Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМК_ОРК_юрфак_Ипатова_готово.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
04.11.2018
Размер:
342.02 Кб
Скачать

Тема 3. Коммуникативная ролевая игра «Искусство общения с публикой» (зачетная).

Тема для диалогов и выступлений:

«Что, кроме «Пепси», выбирает новое поколение?».

Практическая подготовка игры:

Время игры, количество участников, тема и регламент речи определяются в процессе подготовки. Речь готовится заранее. Возможны импровизации. Итоги подводятся коллективно.

Форма игры: сценки-миниатюры из коммуникативной практики (в том числе ораторской).

Условия игры:

1 – заранее оговаривается коммуникативная ситуация;

2 – по ходу игры предлагаются «затруднения»:

  • несовпадению ожидаемой ситуации общения с реальной;

  • бестактное поведение собеседника или публики (в начале выступления);

  • неуместные реплики и вопросы (в момент изложения главной части речи);

  • перемещение слушателей по аудитории (в конце речи);

  • «раздражитель» в процессе речи:

    • (кардинальное отличие реальной аудитории от ожидаемой,

    • «неорганизованный» слушатель,

    • забытые записи,

    • звонки по мобильному телефону и т. п.).

Оформление игры:

Сентенция:

«Не сказки сказывай небывалые, но говори человеческие речи о человеческих делах» (Аристофан).

Памятка: Три гаранта успеха общения с публикой:

Точность представления аудитории и ситуации общения.

Скорость принятия решения в непредвиденной ситуации.

Четкость осуществления принятого решения.

Литература

  1. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – М., 2004.

  2. Ипатова И.С. Практическая риторика, или человек в контексте речи. – Н. Новгород, 2004.

  3. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2004.*

  4. Стернин И.А. Практическая риторика: Уч. пос. для студ. вузов. – М., 2003.

Методические рекомендации по изучению дисциплины

Риторическая триада процесса речевого общения была сформулирована еще Аристотелем: «...Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается»1. Эти положения были использованы для создания всех последующих моделей социальной речевой коммуникации. Так, известный ритор XIX века Я.В. Толмачёв в своей книге «Правила словесности, руководствующие от первых начал до высших совершенств красноречия», отмечал: «Говорящий, слушающий и предмет речи составляют весь круг человеческого слова»2.

Процесс речевого взаимодействия может принимать разные формы: устную и письменную – по способу коммуникации; межличностную, публичную, массовую – по количеству коммуникантов»; деловую и бытовую – по целям; позитивную и негативную, даже конфликтную – по эмоциональному фону. Но всегда речевое взаимодействие остается диалогом?

Традиционно понятия «монолог» и «диалог» противопоставлены одно другому. Монологом (от гр. monologos < monos - один + logos - речь) принято считать развернутое высказывание одного лица, диалогом (от гр. dialogos) – взаимное речевое общение субъектов с постоянной сменой ролей. В зависимости от ракурса рассмотрения монолог может быть представлен как внутренний (или скрытый) диалог, диалог – как череда прерванных монологов.

С риторических позиций диалектика преобразования монолога в диалог предполагает несколько этапов. На уровне познания, например, человек ведет внутренний диалог с предметом речи – еще русский философ П.А. Флоренский предлагал «запрашивать» методы познания у того объекта, который подлежит изучению, как бы разговаривая с ним на его языке. В процессе внутреннего диалога, который осуществляется на уровне внутренней речи, мы «общаемся» с самими собой и (или) с предметом речи, подбираем нужное слово. Далее найденное слово «примеряется» к потенциальному собеседнику. При этом текст речи иногда фрагментарно, иногда полностью проговаривается, репетируется. Репетиция позволяет будущему коммуниканту научиться контролировать исполнение речи посредством самопрослушивания, а также увидеть себя глазами слушателя (или аудитории). В процессе же коммуникации говорящий ориентируется на непосредственную реакцию слушателей, то есть на реальный диалог, который может сочетать в себе имплицитные и эксплицитные (явные и неявные) формы выражения.

Таким образом, особенность монолога заключается в акцентуации его постоянного диалогового начала. Внутренний диалог с предметом речи сменяется монологом, спроецированным на реакцию предполагаемого слушателя (прогнозируемым диалогом) и далее – речью, эффективность которой пропорциональна этой реакции. Речевое воздействие, выраженное в форме монолога, но ориентированное на реакцию слушателей постоянно, даже в процессе подготовки текста, и обратная связь, предполагаемая, прогнозируемая или реальная, обеспечивают взаимодействие коммуникантов, которое в силу его специфики можно назвать риторическим диалогом.

Главная особенность подготовленной речи – протяженность диалога на всех фазах речи. Предполагаемый, прогнозируемый, реальный или потенциальный, диалог замыкает коммуникантов через предмет речи на саму речь как средство общения. Так в процессе публичной речи образуется своеобразное диалоговое пространство. Кстати, после выступления слушатель, передавая идею собеседника, цитируя его, сам становится источником сообщения, раздвигая рамки уже состоявшегося диалога и вовлекая в него новых слушателей.

Вот почему всем следует постоянно помнить о силе слова. Особенно тем, кто по роду профессии находится в зоне повышенной речевой ответственности. Например, юристам.