Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

6 курс / Медицинская реабилитация, ЛФК, Спортивная медицина / IZBRANNYE_TEKhNOLOGII_NE_MEDIKAMENTOZNOGO_VOZDEJSTVIYa_V_REABIL

.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
10.45 Mб
Скачать

за природных соединений с гормональными свойствами – фитоэкдистероидов. Отмечено, что производные эстрона характеризуются наличием кольца С в конформации ванны. Учитывая возможность конверсии, рассчитаны дипольные моменты кон-

формеров производных 17α- и 17β-эстрадиолов и показано, что

всвоем большинстве они малоперспективны в качестве эстрогенов и цитостатиков.

4.Клинико-экспериментальное подтверждение возможностей управления функциональными системами живого организма

4.1Эффекты коррекции воздействия низких температур на живые системы

Сцелью разработки комплексных способов управления циклическими процессами адаптации изучалась динамика отдельных показателей состояния СПА и КПА к криовоздействию

вэксперименте и клинике, определялись оптимальные комбинации корригирующих воздействий.

Исследования проводились на беспородных крысах массой 180–210 грамм, содержащихся на стандартном виварийном рационе (Хапкина А.В., 2002).

Криотравма у животных вызывалось распылением хлорэтила на одну из тазовых конечностей. Предварительно на верхнюю треть бедра накладывался жгут для пережатия вен и предупреждения гипотермии. Температура стопы измерялась игольчатым датчиком электротермометра. Жгут снимался при достижении внутритканевой температуры стопы -7,5°С. Через 1 час обмороженная конечность согревалась теплым воздухом от фена (38–40°С). Все манипуляции у животных проводились под эфирным наркозом.

Температура тканей измерялась электротермометром с игольчатым датчиком, концентрация ацетилхолина определялась по Ф. Фюннер, концентрация катехоламинов периферической крови, адреналина, норадреналина и серотонина флюорометрически, длительность кровотечения, концентрация тромбоцитов, ад-

40

гезивная активность тромбоцитов, время свертывания крови, время рекальцификации, концентрация фибриногена, растворимый фибрин, продукты деградации фибриногена/фибрина, концентрация гепарина, активность антитромбина III, активатор плазминогена и плазмин, концентрация гидроперекисей липидов, концентрация малонового диальдегида, общая антиокислительная активность плазмы, активность каталазы, концентрация α2- макрогло-булина, α1-антитрипсина, иммуноглобулинов G, A и М, активность лактатдегидрогеназы и ее изоферментов (ЛДГ1-2), креатинкиназы и ее изоферментов МВ-КК по методам, описанным в методических рекомендациях к соответствующим наборам реактивов фирмы "Boehringer Mannheim" (Германия) на анализаторе фирмы "Labsystems" (Финляндия).

В ряде серий исследований осуществлялось изменение реактивности ЦНС пирроксаном, фертильными факторами: α2-

микроглобулином фертильности (АМГФ), трофобластическим β-1-гликопротеидом (ТБГ). Введение пирроксана крысам прово-

дилось внутрибрюшинно в дозе 500 мг на 100 г массы тела (за сутки и за 30 минут до отморожения). Предварительное введение фертильного фактора АМГФ крысам проводилось внутрибрюшинно в течение 7 суток по 20 + 20 + 20 + 30 + 30 + 30 + 30 мкг на 100 г массы тела. Предварительное введение фертильного фактора ТБГ крысам проводилось внутрибрюшинно в течение 7 суток по 2 мкг на 100 г массы тела. Изменение реактивности ЦНС проводилось удалением матки с яичниками (с последующим отморожением через две недели).

Специфические белки (ТБГ) и фертильные факторы (АМГФ) определяли с помощью иммуноферментных, моноклональных тест-систем в лаборатории НИИ Морфологии человека, г. Москва.

Диагностику степени тяжести криоповреждения проводили по КАСПА (Морозов В.Н., 1999).

Данный коэффициент объективно отражает степень активности СПА и, соответственно, КПА. У здоровых крыс он в среднем составил 1,0–1,05. При легкой степени криотравмы КАСПА составил в среднем 1,11,2; при средней степени тяжести – 1,3–

41

1,5 и при тяжелой степени тяжести криотравмы он через 4 часа составляет менее 0,3, и изменяется при динамике криотравмы.

В эксперименте получены следующие результаты. Криотравма сильной интенсивности приводила к запуску

КПА, которые характеризуются депрессией холинореактивных,

антиоксидантных и противосвертывающих механизмов с явлениями активации иммуногенеза, направленных на поддержание устойчивости всего организма за счет удаления криоповрежденных тканей.

Сильная криотравма у животных на фоне предварительного введения пирроксана, выявляла стационарное состояние гомеостатических механизмов, что характерно для включения СПА.

Сильная криотравма у животных на фоне предварительного введения ТБГ выявляла стационарное состояние гомеостатических механизмов, характеризующееся активацией холинореактивных, антиоксидантных и противосвертывающих механизмов крови с иммуносупрессией, характерных для СПА.

Сильная криотравма у животных на фоне предварительного введения АМГФ и соответствующая активация репродуктивной системы приводят к изменениям функционирования БС, направленным на поддержание гомеостаза, что также характерно для включения СПА.

Удаление органов репродуктивной системы приводит к более быстрому и более сильному повреждению тканей в ходе развития криотравмы, что обусловлено нарушением выработки синтоксинов и, как следствие, доминированием КПА, приводящих к депрессии антиоксидантных и противосвертывающих механизмов крови с явлениями активации иммунногенеза, конечным результатом которых является активный тромбиногенез с повреждением (вплоть до отмирания) тканей.

Нарушение выработки синтоксинов в организме, например, кастрацией животных, приводит к быстрому и сильному повреждению тканей в ходе развития криотравмы, введение веществ типа синтоксинов в организм, например, ТБГ, предупреждает развитие крионекрозов.

42

Прослежена также динамика некоторых показателей крови у лиц, работающих на Крайнем Севере, относящихся к группе здоровых.

Изучено содержание гепарина (в Е/мл), антитромбина III

(в %), альфа-2-микроглобулина (в мкмоль/л), общая антиокис-

лительная активность (в %), лактатдегидрогеназа (в Е/л),

креатинкиназа (в Е/л) у 77 человек. Произвольно сформированная выборка сделана из проработавших в течение 1 года (15 чел.), 2–5 лет (19 чел.) и свыше 5 лет (30 чел.) в условиях Крайнего Севера. Контрольная группа представлена лицами, только что переехавшими на Север в количестве 13 человек.

В клинических исследованиях найдено подтверждение цик-

личности процессов адаптации. В течение первого года происходит активация КПА, проявляющаяся торможением противосвертывающей системы, общей антиокислительной активности крови, активацией ферментов катаболизма. В период от 2 до 5 лет организм находится в оптимизированном состоянии на фоне активации СПА – увеличивается активность системы противосвертывания (с уменьшением коагуляции) и общая антиокислительная активность крови, уменьшается содержание катаболических ферментов (рис. 3).

При сроке проживания на Севере свыше 5 лет достоверно и значительно все показатели ухудшаются по сравнению с контролем и с интенсивностью выраженности КПА, наблюдавшейся в течение первого года, свидетельствуя о их чрезмерной активации. Прогностически такой дисбаланс обеспечивает развитие той или иной патологии, зависящей от биологических дефектов функциональных систем организма и наличия разрешающего фактора.

Представляется важным вывод о необходимости коррекции деятельности механизмов адаптации уже при 3–4-летнем сроке пребывания человека на Крайнем Севере, не допуская истощения резервов и срыва адаптации в макроцикле человеческой жизни.

43

ГЕПАРИН, Е/мл АНТИТРОМБИН-III, %

АЛЬФА-2-МАКРОГЛОБУЛИН,

АНТИОКИСЛИТЕЛЬНАЯ ОБЩАЯ

мкмоль/л

АКТИВНОСТЬ КРОВИ, %

ЛАКТАТДЕГИДРОГЕНАЗА, Е/л КРЕАТИНКИНАЗА, Е/л

Примечание: * – достоверность различия с контролем < 0,05

Рис.3. Динамика изменения некоторых показателей крови при действии на организм человека длительного холодового раздражителя

44

С целью активации адаптационных механизмов использован пирроксан – избирательный центральный и периферический адреноблокатор, подавляющий активность зоны заднего гипоталамуса, в дозе 0,045 г/сутки в течение 3 недель.

В результате проведенной коррекции программ адаптации в основной группе – 62 чел. (в контрольной группе из 25 человек пирроксан не применялся) получена следующая динамика КАСПА. В основной группе – до лечения 0,20±0,02, после – 1,33±0,01 (p < 0,001). В контрольной группе – до лечения 0,18±0,03, после –

0,71±0,02 (p < 0,05).

Полученные результаты свидетельствуют о возможности внешних управляющих воздействий на программы адаптации с достижением значимого клинического эффекта.

4.2 Возможности предупреждения неблагоприятных эффектов адреналина

Имеются сведения о кататоксическом эффекте адреналина (активация свертывания, окислительного статуса, иммунитета; адренергических эффектов) и возможности их предупреждения введением фитоэкдистероидов (Морозов В.Н., Хадарцев А.А., Дармограй В.Н., Карасева Ю.В., 2003; Хадарцев А.А. и соавт., 2005). Однако нет сведений об ответных реакциях функциональных систем организма на различные дозы вводимого извне адреналина. В России основными источниками выделения ecdysterone в промышленных масштабах являются многолетние растения рапонтикум сафлоровидный – Rhaponticum carthamoides и серпуха венценосная – Serratula coronata L. В основе препаратов лежал извлеченный из корней Rhaponticum carthamoides 20hydroxyecdysone, поставлявшийся из России под названием экдистен (ecdysten, ecdystenum), а в последнее время высокоочищенные формы предлагаются под названиями ecdypure и ecdybol (Хадарцев А.А. и соавт., 2005).

Всего в эксперименте задействовано 60 экспериментальных животных (крыс) весом 190–210 грамм, у которых исследовалось состояние антиоксидантного, противосвертывающего и

45

иммунного потенциалов крови, а также обмен биологически активных аминов по общепринятым методикам.

Адреналин – 0,00000001 мкг, 0,1 мкг, 10 мкг, 50 мкг, 300

мкг на 100 г веса тела вводился внутрибрюшинно. Все группы по 10 животных, всего – 60.

Фитоэкдистерон вводился в боковой желудочек мозга 10 мкг/100 г массы тела всей группе – 60 животных, которым вводился адреналин.

Система свертывания и противосвертывания: концентра-

цию фибриногена в мкмоль/л, растворимого фибрина в мкмоль/л, продуктов деградации фибрина в нмоль/л, гепарина в Е/мл, антитромбина III в %, концентрацию α2-макроглобулина в мкмоль/л, α1-антитрипсина в мкмоль/л, по описанию в методических рекомендациях к наборам реактивов фирмы «Boehringer Mannheim» (Германия) на анализаторе ФП-901 фирмы

«Labsystems» (Финляндия).

Окислительная и антиокислительная активность: исследо-

вали концентрацию малонового диальдегида (МДА) в мкмоль/л, общую антиокислительную активность крови (АОА) в %.

Гормоны и медиаторы: Серотонин в мкмоль/л, кортизол в нмоль/л, ацетилхолин в нмоль/л, адреналин в нмоль/л, норадре-

налин в нмоль/л – определяли флуориометрическим методом.

Биохимические показатели измерялись на анализаторе FP-901

фирмы «Labsystems» (Финляндия) с использованием реактивов фирмы «Boehringer Mannheim» (Германия), а также стандартными наборами реактивов фирмы «Lahema» (Чехия). Кровь для исследований забиралась из локтевой вены в количестве 9 мл и смешивалась с 1,0 мл 3,8% лимоннокислого натрия, центрифугировалась при 1500 об/мин 10 минут. В плазме исследовали следующие биохимические показатели: время рекальцификации плазмы; концентрация фибриногена; растворимый фибрин; концентрация гепарина; активность антитромбина III; активность плазмина; концентрация гидроперекиси липидов; концентрация малонового диальдегида; общая антиокислительная активность плазмы; активность каталазы; концентрация восстановленного глютамина; активность глютатионпероксидазы; определение глютатиона; активность супероксиддисмутазы; кортизол и кортизон определялся сатурационным анализом; адреналин, норадреналин, серотонин флюоро-

46

метрическим методом; гормоны щитовидной железы методом сатурационного анализа; определение пировиноградной и молочной кислот энзимным методом; определение ГАМК; определение жиров и их фракций по унифицированным методикам; концентрация

α-2-макроглобулина и α-1-антитрипсина по методам, описанным в методических рекомендациях к соответствующим наборам реактивов фирмы «Boehringer Mannheim» (Германия) на анализаторе фирмы «Labsystems» (Финляндия).

4.2.1. Влияние адреналина и фитоэкдистерона на медиаторы вегетативных реакций

Таблица 5

Медиаторы вегетативных реакций при введении адреналина с фитоэкдистероном (M±m, n = 60)

 

 

Введение

(0,1мкг/

(10 мкг/

(50 мкг/

(300 мкг/

 

 

в/б фито-

100 гмас-

100 г

100 г

100 г

Показатели

Контроль

экдисте-

сытела)

массы

массы

массы

(n1 = 10)

рона10

адренали-

тела)

тела)

тела)

 

мкг/100

адрена-

адрена-

адрена-

 

 

гр.

на

лина

лина

лина

 

 

(n3 = 10)

 

 

(n2 = 10)

(n4=10)

(n5 = 10)

(n6 = 10)

Ацетилхолин в

 

6,1± 0,29*

6,0±0,10

6,5±0,13*

6,8±0,11*

6,2±1,14*

гипоталамусе,

8,6±0,10

нмоль/г

 

 

 

 

 

 

Норадреналин в

 

 

 

0,62±0,04*

0,65±0,03*

0,72±0,01*

гипоталамусе,

0,59± 0,02

0,66± 0,02

0,60±0,03

нмоль/г

 

 

 

 

 

 

ГАМК гипота-

 

*

 

*

*

*

ламуса, мкг/г

420,0±125

720,0±14,

500,0±13,4

570,0±17,8

619,0±13,8

670,0±15,3

Ацетилхолин

 

*

 

*

*

*

крови, нмоль/л

95,6± 2,51

121,0±1,63

102,0±1,53

111,0±1,51

118,5±8,4

115,5±4,64

Адреналин в

 

 

 

 

*

*

крови, нмоль/л

1,58±0,13

1,20±0,08

1,40±0,13

1,45±0,12

1,50±0,15

1,60±0,34

Норадреналин

 

 

 

*

*

*

крови, нмоль/л

4,15±0,25

3,72±0,11

3,9±0,15

4,00±0,13

4,3±0,14

4,1±0,63

Серотонин кро-

0,39±0,02

0,54± 0,02*

0,48±0,01

0,50±0,01*

0,56±0,03*

0,61±0,05*

ви, мкмоль/л

 

 

 

 

 

 

Кортизол,

58,8±3,25

48,4± 1,32*

30,0±2,13

35,8±1,18*

37,6±1,72*

42,4±1,28*

нмоль/л

 

 

 

 

 

 

Примечание: * – р < 0,05

47

Вгипоталамусе на фоне введения фитоэкдистерона отмечается снижение ацетилхолина, прогрессирующее увеличение норадреналина и ГАМК.

Вкрови – умеренное снижение ацетилхолина, серотонина, при мало достоверной динамике адреналина, количество которого (при малых дозировках экзогенного адреналина) – даже уменьшается.

Имеется существенный защитный синтоксический эффект фонового введения фитоэкдистерона, предупреждающего патологические эффекты адреналина, вводимого извне даже в больших дозах.

Рис. 4. Медиаторы вегетативных реакций при введении адреналина с фитоэкдистероном

48

Примечание:

1 – введение в/б фитоэкдистерона 10 мкг/100 г массы тела (n2 = 10); 2 – введение адреналина 0,1 мкг/100 г массы тела (n3 = 10);

3 – введение адреналина 10 мкг/100 г массы тела (n4 = 10); 4 – введение адреналина 50 мкг/100 г массы тела (n5 = 10); 5 – введение адреналина 300 мкг/100 г массы тела (n6 = 10)

Рис. 4. Медиаторы вегетативных реакций при введении адреналина с фитоэкдистероном (продолжение)

4.2.2. Влияние адреналина и фитоэкдистерона на окислительную и антиокислительную систему крови

Рис. 5. Окислительный и антиокислительный статус при введении адреналина с фитоэкдистероном

49