Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Для конференции.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
26.11.2018
Размер:
37.12 Кб
Скачать

Военный коммунизм Происхождение термина

Термин «военный коммунизм» был введён в оборот ещё до октября 1917 г. известным марксистским теоретиком, автором ряда утопических романов А. А. Богдановым, трагически погибшим в 1928 г. в результате произведённого на себе неудачного эксперимента по переливанию крови. В. И. Ленин впервые употребил выражение "военный коммунизм" в апреле 1921 г. в статье со скромным названием "О продовольственном налоге".

Предпосылки возникновения военного коммунизма

В поступательном развитии российской истории революция и военный коммунизм явились следствием и разрешением застарелых социально-экономических противоречий российского общества, усугублённых проблемами либерализации и развития частной собственности, а также обновлением его обветшавшей государственности во вполне привычном для России катастрофическом стиле.

Военный коммунизм – это не коммунистический эксперимент, здесь в наиболее обнажённой форме предстала, вызванная тяжёлой необходимостью, авторитарная традиция русского общества. Об эксперименте можно говорить лишь в том смысле, что влиятельные общественные силы (бюрократия) попытались вместо кратковременной эксплуатации системы государственного абсолютизма для укрепления расшатанного Российского государства, выгодно представить её в качестве «столбовой дороги» всего человеческого общества и тем самым неоправданно продлить жизнь чрезвычайщине.

Периодизация

Анализ сущности политики и системы военного коммунизма тесно связан с проблемой его периодизации, поскольку деление исторического отрезка на характерные этапы возможно только с опорой на эволюцию существенных черт явления. Важен вопрос об определении начальной точки отсчёта политики и, соответственно, периода военного коммунизма. Наиболее удобным и обоснованным рубежом здесь является сама Октябрьская революция, в результате которой к власти пришла партия большевиков, чьи мероприятия по государственному регулированию и принуждению в социально-экономической сфере носили характер уже не только вынужденной войной политики, но были сознательным принципом общественного строительства.

Первый период политики военного коммунизма вошёл в историю под названием «красногвардейской атаки на капитал» и в силу своего полустихийного характера явился олицетворением разрушительного, деструктивного периода революции, когда основное внимание большевистского руководства направлялось на политическую борьбу. Она проходила в том числе и в форме экспроприации крупного промышленного и банковского капитала, подрыва экономического могущества буржуазии. Главные факты, свидетельствующие о начале реализации ленинским руководством своих военнокоммунистических установок, известны: Положение о рабочем контроле (14.11.1917), развязавшее стихийную национализацию промышленности; национализация банков (14.12.1917); первый опыт введения политики продовольственной диктатуры в феврале 1918 года. Всё это типичные символы военного коммунизма. Другое дело, что в смольнинский период большевики ещё не приобрели опыта и возможностей для воплощения своих замыслов в полной мере и каждый раз вынуждены были откатываться назад, как в случае с ленинским проектом огосударствления кооперации, стыдливо опубликованным за подписью Шлихтера 1 февраля 1918 года. В результате разрушения старой системы организации и управления промышленное производство охватил хаос, который быстро вёл к углублению социального кризиса в городах, разрыву региональных экономических связей и расшатыванию государственного единства российских территорий.

Начало второго этапа политики военного коммунизма связано с тем, что негативные результаты «красногвардейской атаки на капитал» весной 1918 года поставили большевистское руководство перед необходимостью корректировки военнокоммунистической политики. Но известные соображения Ленина о «введении революции в берега» касались только политики в отношении промышленности и города. Сформулированные им компромиссные положения «Очередных задач Советской власти» являлись лишь частью общего плана, в котором по отношению к крестьянству проектировалось совершенно противоположное, а именно, «вооружённый поход в деревню», введение политики продовольственной диктатуры. Намечалась двойственная политика, предусматривавшая попытку умиротворения ситуации в городах путём социального компромисса с буржуазией и направление энергии изголодавшихся рабочих на добычу хлеба и производство социальной революции в мелкособственнической деревне. Но на деле получилось так, что вторая часть весеннего плана полностью опрокинула замыслы компромисса в городе и быстро привела советское правительство к необходимости окончательной национализации индустриальной промышленности.

Политика второго этапа также очень быстро обнаружила свою несостоятельность, ибо, не решив городских проблем, она привела к росту ожесточённого сопротивления крестьян и послужила непосредственным толчком к распаду страны и распространению на её территории настоящей фронтовой гражданской войны. Её несостоятельность проявилась и в чисто экономической области, поскольку первоначальные методы проведения продовольственной диктатуры оказались чисто технически непригодными для выкачки хлеба у крестьянства. Отрицательные политические и экономические результаты, расширение театра военных действий и углубление продовольственного кризиса в промышленных центрах заставили Ленина приступить к радикальному пересмотру политики, прежде всего в отношении крестьянства. Уже с августа 1918 года, с начала нового продовольственного года, намечается поворот большевиков в сторону соглашения с крестьянством. Результатом этого поворота, ещё до знаменательного VIII съезда РКП(б), стало упразднение комитетов бедноты, значительное повышение твёрдых заготовительных цен на хлеб и переход продовольственной диктатуры в её вторую, более мягкую и рациональную форму – продразвёрстку. Наконец, в начале 1919 года был усилен акцент в отношениях с крестьянством на кооперативных организациях, вплоть до поручения им заготовки монополизированных продуктов, что тогда же на страницах небольшевистской печати получило название «нового периода экономической политики» (НПЭП). Позитивные изменения в крестьянской политике партии получили закрепление в решениях VIII съезда РКП(б) и благотворительно влияли на социально-политическую ситуацию в республике в течение основного этапа гражданской войны, до начала 1920 года.

С весны 1920 года, после разгрома основных сил внутренней контрреволюции, политика большевиков начинает переживать этап нового возвышения принципов военного коммунизма, что было стратегически определено решениями IX партсъезда. Характерными признаками нового этапа стали ужесточение государственного принуждения в промышленности в виде милитаризации труда и стремление в крестьянской политике придать продовольственной развёрстке черты государственной монополии образца 1918 года, т.е. добиться путём развёрстки изъятия всех излишков продовольствия у крестьян и полного прекращения продажи нормированного продовольствия на вольном рынке. Всё это сопрягалось с политикой сокращения сферы денежных расчётов в огосударствленных секторах экономики.

Однако именно в этот период отчётливо обнаружились признаки тяжёлого кризиса в сельском хозяйстве, вызванного отсутствием достаточных материальных стимулов развития. Сельскохозяйственное производство неуклонно падало, ставя под угрозу голодной катастрофы всё население республики. Попытки предотвратить подобную перспективу выразились в условиях расцвета политики военного коммунизма в разработке планов государственного принудительного вмешательства в область мелкого крестьянского производства. Ленин, отрёкшись от своих же слов, сказанных им на VIII съезде РКП(б) о том, что «нет ничего глупее, как самая мысль о насилии в области хозяйственных отношений среднего крестьянина», активно поддерживает зародившуюся в недрах Наркомпрода идею широкомасштабного применения государственного принуждения в сельскохозяйственном производстве, которая в конце декабря 1920 года принимает своё законодательное выражение в постановлении VIII Всероссийского съезда Советов о мерах укрепления и развития крестьянского хозяйства. Постановление предусматривало введение принудительных мер в отношении крестьян с целью заставить их прекратить сокращение посевной площади и улучшить качество обработки земли. Параллельно с этим идёт волна декретов Совнаркома в плане «ликвидации» денег. Полностью отменяется оплата городским населением коммунальных услуг, связи, транспорта, медицинского обслуживания, распределения продовольствия и предметов ширпотреба. Всё это символизировало начало нового этапа военнокоммунистической политики. Тем не менее, он не получил своего дальнейшего развития, поскольку вся политика военного коммунизма вскоре была вынуждена отступить назад перед порождённым ею мощным социально-экономическим кризисом начала 1921 года.