Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Морозова Н.Г. О понимании смысла.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
28.02.2016
Размер:
396.8 Кб
Скачать

II. Понимание значений в читаемом тексте

Согласно общепринятому взгляду, понимание текста обеспечивается: пониманием слов, пониманием связи слов, связи предложений и абзацев.

Глухонемой ребенок испытывает очень большие затруднения при чтении. Чтение для него - нечто вроде решения алгебраической задачи с очень многими неизвестными. Лексические, морфологические, синтаксические трудности дополняют друг друга, наслаиваются одна на другую. Поэтому без помощи учителя задача понимания текста для глухонемых неразрешима. Чтобы довести до их сознания фактическое содержание текста, нужна очень большая работа над текстом.

Мы решили расчленить эти трудности и проанализировать, что и в каком случае затрудняет глухонемого в понимании текста и что необходимо для овладения, прежде всего, непосредственным значением воспринимаемой речи. Анализ этих трудностей и их преодоление поможет нам проникнуть в процесс последовательного овладения планом значений.

Первое, на что обычно обращается внимание, это - недостаточный запас слов глухонемого.

Действительно, взяв простой рассказ Л. Толстого "Булька", мы обнаружили, что для глухонемых детей III-IV классов до 50% слов были незнакомы; при этом большинство слов вызывало морфологическую трудность - непонимание происходило вследствие неузнавания слова в новых падежных или глагольных формах, с измененными приставками и суффиксами. В старших классах количество неузнаваемых слов снижалось до 20-25%.

Чтобы исключить лексическую трудность, мы составляли облегченные тексты с заведомо известными детям словами, усвоенными в классе. Мы старались этими словами, соответствующими уровню овладения речью, передать фактическое содержание. Достигли ли мы желаемого результата? Оказалось, что усвоение слов еще не обеспечивает понимания текста. В своей работе мы получили очень разнообразные данные, наблюдая как в средних, так и в старших классах, то перевод отдельных слов на мимические знаки, не раскрывающие содержания текста, то искажение фактов, то более или менее правильную их передачу. Иными словами, мы наблюдали то отсутствие связи между словами, то совершенно неожиданную связь слов, игнорирующую согласование и управление, то правильную взаимосвязь слов, откуда выступало правильное содержание.

Мы решили, что характер и степень понимания зависит в этих случаях от синтаксической трудности. Однако, упростив текст до ясной грамматической структуры и разъяснив связь слов, мы обнаружили, что обычная трактовка синтаксической трудности в понимании связи слов требует дополнительного освещения.

За последнее время утвердился взгляд, что основная трудность овладения чтением состоит в незнании грамматических закономерностей языка. Относительно глухонемых стало общепринятым мнение: "дело не в том, что глухонемой мало знает слов, а в том, что он не умеет их грамматически связывать, не владеет морфологией и синтаксисом речи".

Мы убедились, однако, что, несмотря на очень простую грамматическую конструкцию фразы, дети не устанавливают связи между словами, а при более сложной конструкции, наоборот, нередко легко ее схватывают.

Из анализа ошибок и из объяснений текста и отдельных его слов глухонемыми школьниками видно, что для установления связи между словами важно то, как знает слово глухонемой, т.е. в значительной степени "дело все же в слове". Рассказ-басня "Лев и лисица" изложен словами, знакомыми учащимся средних классов школы глухонемых (текст рассказа дан на стр. 228).

Глухонемые ученики IV-V классов на вопрос, про кого они прочитали, отвечают: "Про льва, про бабушку, про мальчика, про лисицу". На вопрос: "Кто был стар?" - отвечают: "Бабушка, дедушка". "Бывает ли старый лев?" - "Не знаю, не видел". Связной передачи текста мы здесь не получили. В старших классах мы получили схематическую, но правильную передачу фабулы. Облегченный текст рассказа "Пять минут", казалось, не представляет трудности со стороны лексики для детей VI-VII классов. Построение фраз в нем также максимально просто. Все слова, употреблявшиеся здесь, и грамматические формы пройдены учениками средних и старших классов. В предлагаемом тексте речь идет о торжественном моменте похорон Ленина: "Машина остановилась. Шофер надавил кнопку. Загудел гудок. Шофер вышел из машины, снял кепку.

Хельсворд рассердился, закричал: "Что вы делаете? Зачем остановились? Я опоздаю". Экспериментатор спрашивает: "Почему загудел гудок, зачем шофер вышел из машины, почему не хотел ехать дальше?".

Ученик VII класса школы глухонемых отвечает: "Работа кончилась. Гудок - работать конец (поясняет жестом) - не хочет больше работать". То есть ученик понял так, что шофер не хотел ехать дальше, так как гудок возвестил конец работы, и он больше не должен работать. Мы имели здесь искаженную связь фактов и с трудом подводили учащихся к правильному их пониманию. В VIII классе учащиеся приближались к правильной передаче фактов.

Почему происходит здесь искаженное понимание? Почему восприятие усвоенных прежде форм речи не всегда дает правильное понимание речи даже в плане только значений? Почему понимание связного текста у слышащего и говорящего ребенка является быстрым непосредственным процессом схватывания основного содержания, тогда как у глухонемого понимание текста есть труд, который совершается на наших глазах, последовательно и кропотливо?

Для ответа на эти вопросы, остановимся на особенностях понимания глухонемыми детьми значения слов, на характеристике того, как понимается значение слова глухонемым ребенком в отличие от слышащего.