Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

6 курс / Эндокринология / Микроэлементы_и_патология_щитовидной_железы_в_Томской_области_Денисова

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
15.14 Mб
Скачать

Историчекиеисовременныеаспектывизучениипроблемы...

В нашей стране толчком для поведения многочисленных исследований касательно роли антропогенных факторов в возникновении тиреоидной патологии послужила авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. Так как в зоне ее влияния (Брянская, Калужская, Белгородская, Воронежская, Орловская обл. и др.) наблюдается сочетанное воздействие следующих факторов: йод-дефицита, радиоактивного йода, доз радиации. Не уменьшается интерес и в наши дни. Как показали результаты исследований, в зоне влияния ЧАЭС у населения наблюдается суммация патологии щитовидной железы, увеличение частоты встречаемости узлового зоба, кист, аутоиммунного тиреоидита и рака щитовидной железы (Шилин Д.Е., 2001; Хмельницкий О.К., 2004; Лягинская А.М., 2005). При этом, такая патология, как рак щитовидной железы у детей, большинством специалистов, изучающих эту проблему, признается индикаторным показателем радиационного воздействия и об этом свидетельствуют данные по динамике ее развития в районах, подверженных воздействию радиоактивных осадков ЧАЭС (рис. 1.4.1).

Возможно, этим фактором может объясняться и факт увеличения патологии щитовидной железы в Томской области, на примере изучения населения Зырянского района (Попов, 2000). Тем более что в регионе зафиксирован период существенного поступления радиоактивного йода I131, связанного с деятельностью ядерно-топливного комплекса – Сибирского химического комбината (рис. 1.4.2).

Об увеличении ожидаемых случаев рака на таких территориях в большей степени, чем в целом по России, говорит в своей статье В.В. Шахтрин (2002). Судя по публикациям последних лет, имеется связь устойчивого роста тиреоидной патологии с неблагоприятной экологической обстановкой, особенно в крупных промышленных городах с многокомпонентным загрязнением. Так, результаты исследований, проведенных в Оренбургской области (Боев В.М. и др.1998), свидетельствуют, что ДНЗ является следствием относительной йодной недостаточности, когда на фоне нормального йодного обеспечения имеет место дефицит цинка, железа, кобальта, марганца с превышением концентрации токсичных микроэлементов (никель, стронций, хром) в окружающей среде и

31

Микроэлементыипатологиящитовиднойжелезы...

Рис. 1.4.1. Число случаев рака щитовидной железы среди детей в Беларуси (подготовлено на основе трудов Международной кон ференции МАГАТЭ/ВОЗ/ЕК, Вена, апрель 1996 г., по Л.П. Рихва нову, 1997)

Рис. 1.4.2. Дозовые нагрузки на щитовидную железу от инкорпо рированного радиойода у лиц, проживающих в районе расположе ния ПЯЦ (по В.А. Мишагину, 1994).

32

Историчекиеисовременныеаспектывизучениипроблемы...

биосредах. Б.Г. Андрюков (2005) показывает, что в Приморье патология ЩЖ также определяется комплексом природноклиматических и эколого-социальных факторов.

По данным Г.Г. Онищенко (2004), дефицит йода более выражен в ряде районов Пермской области, подверженных сочетанному природно-техногенному воздействию химических факторов: в местах нефтедобычи, нефтеперерабатывающей, нефтехимической промышленности. В промышленно развитых территориях области выявлены статистически достоверные закономерности нарушения функции щитовидной железы в виде компенсаторной активации образования гипофизарного гормона.

При проведении неонатального скрининга на врожденный гипотиреоз в Московской области найдена корреляция частоты выявления случаев транзиторного гипотиреоза с уровнем техногенного загрязнения и наличием маркеров экозависимой патологии (Помелова В.Г., 2000).

I.V. Tereshenko (2004) обнаружил, что содержание солей тяжелых металлов (цинка, свинца, кадмия, меди) повышено в щитовидных железах людей, умерших в 2000 г. по сравнению с 60-ми гг. прошлого столетия. Также чаще выявлялась лимфоидная инфильтрация щитовидной железы. Автор делает выводы, что в последнее время произошло загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами и увеличение аутоиммунных заболеваний ЩЖ.

Существует и другая точка зрения. По мнению Г.А. Герасимова (2001), акценты на экологическом неблагополучии большинства регионов России как основной причине зоба могут представлять опасность тем, что они отвлекают внимание специалистов от внедрения и контроля над программами йодирования соли.

При изучении заболеваемости рака ЩЖ у жителей г. Озерска, градообразующим предприятием которого является ПО "Маяк", а основным фактором радиоактивного загрязнения

– радиоактивный йод, установлено, что частота рака среди всей патологий ЩЖ почти в 2 раза ниже, чем в целом по области. Стадия распространения опухоли была менее агрессивной, а запущенные формы рака в этом городе встречались почти в 3 раза реже. У жителей г. Озерска в структуре онколо-

33

Микроэлементыипатологиящитовиднойжелезы...

гической патологии ЩЖ не отмечено существенных отличий от аналогичных показателей по области (Шахтрин В.В. и др., 2002).

Авторы, изучающие влияние антропогенных факторов на развитие тиреоидной патологии приводят характерные признаки экозависимости: неэффективность йодной профилактики, сглаживание половых различий, преобладание в структуре заболеваемости АИТ и узловых образований.

С дисбалансом микроэлементов и повышением уровня токсических элементов связывает недостаточную эффективность йодной профилактики В.М. Боев (1999). По данным В.Г. Селятицкой (2002), в г. Новосибирске на фоне развертывания на государственном уровне мер по профилактике ЙДС, значения йодурии у детей стали повышаться, а распространенность тиреоидных нарушений не снижалась или снижалась в меньшей степени. Так, частота общего йод-дефицита у детей пубертатного возраста в г. Мирном снизилась в 2,6 раза, а в Новосибирске – в 1,5 раза. При этом значения медианы йодурии повысились соответственно в 2,4 и 1,3 раза. Однако встречаемость ДНЗ среди обследованных детей в Мирном снизилась только в 1,6 раз, а в Новосибирске не уменьшилась по сравнению с серединой 90-х гг.

При обследовании детей в Новокузнецке Н.А. Пальчиковой (2002) было показано, что на фоне высокого значения медианы йодурии (219 мкг/л), частота встречаемости ДНЗ 2-й степени и нарушений структуры щитовидной железы у девочек и мальчиков одинакова. Поскольку женщины значительно больше подвержены риску развития тиреопатий по сравнению с мужчинами, нивелирование половых различий свидетельствует о наличии в окружающей среде негативных факторов, выступающих в роли зобогенов.

Известно, что на дефицит йода ЩЖ реагирует преимущественно однородной гипертрофией фолликулов, а действие неспецифических струмогенов приводит дополнительно к возникновению аутоиммунных процессов, перерождению ткани ЩЖ с образованием кист, узлов и опухолей. Так, по данным морфологии и пункционной биопсии в районах только с дефицитом йода в структуре зоба преобладает диффузное увеличение щитовидной железы, то в районе с нормаль-

34

Историчекиеисовременныеаспектывизучениипроблемы...

ной йодной обеспеченностью, но выраженным дисбалансом других микроэлементов, в структуре зоба преобладает аутоиммунный тиреоидит (Утенина В.В., 1999). Проведенное в Краснодаре медико-экологическое исследование позволило установить прямую связь между общей заболеваемостью АИТ и комплексным показателем загрязненности атмосферы воздуха, что дало основание считать АИТ экологически зависимой нозоформой (Савина Л.В. и др.,1999).

То есть наслаивающиеся на геохимическую обстановку неблагоприятные экологические факторы, связанные с деятельностью человека, становятся ведущими в развитии патологии ЩЖ, которая, по мнению О.К. Хмельницкого (1998), является своеобразным маркером экологического неблагополучия. В связи с вышеперечисленным, часть авторов предлагает считать тиреопатии заболеваниями адаптационной природы (Прусакова А.В., 2004; Андрюков Б.Г., 2005). Некоторые авторы даже обсуждают целесообразность включения в систему мониторинга за состоянием окружающей среды оценки функции щитовидной железы (Савина Л.В., 1999).

1.5. История изучения тиреопатий в Томской области

Впервые в Томской области зоб изучала Н.А. Добровидова (1932), под ее наблюдением было около 600 жителей г. Томска, имевших выраженные формы зоба. В 1935 г. М.А. Сперанский опубликовал сообщение о наличии очагов эндемического зоба по нижнему течению реки Оби.

Ю.С. Ландышев (1963) исследовал проблему эндемического зоба в северных районах Томской области. Его работа показала легкую тяжесть эндемии в регионе по совокупности признаков, хотя пораженность зобом составила около 15% среди населения, преобладали легкие формы увеличения щитовидной железы. Наибольшую распространенность заболевания обнаружили в Верхнекетском районе (28,8%). Имело место выраженное преобладание распространения эндемического зоба среди детей (55%). Исследователем было установлено низкое содержание йода в почве и воде, при этом сте-

35

Микроэлементыипатологиящитовиднойжелезы...

пень снижения содержания йода в них в большинстве случаев находилась в соответствии с тяжестью зобной эндемии.

Через пять лет была опубликована работа П.Н. Савиной (1968) на основании осмотра 55 тыс. человек, которая подтвердила данный процент больных эндемическим зобом. При обследовании была отмечена неравномерность поражения населения эндемическм зобом по отдельным районам. Более высокая заболеваемость (по нисходящей) была выявлена в Тегульдетском, Первомайском, Александровском, Верхнекетском районах, самая низкая заболеваемость была в Томском, Бакчарском. В г. Томске и Томском районе было выявлено большее число узловых форм, а в Тегульдетском данных форм было немного. При выяснении дополнительных факторов оказалось, что область должна быть отнесена к биогеохимической провинции с недостаточным содержанием меди и избыточным содержанием марганца.

В результате проведенных современных эпидемиологических исследований было установлено, что Томскую область следует отнести к регионам с йодным дефицитом (Олейник О.А., 2001; Латыпова В.Н., 2003; Елизарова А.Т., 2005; и др.). Возник вопрос о невозможности определить тяжесть йод-де- фицита в регионе. Так, Елизарова А.Т. (рис. 1.5.1, 1.5.2) показала, что частота зоба у детей соответствует тяжелой степени эндемии (20,1–76,8%), а медиана йодурии – легкой степени (84–98 мкг/л) эндемии. Согласно рекомендациям ВОЗ, эпидемиологическую ситуацию в регионе по ЭЗ учитывают по двум признакам – распространенности зоба в популяции (методом пальпации и/или УЗИ) и концентрации йода в моче (йодурия). По данным А.Т. Елизаровой, среднее содержание йода в почвах Томской области находится на уровне 0,71±0,20 мг/кг с колебаниями от 0,30 до 1,28 мг/кг, что сопоставимо с аналогичным показателям по Кемеровской, Омской, Саратовской областям, Алтайскому краю. Концентрация йода в почвах области ниже кларка в 4–7 раз, это является доказательством того, что Томская область – биогеохимическая провинция по ЭЗ.

То, что эпидемиологические данные и уровень медианы йодурии не коррелируют друг с другом, а также не соответ-

36

Историчекиеисовременныеаспектывизучениипроблемы...

Рис. 1.5.1. Частота распространенности зоба среди детей в Томской области (по данным Елизаровой А.Т., 2005)

Рис. 1.5.2. Схематическая карта содержания йода в почвах Томской области (по данным Елизаровой А.Т., 2005)

37

Микроэлементыипатологиящитовиднойжелезы...

ствуют распределению йода в почвах, растениях и воде, указывает на возможное действие других факторов.

По данным Олейник О.А. (2001), заболеваемость детей

г.Томска тиреопатиями составила 41,2%, что характерно для тяжелой степени йод-дефицита. Частота встречаемости ТТГ>5 мМЕ/л, зарегистрированных в целом по области, свидетельствовала о наличии средней степени дефицита йода в

г.Северске, Молчановском и Верхнекетском районах. На остальной территории области регистрировалась легкая степень дефицита йода по данному показателю.

Исследование Т.В. Блохиной (2005), посвященное изучению факторов риска, влияющих на развитие тиреопатий у детей города Северска Томской области, показало, что одним из основных факторов риска, является принадлежность родителей к персоналу радиационно-опасных производств СХК.

38

Глава 2

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНО<ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТЕРРИТОРИИ ИССЛЕДОВАНИЙ

2.1. Общая характеристика

Томская область расположена в юго-восточной части За- падно-Сибирской равнины в среднем течении реки Обь, занимает территорию 316,9 тыс. км. Около 86% территории области относится к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. На этих территориях проживает около 24% населения области (Евсеева Н.С., 2001). Основная плотность населения приходится на южные районы Томской области, что обусловлено наиболее благоприятными климатическими условиями. Общая численность населения области на 1 января 2006 г. составила (по данным Томского областного комитета государственной статистики) 1,68 млн чел., из них 65,7% – городское население.

Географическое положение области, лежащей в глубине обширного континента со значительной удаленностью от теплых морей, определяет ее климат как континентальный с продолжительной холодной зимой и коротким жарким летом. В циркуляционных процессах участвуют арктические и умеренные воздушные массы, а летом – и тропические. Рельеф Томской области имеет ряд особенностей: он плоский и сильно заболоченный, на междуречье Оби и Енисея в пределах области прослеживаются древние ложбины стока (Евсеева Н.С., 2001). Основным источником водоснабжения Томской

39

Микроэлементыипатологиящитовиднойжелезы...

области являются подземные воды. Химический состав, свойства подземных вод весьма разнообразны (Назаров А.Д., Шварцев С.Л., 1991). Томская область входит в состав двух природных зон тайги и лесостепи. Большая часть земель области занята лесами и болотами. Географическое положение области предопределяет невысокое естественное плодородие почв. В наиболее благоприятных условиях находятся южные районы области, что обусловило более высокую сельскохозяйственную их освоенность (Экологический мониторинг..., 2000). За более чем 100-летнюю историю геологических исследований области открыт довольно широкий спектр полезных ископаемых. Установлено, что в недрах области сосредоточено свыше 57% ресурсов железа Российской Федерации, 18% циркония, 9% титана. Для юга Западно-Сибирской плиты характерно экзогенное редкометально-редкоземельное оруденение в россыпях. Область богата также горючими полезными ископаемыми, являющимися энергетическим сырьем: установлено более 100 проявлений бурого угля, 1340 торфяных месторождений, 70 месторождений сапропелей, 98 месторождений углеводородного сырья. Кроме этого в области известно 100 разведанных месторождений неметаллических полезных ископаемых, из них эксплуатируется 24 (Баженов В.А., 1996). Таким образом, в целом Томская область характеризуется разнообразными природными условиями, большим разнообразием растительного и животного мира, богатыми запасами природных ресурсов.

Ведущими отраслями промышленности Томской области являются машиностроение, приборостроение, нефтедобывающая, химическая, лесная, деревообрабатывающая и пищевая промышленность. Наиболее крупные предприятия сосредоточены в областном центре и городах области. Город Томск с населением около 500 тыс. человек расположен в южной части области. По степени экологической опасности других промышленных объектов, находящихся как на территории города, так и на прилегающих к нему территориях, Томск близок большинству других городских образований России (Адам А.М., 2000). На территории Томской области к зонам повышенной экологической опасности, по данным A.M. Адама (2002), можно отнести:

40