Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

6 курс / Неонатология / Научное_обоснование_механизмов_управления_младенческой

.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
2.53 Mб
Скачать

21

жизни проживали в социально-неблагополучных семьях. Анализ данных по наличию заболеваний у матерей умерших детей показал, что до 56,6% женщин страдали гинекологическими заболеваниями, а у 13,8-23,3% обнаружена экстрагенитальная патология. Наличие угрозы выкидыша во время беременности имели от 25,0 до 54,2% женщин. Отклонения в состоянии здоровья при рождении обнаружены у 29,0-69,0% детей, 19,4-59,9% умерших имели внутриутробные инфекции, а 30,0-35,0% родились недоношенными. Дородовые патронажи от 2,0 до 18,0% были неудовлетворительными, а в 10,0-11,0% случаев вообще не проводились. В 4,0-5,8% случаев имело место недостаточное качество оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе, в 4,0-11,7% случаев - в приемном отделении и в 6,1-11,7% случаев - в детском отделении. Более половины (56%) детей, умерших до одного года, имели различную сопутствующую патологию (гипотрофия, рахит, кишечные инфекции). При этом в 10,4% случаев выявлены дефекты в оформлении медицинской документации. Рекомендации по необходимому вскармливанию не выполняли 37,7-53,4% матерей, по закаливанию - 20,7-48,8%, по профилактике рахита - 16,9-40,8%, что свидетельствовало о низком уровне социальной ответственности семей, имевших детей в возрасте до года. Обращал внимание тот факт, что 24,0-53,5% женщин вообще не состояли на учете в женской консультации, не проходили необходимого обследования для выявления возможных факторов риска развития отклонений в состоянии здоровья и развития будущего ребенка. Данный факт характеризовал полное отсутствие социальной и личной ответственности за будущее детей. Причины младенческой смертности в перинатальном периоде классифицировали следующим образом:

-заболевания или состояние матери или последа, патология беременности и родов;

-заболевания и состояние плода.

К первой группе причин относили осложнения со стороны плаценты, пуповины и оболочек - преждевременная отслойка плаценты, патология пуповины и т.д.; такие осложнения беременности, как токсикозы второй

22

половины беременности, преждевременное излитие околоплодных вод; непосредственно осложнения родов и родоразрешения.

Причинами перинатальной смертности со стороны ребенка в развивающихся странах являлись асфиксия и родовая травма, врожденные пороки развития, инфекции. Развитые страны имели более высокий удельный вес врожденных аномалий и более низкий - интранатальных причин и инфекции

[115, 116].

1.3. Оценка причин перинатальной смертности и разработка мер профилактики.

Согласно данным Росстата, в целом по Российской Федерации в 2013 г. родилось живыми 1895822 детей, в перинатальном периоде умерло 18395, включая 12226 мертворожденных и 6169 умерших в первые 168 часов жизни. Показатель перинатальной смертности в Российской Федерации в 2013 г. составлял 9,64 %о, мертворождаемости - 6,41 %о, ранней неонатальной смертности - 3,25 %о [45, 46, 47, 48,49, 57, 59, 60, 202].

Наиболее часто в 2013 г. врожденные аномалии в качестве причины мертворождения фигурировали в Северо-Западном (в 7,9 %) и Приволжском (в 7,2 %) федеральных округах. Реже всего (в 3,4 %) это отмечалось в Уральском федеральном округе.

В то же время в случаях ранней неонатальной смерти врожденные пороки развития как основное заболевание отмечались в 16,2 % в целом по России. Чаще всего подобное наблюдалось в Центральном (в 20,8 %) и Южном (в 19,7 %) федеральных округах, а наиболее редко - опять в Уральском федеральном округе

(в 12,1 %) [125, 126, 127, 128, 151, 201, 202].

На территориях СФО самая высокая доля мертворождаемости в общем показателе перинатальных потерь наблюдалась в Забайкальском крае и Иркутской области, а низкая в Алтайском крае и Республике Тыва. Уровень перинатальной смертности был неравномерно представлен по территориям

23

Северного Федерального Округа. К территориям с высоким уровнем перинатальной смертности относили территории республики Алтай, Хакасия, Омскую и Томскую области. В них наблюдалась как высокая доля мертворождаемости в общем показателе перинатальных потерь (Омская область - 66,1%, Томская область - 53,0%), так и весьма низкий уровень мертворождаемости (Республика Алтай - 39,0%). Среди территорий с самым низким показателем перинатальной смертности (6,86%) выделялась Республика Тыва, которая по уровню социально-экономического развития относилась к наиболее отсталым регионам Сибири, что вызывало вопросы к точности представляемых данных [48].

В структуре перинатальной смертности, как в целом по Российской Федерации, так и по Северному Федеральному Округу отмечались две особенности. Во-первых, половину безвозвратных потерь составляли доношенные дети. Во- вторых, на фоне продолжающегося роста доли мертворождаемости в перинатальной смертности, опережающими темпами увеличивалась доля антенатальной мертворождаемости, снижение которой происходит медленнее, чем других компонентов перинатальной смертности. Как известно, антенатальная гибель плода чрезвычайно опасна в связи с развитием тяжелых акушерских осложнений, преимущественно, коагулопатических кровотечений. В специальном исследовании по 80 регионам России была выявлена корреляционная зависимость между показателями антенатальной мертворождаемости и частотой кровотечений [49].

Отмечено увеличение в целом по стране и в СФО числа родившихся доношенных детей с синдромом задержки внутриутробного развития. По мнению многих специалистов, такие особенности рождающихся детей по весу, связаны с включением в процесс деторождения качественно иной, возможно, маргинальной группы женщин. То есть происходила трансформация социальной структуры рожениц, существенно влиявшая на особенности репродуктивных показателей как в РФ, так и в СФО [48].

24

Снижение перинатальной смертности невозможно без анализа факторов, влияющих на здоровье матери, течение беременности и родов. Поэтому изучались факторы, прямо или косвенно оказывающие неблагоприятное влияние на состояние плода, новорожденного. Фактор недоношенности был одной из основных причин перинатальной смертности. С увеличением продолжительности беременности до 35-40 недель частота мертворождаемости и ранней неонатальной смертности снижалась и, практически, не зависела от того, в каком периоде она произошла. Во время родов риск перинатальных потерь возрастал за счет осложнений родового акта и подтверждал высокую перинатальную смертность недоношенных детей. Наиболее часто незрелые дети погибали в антенатальном и постнатальном периодах во всех возрастных группах юных женщин. Интранатальной гибели детей способствовали как быстрые, так и длительные роды [57, 60, 108, 153].

Анализ перинатальной смертности и оценка уровня здоровья новорожденных выявила серьезные проблемы. Данные статистической отчетности ранее не содержали официальный учет родившихся плодов 22-27 недель гестации массой тела 500-999 грамм, в связи с чем была возможность переноса данных о погибших детях с очень низкой массой тела в категорию «пренатальные потери», что, в свою очередь, занижало уровни мертворождаемости и перинатальной смертности. Величину перинатальной смертности пополняла «отсроченная» гибель новорожденных в поздний неонатальный период, обусловленная использованием эффективных реанимационных технологий и возможностью искусственно поддерживать жизненно важные функции ребенка в течение первой недели жизни [49, 50, 175].

В разработке мер профилактики перинатальной смертности большое значение имел детальный анализ ее причин, особенно среди женщин высокой степени риска прошедших процедуру ЭКО.

Отдельные исследователи предлагали основное заболевание, явившееся причиной смерти ребенка, анализировать по нозологическому принципу раздельно в группах мертворожденных и умерших новорожденных. При этом

25

учитывались только основное заболевание, представленное одной нозологической формой, которое само непосредственно или через присоединившиеся осложнения приводило к смерти плода и новорожденного. Для разработки мер профилактики перинатальной смертности у женщин, прошедших процедуру ЭКО, каждый случай смерти разбирался с точки зрения ее предотвратимости. Большинство исследователей делили все случаи перинатальной смертности на предотвратимые, условно предотвратимые и непредотвратимые. Предотвратимыми случаями, составлявшими от 25 до 40 %, считали те, причину которых можно было устранить путем не только врачебного наблюдения за беременной в женской консультации, но и оказания специальной акушерской и лечебной помощи беременной и роженице в родильном доме, а также правильным выбором тактики лечения новорожденного, своевременным переводом детей в специализированные отделения для недоношенных и больных новорожденных.

К случаям смерти, причину которой в настоящее время трудно устранить, относили уродства плода, пуповинную и плацентарную патологию, глубокую недоношенность новорожденных. Мероприятия по устранению этих причин во многом связаны с дальнейшим развитием фундаментальных исследований и материально-технического оснащения родовспомогательных учреждений.

В структуре причин в целом ведущее место занимают внутриматочная гипоксия (асфиксия) в родах. Доля этой причины колебалась от 38,5% до 43,5%, при этом четкой тенденции к снижению или увеличению ее не наблюдалось. Второй по значимости причиной перинатальной смертности являлся синдром респираторных расстройств и другие респираторные состояния. Доля их в структуре причин перинатальной смертности имела тенденции снижения, что объяснялось внедрением новых технологий в отделениях реанимации и выхаживания маловесных детей.

На третьем месте среди причин перинатальной смертности находились врожденные аномалии развития, доля которых возрастала. Своевременная антенатальная диагностика позволяла снижать значимость этой патологии в

26

структуре причин перинатальной смертности и приводила к снижению самого показателя.

Возрастала роль в структуре причин перинатальной смертности врожденной пневмонии и инфекций, специфических для перинатального периода. Снижение доли родовой травмы объяснялось расширением показаний к абдоминальному родоразрешению, в том числе и в интересах плода [45, 46, 82, 83, 84, 85, 86, 114]. Снижение уровня перинатальной смертности с увеличением частоты кесарева сечения происходило лишь до определенного момента. Согласно рекомендации ВОЗ, увеличение частоты этой операции более 10 % нецелесообразно.

Анализируя причины смерти детей в перинатальном периоде, обусловленные состоянием матери, прошедшей процедуру ЭКО, выявлено возрастание экстрагенитальной патологии, в том числе эндокринной, которая в сочетании с угрозой невынашивания беременности приводила к фетоплацентарной недостаточности. Основной причиной перинатальных потерь являлись патология плаценты и пуповины.

Увеличивалась роль инфекционных заболеваний матери, потерявших ребенка в связи с внутриутробным инфицированием.

Наибольшая распространенность перинатальной смертности имела место у женщин, вынашивающих плод мужского пола. У женщин, вынашивающих ребенка мужского пола, чаще имела место ранняя неонатальная смертность. Это могло быть связано не только с осложнениями беременности и родового акта, но и высокой частотой врожденных пороков развития, которые диагностировались в 1,5 раза чаще по сравнению с женщинами, вынашивающими ребенка женского пола [86, 87].

Наибольшая распространенность перинатальной смертности была характерна при зачатии в весенний период, что сочеталось с высокой частотой таких осложнений беременности как угроза её прерывания, многоводие, задержка внутриутробного развития плода, обострение хронических инфекций во время беременности. Эти виды патологии диагностировались чаще, чем при

27

зачатии в другие сезоны года. В распространенности антенатальной смертности не прослеживалось сезонной зависимости, а в частоте интранатальной и ранней неонатальной смертности имелась выраженная зависимость от сезона зачатия.

При весенних максимальных показателях интранатальной смертности наблюдалась тенденция её уменьшения в летне-осенний период и вновь её скачок к зимнему периоду. Распространенность ранней неонатальной смертности в зависимости от сезонов зачатия имеет скачкообразный характер: пик в осенний период календарного года с тенденцией к снижению в летний и зимний сезоны [90].

Не менее значимой причиной являлись врожденные пороки развития, которые на уровне женской консультации в значительном числе случаев не выявлялись, либо выявлялись в поздние сроки беременности.

Роль врожденной пневмонии в структуре причин перинатальной смертности несколько снижалась в связи со своевременным началом лечения детей от матерей группы риска внутриутробной инфекции, а также применением современных технологий, позволяющих снизить летальность. Большое значение для снижения этой патологии имела диагностика инфекции у беременных и своевременное и качественное их лечение.

Родовая травма, ранее занимавшая значительную долю в структуре основных причин перинатальной смертности, в настоящее время встречалась в единичных случаях, чему способствовали дородовая диагностика, а также бережное ведение родов и расширение показаний к оперативному родоразрешению.

Многочисленными исследованиями определено, что большинство нозологий являлись управляемыми и социально обусловленными. Так, замедление роста и нарушения питания, морфофункциональная незрелость плодов и новорожденных коррелировали с нарастанием анемии и хронических заболеваний у беременных и родильниц. Авторы считали, что к управляемым можно отнести и врожденные аномалии, так как их рост может быть сопряжен как с неблагоприятной экологической и производственной агрессией, так и с

28

эффективностью дородовой диагностики и своевременным оздоровлением женщин [14]. Детальное изучение причин перинатальной смертности обеспечивало возможности ее прогнозирования и выявление резервов улучшения перинатальных исходов [21, 22, 49, 53, 54, 56, 58, 140, 141, 142, 143,

144, 145, 146, 186].

К факторам, позитивно влияющим на прогноз выживаемости детей с экстремально низкой массой тела, большинство специалистов относили: возможность проведения антенатальной профилактики респираторного дистресс-синдрома, родоразрешения путем кесарева сечения, антенатальной антибиотикотерапии, приводящей к снижению частоты внутриутробного сепсиса. Из постнатальных факторов важными являлись профилактика респираторного дистресс-синдрома (введение сурфактантов), гипотермии, ацидоза при рождении. Выживаемость, отдаленные прогнозы развития и показатели здоровья высоконедоношенных детей в катамнезе зависели от условий их выхаживания, которые являлись оптимальными в высокоспециализированных клиниках и перинатальных центрах, созданных в экономически развитых странах еще с начала 70-х годов прошлого века [49, 50].

Возможности точного прогнозирования и профилактики неблагоприятных исходов развития детей зависели от знания фундаментальных основ этиологии и механизмов патологических процессов у плода и у новорожденного в неонатальном периоде [50, 51, 52, 164, 194].

Внедрение учетного показателя фетоинфантильных потерь, объединяющего информацию о возрастной и причинной структуре смертности плодов и младенцев, позволяло определять с одной стороны, эндогенные причины (генетические факторы, исходное состояние здоровья родителей, здоровье беременной, течение беременности), а с другой экзогенные факторы (социально-экономические условия жизни, этнические нормы и устои, психологические и поведенческие реакции и медико-организационные дефекты акушерской и перинатальной помощи, обусловливающие предотвратимую патологию ребенка, прежде всего в процессе его рождения) [61, 62]. Разработаны

29

критерии госпитализации матерей и новорожденных в зависимости от групп риска на 2-ой (межрайонный) и 3-ий (республиканский) уровни, которые пересматривались дважды. Предпочтение отдавалось транспортировке «in utero» для обеспечения рождения и выхаживания новорожденных с экстремально низкой массой тела в оптимальных условиях. Разработана карта новорожденного, нуждающегося в транспортировке и внедрено дистанционное консультирование. Региональная система перинатального ухода доказывала свою высокую эффективность в сочетании с внедрением других инноваций [40,

41, 42, 74, 75, 90, 183, 184, 185].

Стратегически важное значение имел анализ региональных аспектов перинатальной смертности, позволявший разработать эффективную систему дифференцированных мер, направленных на ее снижение, а детальная информация об уровнях и причинах перинатальной смертности в регионах давала возможность рационально планировать материальные и кадровые ресурсы при осуществлении организационных, лечебно-диагностических и профилактических мероприятий.

Огромное значение в снижении показателя перинатальной смертности имел активный ввод в действие перинатальных центров, обеспечивающих беременных, рожениц, родильниц и их новорожденных высококвалифицированной медицинской помощью.

Совершенствованию механизмов контроля перинатальной заболеваемости и смертности способствовали оснащение современной медицинской техникой, внедрение в лечебную практику передовых направлений реабилитации и помощи новорожденным, кадровый менеджмент [13, 15, 16, 17, 154, 155, 156,

157, 158].

Снижение перинатальной заболеваемости и смертности было обеспечено внедрением перинатальных технологий, особенно на III уровне, которые в себя включали: мониторинг беременных группы риска; профилактику и коррекцию гестационных осложнений у пациенток с дефектами гемостаза; экстракорпоральные методы детоксикации для коррекции нарушений, при

30

преэклампсии; использование глюкокортикоидов для профилактики синдрома дыхательных нарушений; единую систему первичной реанимации маловесных новорожденных, введение искусственного сурфактанта в первые 10 минут жизни; выхаживание детей с низкой массой тела в кувезах, с формированием «гнезда»; инфузионную терапию, включающую микродозы гепарина; ведение маловесных новорожденных на этапах ранней реабилитации по технологии совместного пребывания с матерью до выписки из стационара [23, 198, 199, 200,

201].

Статистически доказано, что показатель перинатальной смертности выше в учреждениях более низкого организационного уровня оказания родовспоможения, между разными учреждениями одного (первого и второго) уровня оказания помощи имелась существенная разница в показателях перинатальной смертности [43, 177].

Для оптимизации работы родовспомогательных учреждений важно обеспечить маршрутизацию беременных из групп высокого риска по перинатальной смертности и проводить обучение специалистов в учреждениях с наихудшими показателями [84, 89].

Антенатальная гибель плода - главная составляющая коэффициента перинатальной смертности в Республике Крым, имеющая негативную динамику за последние 7 лет. Рост вклада антенатальной гибели плода в структуру перинатальной смертности отражал низкое качество оказанной медицинской помощи беременным на уровне первичного звена здравоохранения, в том числе и женской консультации [85, 101, 102, 104, 119, 120, 124, 136, 179, 180].

Многочисленные исследования проблемы перинатальной смертности подтвердили необходимость комплексной реформы перинатальной помощи, которая обеспечит: разработку и реализацию национальной политики в этой области, организацию региональной системы, внедрение эффективных технологий, рекомендованных ВОЗ, создание системы мониторинга, оценки и аудита материнской и перинатальной смертности; внедрение клинических научно-доказательных протоколов, модернизацию помощи новорожденным,

Рекомендовано к изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/