Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хрестоматия_Культурология Новый вариант последняя редакция.doc
Скачиваний:
92
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
1.32 Mб
Скачать

Поверья о судье загробного мира

С погребальным культом связан, очевидно, и образ судьи душ, царя или бога загробного мира. Такой образ, известный во многих религиях, очень неустойчив, изменчив, принимает самые разные формы, очень часто контаминируется с другими образами: с мифологической фигурой «первого человека», с хтоническими божествами плодородия и пр.

В верованиях наиболее отсталых народов такого об­раза, как правило, еще нет, как нет и определенного представления об особом мире душ. У народов с рас­падающимся родовым строем, где начавшаяся социаль­ная дифференциация породила и дифференциацию пред­ставлений о загробной жизни, появляются особые мифо­логические образы, играющие ту или иную роль в судьбе душ, в допуске их в один из тех миров, где обитают души. Это или проводник душ, или чудовище, отпуги­вающее или пожирающее их, или привратник, допускаю­щий в царство мертвых лишь тех, кто удовлетворяет из­вестным условиям, или судья, решающий участь душ. Вот несколько примеров.

По поверью жителей острова Вао (Новые Гебриды), вход в загробный мир охраняется чудовищем в виде огромного краба, которое набрасывается на душу, если у нее нет с собой свиней, и пожирает ее; если же она несет с собой свиней (зарезанных при погребении), чу­довище съедает их, а душу пропускает. В южной части острова Малекула есть поверье, что у входа в загробный мир находится дух-привратник, пропускающий туда только татуированных. На острове Аврора верят в огромную свинью, которая пожирает души тех, кто не посадил при жизни дерева пандануса; а тот, кто таковое посадил, может залезть на него и тем спастись от чудо­вища. Во многих местностях Меланезии есть верова­ние, что привратник – чудовище или дух – пропускает в загробный мир только тех, кто вступил в мужской союз. В других случаях для пропуска требуется плата привратнику, для чего и предназначаются погребальные жертвы...

На некоторых полинезийских островах – Раротонга, Таити – образ божества подземного мира сливается с образом Тики – первого человека и общего предка либо создателя человека. Сращивание этих двух образов – первый человек и царь подземного мира – известно и у некоторых других народов. Таков был Гаечь у ительменов, Яма в Древ­ней Индии...

Образы подземных богов – царей мира умерших – очень разнородны в религиях классического Востока. У вавилонян миром умерших, находящимся под землей» управляют подземные боги Анунаки; в мифах упомина­ется страшная царица ада Эрешкигаль; в других ми­фах богом мертвых выступает Нергал. Сложную эво­люцию образов подземных богов обнаруживает древнеегипетская религия. По-видимому, первоначально там существовало представление, что души умерших поеда­ются подземным богом – шакалом. Со времени первых династий развивается искусство бальзамировать и сох­ранять трупы и возникает представление о боге – покро­вителе этого искусства, боге умерших Анубисе. Но Анубис был первоначально номовым (местным) боже­ством не совсем ясно, какого нома (Сиута?), а по происхождению, видимо, тотемом-собакой (или шака­лом, как некоторые считают); может быть, именно эта его близость к шакалу – пожирателю трупов – по­могла Анубису занять почетное место бога мертвых. Но он не занимал этого места монопольно: в других ча­стях Египта богами мертвых были: бог-собака Кенти-ментиу (Абидос), бог-волк Упуаут (Ассиут), бог Сокарис (Мемфис). Так было до конца пятой династии, когда все эти боги – покровители умерших – были от­теснены на задний план или поглощены Озирисом  пер­воначально местным богом Бузириса, превратившимся затем в общенародное божество плодородия и расти­тельности, хтоническое божество; Озирис и связался в народных представлениях с умершими.

Древнегерманская мифология, отразившаяся, хотя и в измененном виде, в исландской «Эдде», знала несколь­ко олицетворений загробного мира: кроме страшной бо­гини смерти и преисподней Хэль, там выступает води­тель душ и царь светлого царства Валгаллы, куда по­падают души воинов,– Один. Последний превратился с течением времени в главного бога северогерманского пантеона.