столько трудность, сколько небезопасность путешествий. С последних десятилетий IV в. римские императоры не имели уже такого сильного сухопутного войска и военного флота, как в прежние времена относительной тишины и спокойствия. На западе визиготы, аланы, вандалы и другие этносы своими нашествиями сильно расшатывали организм империи. Хорошо организованные эскадры, которые когда-то регулярно патрулировали в море, ушли в прошлое. На всем Средиземном море снова стали хозяйничать пираты.

Морское плавание было более быстрым и удобным, но менее безопасным Суда из Ости (Рима) и других крупных портов Империи регулярно прибывали в порт Антиохии, самого важного порта Леванта, Китиона на Кипре или Александрии Египетской. Оттуда в Иерусалим можно было добраться посуху или морем, на местных небольших кораблях, через порты Кесария и Яффо. Так добирались на Святую Землю Мелания Старшая, Руфин, Анонимный паломник из Плаценци.

Другие, как, например, анонимный паломник из Бурдигалы и Эгерия, предпо­читали держаться вдали от судов, несмотря на их быстроту, а также удобства. Они следовали большими дорогами, используемыми го­сударственной почтой, следовательно, избегали сложностей с полу­чением питания, ночлега, животных и повозок для проезда. Сухопутные дороги на Востоке оставались еще относительно безопасными. Более того, паломники, которые занимали высокое положение или знали соответствующих людей, могли рассчитывать на услуги почты. Но с ее помощью или без нее путешествие, тем не менее, тянулось доволь­но долго.

Например, ценным источником о паломничестве в эпоху поздней античности является путеводитель для христианских паломников, составленный анонимным жителем Бурдигалы (ныне Бордо), который совершил путешествие в Святую Землю в ЗЗЗ году. Паломник из Бурдигалы подсчитал, что до Иерусалима он проехал около 3400 римских миль в течение 170 дней, это означает среднюю скорость в 20 миль в сутки. Путь шел через восточную Галлию, Альпы, Италию и Балканы до Константинополя. Оттуда через Малую Азию и Сирию на финикийское побережье и до Кесарии в Палестине.

Мелания Младшая зимой добралась из Константинополя до Иерусалима за сорок четыре дня, преодолевая по 26 миль ежедневно. Оно могло бы занять не более десяти дней, если бы Мелания рискнула отправиться по морю зимой.

Добравшись до Святой Земли паломники отправлялись к святыням. Из описания первых паломников видно, что количество святынь, посещавшихся паломниками со временем возрастало. Особенно увеличился список священных пещер.­ Несомненно, важную роль в приумножении количества пещер и увеличении ранга святыx, достойных памяти, сыграли проводники с богатым воображением. Самые подробные описания 4 века принадлежат Анониму из Бурдигалы и Эгерии.

В Иерусалиме посещали, например, место, на котором стоял дом первосвященника Каиафы, столп бичевания Христа, руины дома царя Давида, руины претория, в котором Понтий Пилат допрашивал Христа, скалу, на которой Иуда предал Христа, пальму, с которой срывали листья, в Пальмовое воскресенье. В Вифании - место воскрешения Христом Лазаря и дом Лазаря и его сестер Марфы и Марии, а также жи­лище Симона Прокаженного.

В Вифлееме находилась церковь, построенная при Константине и уве­ковечивающая место Рождества, и совместная гробница с останками «Иезекииля, Асафа, Иова, Иессея, Давида и Соломона, имена которых были выгравированы по-еврейски на стене лестнич­ной клетки, ведущей к захоронению». В Назарете - дом Благовещения.

В Палестине также пользовались популярностью Исардела, где Давид убил Голиафа, Сихем (Шхем, Наблус) с могилой Иосифа (мужа девы Марии) и колодцем Иакова, река Иордан, где Иоанн крестил Иисуса, Дубраве Мамре, неподалеку от Хеврона, где Авраам разбил свой стан, сам Хеврон, с могилами патриархов (Авраама, Исаака, Иакова, Сарры, Ревекки и жены Иакова Лии).

Анонимный паломник из Плаценции (ныне Пьяченца, Италия), который был в Святой Земле в 570 г., спустя полтора столетия после бурдигальского пилигрима, видел еще больше святынь. В Назарете ему показали скамью, на которой Иисус сидел, когда обучался, тетрадь, в которой он писал свои первые буквы. В Иерусалиме он видел кровь Иисуса на скале, на которой происходило его распятие, отпечатки его ладони и пальцев на столпе бичевания, терновый венец, камни, которыми был побит первоученик Иисуса Христа Стефан, и столп, поддерживавший крест, на котором погиб апостол Петр (остается загадкой, каким образом этот крест попал из Рима, где погиб Петр, в Иерусалим).

Более обстоятельные паломники достигали и Синайского полуострова. Здесь осматривали «Землю Моисея» и взбирались на самую вершину горы, на которой этот библейский пророк получил от Бога таблицу с десятью заповедями, место, на котором стоял брат Моисея первосвященник Аарон во время полу­чения Моисеем заповедей, неопалимую купину (терновый куст, кото­рый горел, но не сгорал, и из которого Господь обращался к Моисею), место, в котором был создан золо­той телец, скалу, о которую возмущенный этим Моисей разбил таблицы, место, в котором с неба падала манна, и т.д.

А в VI в. император Юстиниан сновал монастырь святой Екатерины, который функционирует и сегодня. Арабы, так же как и христиане, считали эту местность святой, и она стала местом, которое, несмотря на отдаленное расстояние и небезопасность, постоянно привлекало множество посетителей.

Еще более настойчивые паломники совершали паломничества и в Египет. Например, туда отправилась Эгерия, после посещения Иерусалима и других мест Палестины. С Синая Эгерия двинулась по сле­дам исхода евреев из Египта, но в обратном направлении. Паломница уговорила римские власти, чтоб ей придали эскорт воинов, потому что путь шел через ничейную землю, а здесь каждый путешественник мог оказаться легкой добычей для разбойников.

Проводники в Египте были еще худшими, чем в Палестине. Они характеризовали пирамиды как силосные башни Иосифа. Но сюда притягивали не только библейские ассоциации, но еще и монахи, которые жили в пустыне. Именно Египет стал родиной христианского монашества. Уже в первой половине III в. многие египтяне уходили в пустыню, чтобы вести отшельническую жизнь на незаселенных землях.

Вскоре возникло два вида монахов. Первый вариант, индивидуальное отшельничество. Его основателем стал св. Антоний. Он бежал в пустыню в возрасте около двадцати лет и 20 лет прожил в пещере. Когда, наконец, после двадцати лет, он отказался от уединения, слава его святости привлекла других отшельников, которые поселились в соседних пещерах. Около 305 г. здесь уже существовала целая община, которая признала Антония своим душепопечительным руководителем. Вскоре в других местах страны возникли схожие общины. Их члены или по одному, или по двое, или по трое создавали общину под руководством особенно уважаемого человека. Их излюбленной местностью стало пустынное место Вади-Натрун, расположенное около 160 км на запад-северо-за­пад от теперешнего Каира. В конце IV в. в одном только Вади-Натруне были тысячи монашеских обителей.

На юге Египта возникла иная форма монашеской жизни, сыгравшая большую роль в истории христианства. Это началось в 320-325 г. на Тавенском острове на Ниле в Верхнем Египте. Отшельник Пахомий собрал группу единомышленников, которые, живя в отдельных кельях, питались совместно. Он основал девять мужских монастырей в Фиваиде и с помощью своей сестры Марии два женских монастыря. Группа Антония и других отшельников нуждалась только в определенном количестве соседствующих друг с другом пещер, а группа Пахомия - в возведении сложного комплекса зданий.

Одно из лучших описаний отшельников с берегов Нила составил паломник Палладий, который после прибытия в Египет в 338 г. провел двенад­цать лет в монашеских общинах в Вади-Натруне и в окрестностях Александрии.

Посещавшие Египет паломники могли наблюдать за жизнью отшельников на севере, особенно те общины, которые находились в окрестностях Вади-Натруна. Тамошние анахореты не только выгля­дели более благочестивыми - исхудавшими, в одежде неопределен­ного вида, со спутанными волосами и бородами. Они также были более доступными. Гости северных общин избегали трудностей и опасности путешествий в кишевшие разбойниками южные округа вдоль Нила. Среди всех знаменитых лиц, посещавших Египет, только неутомимая Эгерия отважилась от­правиться на юг в Фиваиду.

Монашеское движение быстро распространилось по Палестине, Сирии и другим странам Ближнего Востока. В Сирии распространилось так называемое святое столпничество. Святые столпники уходили из мира не в пещеры, а на вершины столпов или колонн. Наиболее известным из них был Симеон Столпник. В 423 г. он поселился в 60 км от Антиохии и жил на каменной глыбе на высоте около 1 м. Со временем он переселялся все выше, пока не поселился на платформе размером 1,8 на 1,8 м на самой вершине двадцатиметрового столпа. Там он прожил тридцать лет в молитвах и глубоких поклонах так, что один из наблюдателей, который попы­тался их подсчитать, насчитал их 1244.