Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы к экзамену по исторической грамматике.docx
Скачиваний:
314
Добавлен:
05.06.2017
Размер:
159.79 Кб
Скачать

33.История склонения неличных местоимений твёрдой и мягкой разновидности.

ИСТОРИЯ ДРУГИХ НЕЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИИ

Муж. р.

И. мои Р. мокго

Единственное число Ср. р. Жен. р. Муж. р.

Ср. р. Жен, р.

мок мои нашь Moifb

нашего

наше каша нашсЬ

Притяжательные местоимения мой, твой, свой и наш, ваш склонялись по мягкому варианту местоименного склонения (т. е. так же, как сь, са, ск) и не пережили особых изменений в история русского языка. Склонение их в древнерусскую эпоху можно представить в следующем виде:

д.

моммоу

МОКИ

нашемоу

нашей

В. мои

мои

мою

нашь наше

на шоу

Т.

моимь

МОКЮ

нашнмь

нашею

М.

мокмь

момн

иашемь

квшек

Множественное число

И. мои

мои

МО!

наши

наша

наш!

Р.

монхъ

нашнхъ

д.

монмъ

нашнмъ

В. мсгЬ

МОП

мо4

наш!

наша

наш!

Т.

МОИМИ

нашими

М.

монхъ

нашнхъ

Двойственное

число

И.-В.

МОП

МОН

мои нвша наши

наши

Р.-М.

моею

нашею

д.-т.

монма

нашнма

Если оставить в стороне фонетические изменения форм этих местоимений, а также утрату двойственного числа, то окажется, что все остальные формы или не подверглись никаким изменени­ям в истории русского языка, нлн пережили те же изменения, что! и указательное местоимение тъ. та, то.

Точно так же обстоит дело и с историей определительного ме­стоимения вьсь, вьса, вьсе, которое очень рано попало под влия­ние твердого варианта местоименного склонения, а дальше пере­жило те же самые изменения, что и иные неличные местоимения.

Ср. склонение его в древнерусском языке:

Единственное число Множественное число

Муж. р,

Ср. р.

Жен. р.

Муж, р. Ср. р.

Жен. р,

И. вьсь

вьсе

вьса

вьсн вьси

вьс!

Р,

вьсего

вьсе!

вьс!хъ

д.

вьсемоу

вьсен

вьс!мъ

В. вьсь

вьсе

вьсю

вьс! вьса

вьс!

Т.

вьскмь

вьсею

вьс!мн

М.

вьсемь

вьсен

вьсЬхъ

34.Происхождение и история личного местоимения 3-го лица. Вохникновение новых местоимений после 11 века.

ИСТОРИЯ ЛИЧНОГО МЕСТОИМЕНИЯ 3-ГО ЛИЦА

§ 199. В древнюю эпоху в славянских языках не было личного местоимения 3-го лица, н его роль выполняло указательное ме­стоимение и (муж. р.), а (жен. р.), и (ср. р.); такую роль выпол­няло это местоимение и в ранний период истории русского языка.

В исходной системе древнерусского языка местоимение и, о, к

склонялось и

изменялось

по числам:

Единственное число

Множественное

число

Муж.

Р-

Ср. р.

Жен. р.

И. и

и

в

И. и

в

-fa

р.

кго

tck

Р.

нхъ

д.

кмоу

кн

д.

нмъ

В. н

и

ю

В. *

в

Т.

имь

ню

т.

нми

М.

кмь

ки

м.

нхъ

Двойственное число

И.-В. а н и Р.-М, -Ью

Д.-Т. нма

Формы имен. пад. и, а, к очень рано исчезли нз языка, и на нх месте укрепились онъ, она, оно, являвшиеся формами другого указательного местоимения древнерусского языка, склонявшего­ся так, как теперь склоняется устаревшее оный, оная, оное.

После закрепления в имен. пад. форм онъ, она, оно прн сохра­нении форм косвенных падежей от и, в, к склонение этого место- нмения стало характеризоваться супплетивизмом форм. Однако этот супплетивизм, в отличие от супплетивизма форм местоиме­ний 1-го и 2-го л., не был очень древним по происхождению: он возник позже в результате объединения склонений двух исконно различных местоимении. Прн этом, выступая в роли личного ме­стоимения, онъ, она, оно стало отличаться уже в др.-русск. языке от соответствующего указательного местоимения ударением: лич­ное имело ударение онъ, она, оно, а указательное — онъ, она, дно.

В истории русского языка это местоимение, как и все осталь­ные, утеряло формы двойственного числа, а также изменило не­которые формы под влиянием чисто фонетических причин (ср. отвердение конечного мягкого [м] в твор. н местн. пад. ед. ч.: например, им вместо др.-русск. имь\ нлн изменение |е] > [о] в местн. (предл.) пад. ед. ч.; нли изменение rt в ее (фонетически

[е]6]) в результате раннего изменения [е] > [е] н дальнейшей аналогической замены [е) на [о]). Кроме того, в склонении этого местоимения былн утрачены старые формы внн. пад. ед. и мн. ч. (т. е. ед. ч. муж. р. и, ср. р. к, жен. р. ю; мн. ч. муж. р. -fa, ср. р. п, ж. р. -fa). Онн былн утрачены в силу нх невыразительности (а иногда и совпадения со служебными словами) и заменены фор­мами родительного падежа. Правда, в северновелнкорусскнх диа­лектах и сейчас еще можно встретить форму внн. пад. жен. р. ю (нлн после предлога — ню), но это редкие и нехарактерные случаи.

Наконец, еще в допнсьменную эпоху это местоимение развило одну характерную особенность в саоем склонении, а именно при­бавление начального [к] в косвенных падежах после предлогов. Дело в том, что современные предлоги в, к, с исконно имели в сво­ем составе звук [н]: онн выступали в виде вън, кън, сън. Поэтому сочетания этнх предлогов с косвенными падежами рассматривае­мого местоимения первоначально выглядели как вън *мь, кън кмоу, сън имь. В результате переразложения согласный [и] ото­шел к местоимению, в силу чего и возникло то положение, когда после предлогов в, к, с местоимение стало выступать с начальным [н]. Постепенно прибавление [н] к форме местоимения распро­странилось н ка положение после любого предлога (ср. уже в Гра­моте Мстислава 1130 г. оу него). Правда, закономерные отноше­ния (т. е. наличке |н] после предлога к отсутствие его без пред­лога) характерны лишь для литературного языка, тогда как в говорах они не выдерживаются последовательно: большей частью а диалектах начальный [н] в косвенных падежах отсутствует и в положении после предлогов; иногда же в северных гово­рах такой [н| может появляться н прн отсутствии предлога (т, е,, с одной стороны, к ему, с ими, о их; ас другой — сказал нему н т. п.). '

Следует указать еще н на то, что в форме имен. пад. мн. ч. исконно различались три формы: они для муж. р., она для ср. р. и оны для жен. р. Общий процесс сближения склонений слов во множественном числе, проявившийся в существительных н уси­ленный здесь еще совпадением всех форм косвенных падежей без различий по роду, выразился в нмен. пад. в установлении одной формы они, по происхождению формы муж. р., для всех родов.

Известно, что вплоть до 1917 г. в русском языке была еще форма ом-fa, возникшая под влиянием форм гЬ, век и закреплен­ная за словами жен. р. Однако закрепление ее косило во многом искусственный характер, а потому н не могло сохраниться. Если в современных говорах н есть форма оне, выступающая в имен. пад. мн. ч. (как, впрочем, к оны бывший жен. р.), то она в них играет роль единственной формы, а не приурочена к какому-либо определенному роду.