Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

6 курс / Медицинская реабилитация, ЛФК, Спортивная медицина / IZBRANNYE_TEKhNOLOGII_NE_MEDIKAMENTOZNOGO_VOZDEJSTVIYa_V_REABIL

.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
10.45 Mб
Скачать

Токовые потоки во внеклеточном пространстве могут быть крайне низких интенсивностей, при градиентах в тканях ниже 10–7 В/см, но их регуляторное влияние несомненно. Низкочастотные импульсные магнитные поля, индуцирующие в тканях градиенты порядка 3 мВ/см при плотности тока во внеклеточном пространстве 10–6 A/см2, модифицируют активность энзимов и модулируют секрецию коллагена. Это ответ на миллионную долю пороговых трансмембранных токов. Нелинейность и неравновесность взаимодействия совместимы и объясняются квантовыми процессами, инициирующими длительные контакты между электрическими зарядами макромолекул на поверхности клетки, когерентными состояниями и фазными переходами в заряженных элементах биомолекулярных систем клеточных мембран.

При наложении ЭМП молекулярное связывание кальция увеличивается или снижается в большей степени, нежели при рецепторном связывании лиганд. Это явление наблюдается в узких частотных и амплитудных окнах, что свидетельствует о неравновесности процесса измененного связывания кальция

(Newmark P., 1987; Bawin S.M., Adey W.R., 1999).

При исходно слабых возбуждениях наблюдаются усиленные на несколько порядков результирующие отклики. Клеточные сис-

темы оказались гораздо более чувствительными к действиям низкочастотных осциллирующих ЭМП, чем к действию градиентов постоянного тока и наложенных скачкообразных функций. Клеточные поверхности действуют как очень узкополосные фильтры пропускания низких частот.

Механизмы влияния изменений напряженности ЭМП на биологические объекты объясняются физической природой явлений спинового резонанса во внешнем магнитном поле. Квантовый закон сохранения спина обусловливает замыкание двухэлектронной связи из синглетногоспинового состояния электронной пары.

Простая электронная пара представлена четырьмя спиновыми1 состояниями: одним – синглетным2 и тремя триплетными3.

1Спин – момент импульса элементарной частицы или системы частиц – ядра атома, не связанный с движением в пространстве.

2Синглетное состояние – электронно-возбужденное состояние атома или молекулы, при котором спин электрона не меняется в течение от 10–9 до 10–8 с.

180

Поэтому замыкание двухэлектронной (самой простой) связи осуществляется лишь в одном из четырех столкновений с вероятностью события 0,25. Однако спиновый запрет может быть преодолен при наличии магнитного резонанса, поскольку переход электронной пары из синглетного состояния в триплетное или наоборот, меняет вероятность образования межатомных химических связей, разрыв и замыкание которых лежат в основе всех биохимических процессов.

Слабые ЭМП определенной частоты могут модулировать процессы высвобождения или связывания кальция, усиливая сигнал. Усиление сигнала ведет к стимуляции ферментативных реакций. Так, в костных клетках гидролиз АТФ в цАМФ способствует высвобождению энергии и активации матричных ферментов протеинкиназы. Эти ферменты в лимфоцитах регулируются (снижаются) под действием ЭМП СВЧ в 450 МГц, модулированнных по амплитуде на 16 Гц (рис. 27).

 

АТФ

 

 

ЭМП

 

 

 

гидролиз

 

 

 

 

 

ЭМП – 450 МГц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

модулированные по

 

цАМФ

 

 

 

 

 

 

амплитуде на 16 Гц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активация

 

 

 

 

 

 

 

Снижение матричных

 

матричных

 

 

 

 

 

ферментов ПК

 

ферментов

 

 

 

протеинкиназы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ПК)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 27. Гидролиз АТФ в цАМФ

Доказано снижение цитотоксичности Т-лимфоцитов 45 МГц ЭМП, так же как и активация фермента орнитиндекарбоксилазы (активность которой высока в раковых клетках), синтезирующего

3 Триплетное состояние – когда происходит обращение спина электрона длительностью от 10–4 до нескольких секунд.

181

полиамины, регулирующие на поверхности клетки активность рецептора N-метил-Д-аспартата, ответственного за внутриклеточный синтез окиси азота. В то же время доказано, что и крайненизкочастотные (КНЧ) магнитные поля оказывают сильное воздействие на NO-системы, модулируя функциональную активность многих ней-

ронныхансамблей (Bawin S.M., Adey W.R., 1999).

Значимость регуляции этого синтеза в жизнедеятельности подтверждена присуждением Нобелевской премии 1998 г. по медицине и физиологии американским ученым (рис. 28). При этом происходит модуляция процессов, зависящих от циклического гуанозинмонофосфата (цГМФ). Эти эффекты, опосредованные свободными радикалами, подтверждают участие ЭМП и магнитных полей в рецепции, поскольку разрыв межатомных связей при химических реакциях вызывает регенерацию электрона, при этом атом в наносекундном интервале становится свободным радикалом, вращающийся электрон которого генерирует магнитное поле, чувствительное к внешним воздействиям ЭМП низкого уровня (с пиковыми амплитудами 0,08-0,8 мТл, частотой 1 Гц).

ЭМП - 45 МГц

Снижение

 

Активация фермента

цитотоксичности

 

орнитиндекарбоксилазы

Т-лимфоцитов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Синтез полиаминов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регуляция активности

 

 

рецептора

 

 

N-метил-D-аспартата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регуляция внутреннего

 

 

синтеза окиси азота

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуляция процессов,

 

 

связанных с цГМФ

 

 

 

 

Рис. 28. Модуляция процессов, зависящих от цГМФ

182

5.2. Взаимодействие ЭМП с биообъектами

Академиком Н.Д. Девятковым предложена концепция когерентного взаимодействия внешних и внутренних ЭМП.

Собственные ЭМП клетки образуются в результате акустомеханических колебаний заряженных клеточных мембран, являющихся диполями, с величиной ЭМ–излучения, равной 10–23 Вт. При этом акустомеханическая мощность колебаний клеточного вибратора равна 10–14 Вт. Диполи клеток обеспечивают их взаимодействие друг с другом с целью оптимизации биохимических реакций в процессах метаболизма.

Спектральная характеристика суммарного ЭМП клеток аналогична шумовой. При нарушениях метаболизма в результате той или иной патологии возрастает генерация в узких полосах спектра (рис. 29).

Рис. 29. К гипотезе о когерентном характере активации собственных ЭМП клеток внешним полем

Это связано с корригирующим притоком свободной энергии на участки спектра возмущения (возможный вариант ЭМдиагностики в будущем).

При наложении на ЭМП клетки внешнего когерентного ЭМП с частотами f1, f2 вероятен резонанс, увеличивающий по

183

типу цепной реакции приток дополнительной энергии с резонансным ростом интенсивности колебаний клеток, активацией биохимических процессов, направленных на ликвидацию патологии. При этом определяющее значение имеют частота, модуляция, поляризация и др. свойства ЭМП, а не его величина. Такое взаимодействие является биоинформационным (Афромеев В.И., Субботина Т.И., Яшин А.А, 1997).

Рис. 30. К принципу работы корреляционной модели в активации собственных ЭМП клеток организма

S1 – ЭМП в диапазонах ИК и УФ обеспечивают биокибернетический принцип обратной связи с окружающей средой.

S2 – ЭМП КВЧ-диапазона, как результат колебаний заряженных клеточных мембран, обеспечивающий двойную модуляцию (двойной резонанс) – связующее звено.

S3 – ЭМП низкочастотные (сотые доли Гц до десятков и сотен Гц), акустоэлектрические колебания.

Корреляционная связь ЭМП – это комбинированная модуляция, в модели – амплитудная модуляция.

S3 модулирует S1 через посредника – S2, в итоге спектр сигнала – расширяется.

Другая теория – стохастического резонанса – определяет значимость двойного резонанса на частотах КВЧ-несущей и низ-

184

кочастотного модулирующего сигнала, расположенного в области частот основных физиологических ритмов организма. Предполагается энергетический резонанс в широком частотном спектре.

Имеются и другие подходы, однако лишь один из них объединяет имеющиеся системные противоречия. Общеизвестен факт происхождения свободной энергии клетки при биологическом окислении в митохондриях. Доказано, что клеточные диполи – источник генерации ЭМП КВЧ-диапазона, в то время как резонансные частоты микроструктур организма расположены в ИК- и УФ-диапазонах. А.А.Яшиным (Афромеев В.И., Субботина Т.И., Яшин А.А, 1997) обоснована теоретически и экспериментально корреляционная модель, объединяющая различные виды естественных ЭМП в их взаимомодуляции (рис. 30).

5.3. Результаты клинического применения БРТ при гемморагической лихорадке с почечным синдромом.

В работе Л.В. Чернецовой (2008) проведен анализ эффективности БТР при гемморагической лихорадке с почечным синдромом (ГЛПС).

Проблема ГЛПС сохраняет актуальность в связи с высокой заболеваемостью, отсутствием эффективной терапии, нарастанием числа тяжелых форм течения, осложнений и длительных резидуальных проявлений.

До настоящего времени метод БРТ при ГЛПС – не использовался. Системные проявления ГЛПС в виде общетоксического, геморрагического и почечного синдромов, способствующих усугублению дезадаптационных механизмов организма, при использовании БРТ могут быть скорригированы за счет активации системных адаптационных резервов, особенно в острый период процесса, когда практически все традиционные физические факторы противопоказаны к применению.

Впервые в работе были детализированы механизмы формирования патологических синдромов у больных ГЛПС в различные периоды заболевания с использованием биоэнергоинформационного метода (ВРТ «Имедис-тест»). Впервые в остром периоде комплексного лечения больных ГЛПС апробирован и патогенетически обоснован способ биорезонансного воздействия с

185

использованием различных видов: эндогенной биорезонансной терапии (эБРТ), индукционной терапии (ИТ) и их комбиниро-

ванного их воздействия (эБРТ и ИТ) в зависимости от клинического течения заболевания.

На основании выявленных иммунных, метаболических, нейроэндокринных и морфо-функциональным изменений предложена система дифференцированного комплексного лечения больных с ГЛПС. Впервые уточнены особенности клинико-патогенетических и функциональных сдвигов в различные периоды ГЛПС с применением различных видов биорезонансной терапии.

Научно обоснованы оптимальные способы использования отдельных виды БРТ: эБРТ, ИТ и их комбинированного воздействия (эБРТ и ИТ). Впервые определены показания к их дифференцированному применению в острый и ранний восстановительный периоды ГЛПС.

Установлены лечебные эффекты разновидностей БРТ в острый и ранний восстановительный периоды комплексного лечения больных и реконвалесцентов ГЛПС.

Системный анализ полученных результатов показал, что наиболее значимое влияние на иммунный, нейроэндокринный и метаболический статус у больных ГЛПС в период разгара вызывает ЭБРТ. Зарегистрированы ее выраженный дезинтоксикационный, противовоспалительный эффекты. Впервые представлены доказательства, что эффективность эБРТ наибольшая при тяжелом течении заболевания, а в период реконвалесценции – комбинированное воздействие эБРТ и ИТ эффективнее отдельных видов БРТ в комплексном лечении ГЛПС, что важно для предупреждения формирования осложнений, летальных исходов, а также выраженности резидуальных проявлений.

Впервые выявлено, что применение индукционной терапии и комбинированного вида эБРТ и ИТ способствует повышению уровня психического здоровья, сопровождается улучшением основных показателей социальной дезадаптации в системе этапной реабилитации ГЛПС.

Важными диагностическими критериями тяжести острого периода ГЛПС для применения БРТ определены:

– степень эндогенной интоксикации, почечного и геморрагического синдромов, определяющих прогноз осложнений;

186

развитие вторичного иммунодефицита, указывающего на степень тяжести иммунной недостаточности, что может служить предиктором клинического течения и исхода заболевания;

динамика восстановления уровней кортизола, пролактина,

икоэффициента Т3, Т4/ТТГ в крови способных служить прогностическим признаком исхода гормональной дисфункции у больных ГЛПС;

комплексное определение фракций сиалопротеинов и гидроксипролина в крови и в моче может быть одним из важных критериев оценки степени активности воспалительного процесса и нарушения почечных (осмо- и ионорегулирующих) функций организма.

определение содержания β2-микроглобулина в крови и моче, отражающего степень повреждения проксимальных канальцев, что позволяет проследить клиническое течение и эффективность лечения больных ГЛПС.

Рекомендован:

мониторинг электропунктурной диагностики рекомендовано с помощью ВРТ «Имедис-тест», в том числе и сегментарной функциональной диагностики (СФД) в качестве превентивной и дифференциальной диагностики на доклиническом этапе, а также экспресс-контроля за эффективностью проводимой терапии.

опоставление полученных результатов с адаптационными показателями неспецифической реактивности по Л.Х. Гаркави (1998) для оценки вариантов клинического течения, адекватности и эффективности различных видов комплексной терапии;

Поскольку биорезонансная терапия при ГЛПС является патогенетически обоснованным, клинически эффективным и безопасным методом не медикаментозной терапии, рекомендованы показания ее применения в зависимости от клинического течения и периода заболевания:

а) в период разгара (с первых дней госпитализации) необходимо в комплексную терапию включать:

проведение эБРТ по базовой программе, ежедневно больным ГЛПС с легким, среднетяжелым и тяжелым течением;

ИТ больным ГЛПС с легкой степенью тяжести с индивидуальным подбором программ (ежедневно);

187

комбинированный вариант биорезонансной терапии (сочетание в один день сеансов эБРТ и ИТ) применяют у больных ГЛПС с легким течением (ежедневно);

б) в период реконвалесценции ГЛПС:

комбинированный вид БРТ (сочетание в один день сеансов эБРТ и ИТ или последовательное их применение) у больных ГЛПС со среднетяжелым течением;

индукционную терапию с индивидуальным подбором программ, ежедневно у больных со среднетяжелым и тяжелым течением;

в) в ранний восстановительный период ГЛПС в условиях дневного стационара или амбулаторно:

комбинированный вид биорезонансной (сочетание в один день сеансов эБРТ и ИТ или последовательное их применение) у больных среднетяжелым и тяжелым течением;

ИТ с индивидуальным подбором программ, ежедневно у больных с среднетяжелым и тяжелым течением для нивелирования резидуальных проявлений и осложнений, а также их профилактики.

Противопоказаниями для проведения индукционной терапии являются тяжелые формы ГЛПС с признаками ДВС синдрома, инфекционно-токсического шока, ОПН, уремии.

6. Метод тепло-холодового воздействия в сочетании с коррекцией витаминного и минерального обмена

Темпы научно-технического прогресса создают для человека экстремальные условия жизни, что, в конечном итоге, ведет к стрессам и развитию психосоматических заболеваний. К таким факторам может быть отнесено и экологическое неблагополучие среды обитания.

Авария на Чернобыльской АЭС (ЧАЭС) существенно изменила не только радиационную и экологическую обстановку на больших территориях, но и выдвинула ряд сложнейших проблем социального и медицинского характера. Неблагоприятная радиационно-экологическая ситуация явилась сильнейшим

188

стрессогенным фактором для лиц, которые по тем или иным причинам оказались в зоне радиационного поражения. Доказательством этого являются многочисленные нервно-психические, психоневрологические, сердечно-сосудистые расстройства, которые являются ведущими в структуре заболеваемости ликвидаторов аварии на ЧАЭС (Бузунов В.А., Дружинин А.М., Дружинина Е.С., 1993; Романенко А.Е., 1992; Цыб А.Ф., Фаршатова М.Н., 1993).

Проблема реабилитации лиц, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, заняла ведущее место в ряду острых социальных проблем России. В связи с этим нами разработан комплексный реабилитационно-восстановительный метод, включающий обильный прием жидкости, витаминных комплексов, микроэлементов и биологически активных веществ на фоне теплохолодовых и физических нагрузок (Фудин Н.А., Судаков К.В., Хадарцев А.А. и соавт., 1997).

Всерии обследований приняли участие 42 человека (мужчины, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС) в возрасте 24–55 лет, а также 10 добровольцев (15–41 год), проживающих на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате этой аварии.

Ликвидаторы, выполнявшие работы по дезактивации помещений энергоблока, территории станции, сооружению защитных устройств вокруг высокоактивных источников, подвергались воздействию целого ряда факторов аварийной ситуации, основной частью которого было ионизирующее излучение. Ионизирующее излучение обусловило появление не только патологических сдвигов в организме ликвидаторов, но и явилось для них сильнейшим стрессогенным фактором. Ликвидаторы выражали тревогу по поводу собственного здоровья и здоровья близких им людей. Жители загрязненных радиацией территорий подвергались «внутреннему» облучению, возникавшему в результате употребления в пищу продуктов и воды, загрязненных радионуклидами.

Всоответствии с реабилитационной программой обследуемые подвергалась тепло-холодовым воздействиям в сауне (при темпера-

туре 60–80°С) по 3 часа ежедневно в течение 10 дней. Перед каждой тепло-холодовой процедурой (ТХП) обследуемые выполняли ком-

189