Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шпора Политология.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
403.46 Кб
Скачать

3 Личность в политике

Личность в политике — субъект осознанной, це¬лесообразной деятельности, выражающий и реали¬зующий интересы политических сил в единстве с собственными интересами, интегрирующий их в единое целое (государственное, партийное, общес¬твенно-политическое, международное и др.).

Личность является основным субъектом поли¬тики, поскольку все политические силы, субъек¬ты суть человеческие образования. Субъектность личности в политике проистекает из ее способ¬ности, возможности и потребности участвовать в политической жизни общества и государства в со¬ответствии со своими интересами. Но в отличие от других сфер общественной жизни, в которых личность может реализовывать свои интересы как индивидуальные, в политике личность осущес¬твляет их как элемент каких-то общих, т. е. по¬литических, интересов. Даже не понимая данно¬го положения, например голосуя на выборах, лич¬ность, опуская бюллетень в урну, совершает ин¬дивидуальный акт коллективно-политической значимости.

Личность в политике участвует в решении об¬щих дел, что вызывает у нее ощущение причас¬тности к человеческому роду, его институциональ¬ным образованиям. Через самостоятельную созна¬тельную причастность к общему делу личность об¬ретает способность осознать свою уникальность, значимость, неповторимость, ответственность за свои поступки. Поэтому можно отметить, что учас¬тие личности в политике есть один из наиболее значимых видов ее деятельности.

Участие личности в политике проявляется во множестве форм и видов: митинг, демонстрация, манифестация, выбор представительных органов власти, участие в различных кампаниях, проводи¬мых партиями, общественно-политическими дви¬жениями, членство и активная деятельность в по¬литических организациях и т. п. Высшей формой участия личности в политике является професси¬ональная политическая деятельность.

4 Трансформация

В 90-е годы в политической жизни России участвуют социальные силы, различные по своему количеству и составу. Особое место среди них занимают политические партии, общественные движения, гражданские инициативы, любительские объединения по интересам. К началу 1997 года, по оценкам экспертов, в России функционировало около 40 тыс. федеральных, межрегиональных и региональных организаций, и число их продолжает расти. Этот взлет общественной инициативы особенно четко проявился во второй половине 80-х годов. Наряду с традиционными общественными организациями (профсоюз, комсомол, научные, научно-технические, культурно-просветительные и спортивные общества и ассоциации) стали возникать многочисленные новые объединения, которые на первом этапе своего формирования были названы неформальным движением.

Широкий диапазон общественных интересов людей: от политических и экономических до досуговых, от национальных и националистических до космополитических, от проблемных (экологических, например) до любительских объединений по интересам. Что характерно для этих движений?

Во-первых, они выявили многообразие установок людей на решение тех или иных общественных проблем. Над ними перестали довлеть заданность, различные ограничения и официальные регламентации. Создана реальная возможность реализовать свои цели, объединить себе подобных и бороться за выживание в этом меняющемся мире.

Во-вторых, новые общественные движения вступили в достаточно жесткую конфронтацию со старыми сложившимися структурами, и они в значительной мере проявили свои бойцовские качества, верность идее и, что особенно важно, эффективность своей работы, способность увлечь за собой людей.

В-третьих, среди части общественных формирований появились организации, группы риска, которые характеризуются не только позитивными целями, но и асоциальными, криминогенными устремлениями. Сюда можно отнести и организации профашистского, националистического толка, что, конечно, не способствует установлению благоприятной общественной атмосферы.

И наконец, идет глубокая трансформация существовавших общественных структур. Время обновления позволило достаточно четко проверить жизненность многих из них, их способность к развитию в новых условиях.

Иначе говоря, возникновение и функционирование новых объединений,