Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
метод. обуч. констр..doc
Скачиваний:
62
Добавлен:
18.05.2015
Размер:
501.76 Кб
Скачать

Тема 2. Особенности игр и занятий со строительным материалом при отсутствии системного обучения и руководства воспитателя у детей с нормой в развитии.

Развитие конструктивных способностей детей находится в прямой зависимости от руководства воспитателя детской деятельностью. Если воспитатель систематически обучает детей сооружению различных построек, знакомит их с конструктивными качествами строительных материалов, все дети овладевают определённым объёмом умений и навыков. Однако, это происходит лишь в процессе обучения, направленного на преодоление следующих недостатков детского свободного (без специального обучения) конструирования:

1) нечёткость замысла, объясняемая нечёткостью структуры образа;

2) неустойчивость замысла (дети начинают создавать один объект, а получают совсем иной и довольствуются этим);

3) поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлечённость ею (замыслу уделяется крайне мало внимания);

4) нечёткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать;

5) неумение предварительно анализировать задачу.

Без преодоления этих недостатков, как показали многие исследования, детское конструирование может протекать на очень низком уровне.

Остановимся на характеристике игр со строительным материалом у детей различных возрастных групп, конструктивные умения которых при отсутствии систематического руководства воспитателя развиваются слабо.

Строительный материал привлекает к себе внимание детей на протяжении всего дошкольного периода. Начинают свою конструктивную деятельность дети чаще всего с того, что спешат набрать как можно больше деталей. При этом некоторые дети в первое время сами ничего не строят, а лишь наблюдают, как строят другие, однако «кубиков» никому не дают и не смущаются тем, что товарищу ничего не остаётся.

Первые конструктивные попытки младших дошкольников состоят в том, что они укладывают элементы строительных наборов на плоскости, выстраивают их в ряд или громоздят один на другой, беря при этом детали подряд, без выбора. В первых постройках трудно узнать какие-либо предметы, так как дети ограничиваются лишь отдалённым сходством по какому-нибудь одному - двум признакам. Часто, сооружая постройку, дети стремятся полностью использовать взятый материал, в результате постройки оказываются мало похожими на то, что предполагалось изобразить. Иногда дети строят по принципу «что получится». Заранее они не могут сказать, что собираются строить, а если и могут, то результат, как правило, оказывается далёк от первоначального замысла: гараж превращается в пианино, дом – в кроватку и т. д. Нередко, не закончив одно, дети начинают строить другое: какая-нибудь деталь напоминает знакомый предмет, и дети дают новое название своей постройке. При этом под влиянием их фантазии постройка приобретает новое значение, хотя конструкция почти не меняется. Например, постройка была задумана как кроватка для зайчика, затем девочка поставила с одной стороны несколько кубиков и получилось пианино. Через несколько секунд на клавиши взгромоздился зайчик, затем матрёшка, собачка и та же постройка стала диваном. Такое превращение одного изображения в другое является закономерным для младших дошкольников: их радует и забавляет, когда малейшее изменение в сочетании деталей строительного материала легко ассоциируется с ранее образовавшимися представлениями. Плохо, когда дети долго задерживаются на данном этапе. Это тормозит развитие интереса к конструированию.

Часто можно видеть, что дети используют детали строительного набора как простые игрушки: кубики изображают детей, кирпичики – автомобиль и т. д. Чтобы этот период не был слишком продолжительным, детям необходимо предложить игрушки. Это поможет развивать дальше строительные и сюжетно-ролевые игры.

При самостоятельном овладении строительным материалом дети долго задерживаются на таком этапе стройки, когда они просто «огораживают» игрушку. Например, Вова огораживает со всех сторон машинку и говорит: «Это у меня гараж». Рита окружает сидящую куклу кирпичиками и заявляет, что строит домик.

В начале работы дети не задумываются над размерами постройки, хотя уже с самого начала ясно, для какой игрушки она делается. Когда же постройка готова, часто оказывается, что игрушка, для которой она предназначалась, в постройку не входит, и ребёнок вынужден либо менять игрушку, либо переделывать постройку.

Часто в группе считают хорошими строителями таких детей, активность которых направлена вовсе не на конструктивный процесс: они увлекаются игрой своей фантазии, много говорят о том, что строят, или развёртывают игровые действия вокруг весьма примитивных построек. Конструктивный же процесс занимает у них очень мало времени. Тематика построек у таких детей может быть очень ограниченна.

Не всегда у детей возникает самостоятельное стремление соблюдать симметрию в своих постройках.

Мало считаются дети с цветом деталей строительного набора, их чаще интересует форма, поэтому, как правило, постройки получаются очень пёстрые.

Если взрослый не заботится о развитии конструктивных умений детей в играх со строительным материалом, у них нередко наблюдается повышенный интерес к разрушению построек, причём не только тогда, когда нужно укладывать материал на место, но и в процессе самой стройки.

Подобным образом выглядит строительная деятельность у большинства детей второй младшей и средней групп, если воспитатель не обучает детей стройке.

Такой характер деятельности детей при отсутствии достаточного руководства воспитателя послужил основанием для распространения в педагогической литературе неправильного мнения о том, что интерес к конструированию появляется в старшем дошкольном возрасте; для младших же дошкольников характерно лишь увлечение процессом стройки.

В старшем дошкольном возрасте дети также проявляют живой интерес к играм со строительным материалом. Однако, умения их могут находиться на низком уровне, если воспитатель систематически не руководит строительной деятельностью детей и не обучает их.

Постройки выглядят примитивными, хотя игровые запросы детей они удовлетворяют. Как правило, дети не умеют выделять наиболее характерные признаки изображаемых предметов и передать их в своих постройках. Замысел не всегда доводится до конца. Тема может оставаться та же, но исполнение её далеко от первоначально задуманного.

Так же как и в средней группе, дети сооружают постройки, не задумываясь об их размере. Если размер постройки имеет существенное значение, она после опробования перестраивается, причём иногда по нескольку раз. Если размер постройки не имеет существенного значения, дети могут оставить постройку, а все игровые действия развернуть рядом. Так, они играют, например, в театр: рядом со зданием театра на стульях размещаются зрители.

Как правило, предварительное обдумывание состоит лишь в выборе темы. И в старших группах дети перед стройкой мало думают о том, какие понадобятся детали: они просто стараются взять их побольше. Постройки часто выглядят громоздкими т.к. дети стараются во что бы то ни стало использовать весь материал. Если же дети и осуществляют свой замысел, то к качеству постройки они очень нетребовательны, не стараются передать в ней максимальное сходство с изображаемым. Детей интересуют игровые возможности их построек, с которыми они хотели бы производить те же действия, что и с настоящими предметами. Постройки, как и другие игрушки, часто служат лишь поводом для самостоятельных игровых действий детей. Желание прежде всего изображать в своих играх действия людей с предметами определяют несложные требования детей к своим постройкам. Двух накрест сложенных пластин бывает достаточно, чтобы почувствовать себя лётчиком рядом с таким самолётом; достаточно иметь колесо в руках, чтобы сидя на бруске или скамейке, изображать действия шофёра, управляющего автомобилем.

Познавательный интерес в этом случае направлен на освоение наиболее простых действий людей с предметами и на отображение действий самих предметов, наиболее привлекающих ребёнка, поэтому дети уделяют большое внимание тем частям изображаемых в стройке предметов, от которых зависят действия в игре.

Таким образом, ребёнок проявляет нетребовательность к конструкции своей постройки, его удовлетворяет любое изображение, лишь бы можно было производить с ним игровые действия. Это естественное стремление ребёнка-дошкольника, и его не следует заглушать. Но важно, чтобы как можно раньше появился интерес и к самому конструированию, к качеству его.

Неумение поставить перед собой конструктивную задачу и решить её самостоятельно приводит к тому, что дети задерживаются на одних и тех же конструкциях, изображают по преимуществу одни и те же предметы. Такое явление можно наблюдать у детей всех групп, если они предоставлены сами себе, причём не только у тех, кто проявляет мало интереса к конструированию, но и у тех, кто считается в группе лучшими строителями. Не всегда повторение одних и тех же тем в стройке свидетельствует о том, что они являются любимыми у детей. Чаще это означает, что ничего другого дети просто не умеют строить. Однако, в группе таких детей считают хорошими строителями именно потому, что они быстро сооружают знакомые постройки и в игре с ними активно используют собственные действия, речь, звукоподражания. В этом направлении детская фантазия работает очень хорошо, но очень слабо она проявляется в совершенствовании конструкции сооружений.

Воспитателю следует отличать однообразие тематики построек от таких случаев, когда постройки на одну и ту же тему совершенствуются. Например, сначала ребёнок строит просто дом, часто без окон и дверей, затем появляются окна, двери. Первоначально это может быть небольшой домик для матрёшки, затем побольше – для нескольких матрёшек. Дом заменяется впоследствии зданием детского сада, школы, театра. В таких случаях не следует спешить переключать ребёнка на новую тему. Наоборот, следует помочь ему, показав иллюстрации, познакомив с отдельными приёмами стройки, дать нужный совет.

Рано появляется у детей стремление сделать свои постройки внешне привлекательными, красивыми. Но без соответствующего внимания воспитателя дети своеобразно решают эту задачу: они украшают свои постройки, не считаясь с их назначением. Особенности архитектурного оформления ими не улавливаются. Дети мало заботятся о симметричном расположении частей постройки. При украшении используют все детали строительного набора, которые им нравятся, часто не задумываясь над тем, сочетаются ли они с общим характером постройки.

Для украшения построек из крупного строительного материала дети используют мелкий настольный материал, а так же небольшие цветные игрушки, располагая их в самых неожиданных местах (например, на трубах парохода, между ними, на подставке для мачты и т. д.). Заканчивают украшение дети лишь тогда, когда используют весь материал. Иногда дети увлекаются расстановкой деталей украшения настолько, что забывают о том, что строили, и стремление к украшению превращается в самоцель. Такое отношение к украшению своих построек вырабатывается у детей тогда, когда воспитатель недостаточно уделяет этому внимания, не учит детей, как это нужно делать.

Речь детей в процессе возведения ими коллективных построек тоже может красноречиво свидетельствовать об отсутствии должного внимания со стороны педагога. Как правило, дети не знают правильных названий деталей наборов и это затрудняет общение между участниками стройки. Обычно они называют детали, пользуясь каким-нибудь внешним признаком («Теперь давай круглые» - имеются в виду цилиндры). Все детали, как правило, дети называют кубиками. Обращаясь друг к другу за материалом, дети, не зная как назвать деталь постоянно употребляют указательные местоимения тот, эти.

Во время сооружения постройки для определения места или направления дети очень мало пользуются пространственными понятиями. «Туда ставь, теперь сюда», - говорят они друг другу.

Таким образом, если воспитатель не руководит систематически конструированием из строительного материала, не показывает приёмов стройки, не направляет взаимоотношения детей в процессе работы, то конструктивные свойства материала остаются не раскрытыми для детей и их конструктивная деятельность остаётся на низком уровне. Надо сказать, что интерес к конструированию из строительного материала, если его не воспитывать, даже к концу дошкольного возраста развивается не у всех детей и в этом случае конструктивный процесс выполняет лишь подчинённую роль при развёртывании сюжетов игр.

Вопросы по теме.

1. По каким признакам, наблюдая за детьми 4-5 лет, можно определить, что воспитатель группы не уделяет должного внимания обучению их конструированию?

2. Что такое огораживание? Почему оно появляется в играх дошкольников со строительным материалом?

3. Какие ошибки допускают воспитатели, определяя хороших строителей в группе? как это надо делать правильно?

4. Какие способы украшения построек указывают на то, что дети не владеют этими умениями? Чему следует научить детей?

5. Как определить, наблюдая за детьми старших групп детского сада, что они на занятиях успешно овладевают приёмами конструктивной деятельности?