Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
курсач.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
15.04.2015
Размер:
50.06 Кб
Скачать

ГлаваIi. Действие залога в отношении третьих лиц Залоговые нормы относительно третьих лиц

Залоговые отношения затрагивают не только непосредственно залогодателя и залогодержателя, являющихся сторонами по договору залога. Для установления стабильности гражданского оборота необходимо создать условия, которые позволят одним участникам этого самого оборота получать достоверную информацию о других. Лица, непосредственно не участвующие в данных правоотношениях и не являющихся сторонами правоотношений принято называть третьими. Они могут воздействовать на существующие гражданские правоотношений, не являясь при этом стороной этих правоотношений. Их воздействие проявляется в наличии каких-либо субъективных прав, позволяющих влиять на гражданский оборот. Изменения ГК РФ, предусмотренные упомянутым выше федеральным законом, внесли коррективы в регулирование залога в отношении третьих лиц.

Чтобы лучше представлять, как договор залога между сторонами распространяется на третьи лица, рассмотрим ситуацию с залогом прав требования по обязательству. Мы имеем договорные правоотношения, которые связывают между собой трех лиц: две стороны по договору залога и должника залогодателя. Поскольку данное правоотношение содержит в себе помимо залоговых обязательственные элементы, то к их регулированию будут применяться не только нормы главы 23 ГК РФ. К отношениям, возникшим между залогодателем и должником по обязательству, будут, по общему правилу, действовать нормы, предусмотренные положениями ГК о поручительстве, если иное регулирование не будет предусмотрено соглашением сторон. При применении норм о поручительстве к отношениям залогодателя, залогодержателя и должника могут возникнуть некоторые трудности. Так, третье лицо, предоставившее залог получит право возражения против требований залогодержателя. При этом ограничить договором использование этих возражений третьим лицом-залогодателем нельзя. После обращения взыскания на заложенное имущество залогодатель получит право требования залогодержателя к должнику. В описанной выше ситуации мы видим, как третьи лица могут влиять на залоговые правоотношения, даже если они не являются стороной этого договора. Новеллы в гражданском законодательстве урегулировали подобные отношения, но, как было сказано ранее, так или иначе они порождают некоторые проблемы, связанные с правоприменением.

Особое регулирование, касающееся третьих лиц, содержится также в нормах, устанавливающих положения о добросовестном залогодержателе и залогоприобретателе. Хотелось бы отметить, что большое значение в залоговых правоотношениях занимает передача закладываемой вещи или права. Передавать соответствующую вещь должен собственник этой вещи, а передавать право, соответственно, обладатель этого самого права, поскольку нельзя передать то, чего ты не имеешь. Но п. 2 ст. 335 ГК РФ устанавливает, что лицо, имеющее иное вещное право, может также передавать его, но только в случаях предусмотренных ГК РФ. Особую защиту в залоговых правоотношениях получил залогодержатель. Согласно новым положениям, если залогодержатель не знал и не должен был знать, что вещь передается не управомоченным на то лицом, залог все равно сохраняет свою силу, а собственник переданной вещи несет обязанности залогодателя. Эта норма дает дополнительную гарантию залогодержателю, часто являющемуся кредитором по обязательству, обеспеченному залогом, получит либо надлежащее исполнение, либо взыскание за счет заложенного имущества в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Это правило будет действовать только в случае, если вещь, переданная в залог, была утеряна собственником, похищена или выбыла из владения помимо воли. Описанные выше гарантии залогодержателя обусловлены его юридически безукоризненным поведением, в отличие от действий собственника, который своими действиями проявил неосмотрительность при утере вещи или допустил ошибку при ее передаче чужому лицу4.

Но не только фигура добросовестного залогодержателя заслуживает внимания. Не менее важно появление и добросовестного приобретателя вещи, обремененной залоговым требованием. Не так все однозначно вышло с регулированием отношений по добросовестному приобретению заложенной вещи. Речь идет о норме, устанавливающей возмездное приобретение добросовестным лицом обремененной залогом вещи, если это лицо не знало и не должно было знать об этом обременении, основанием прекращения залога. С одной стороны, налицо нарушение былой незыблемости права следования залога. В традиционном понимании залог должен следовать за обременяемой им вещью до тех пор, пока не будет прекращено обязательство, к которому и привязано возникновение этого залога. В этом заключается важное свойство залога – его акцессорность. Новые же положения фактически создали возможность по созданию схем «сбрасывания» залога. Но законодатель свел возможность появления таких схем в обороте к минимум, стоит отдать ему должное. Появление реестра уведомлений о залоге движимого имущества позволило обезопасить оборот. Вряд ли мы можем назвать добросовестным такого приобретателя, который при покупке движимости не запросил сведения из реестра с целью проверить наличие обременений данного имущества. Таким образом, риск прекращения права следования залога сводится к единичным случаям, когда, к примеру, залогодержатель, не направил заявление о внесении уведомления в реестр залога движимого имущества, тем самым не обезопасив себя же самого на случай споров с третьими лицами.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]