Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3 курс / Гигиена / Эпидемий в России.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
23.03.2024
Размер:
807.23 Кб
Скачать

1937–1938 Годы Калмыцкая асср, Сталинградская область

Вспышка чумы началась в районе Приволжского улуса Калмыцкой АССР в конце ноября 1937 г… Первый случай был зафиксирован 28 ноября. Инфекция распространялась бытовым путем, заболевали целые семьи, представители которых контактировали с заболевшими. Так, по состоянию на 7 декабря 1937 г. было зафиксировано 8 больных, из них 6 умерших. 26 человек было изолировано – они контактировали с больными. О серьезности ситуации свидетельствует такой факт. О происходящем в Калмыкии нарком здравоохранения СССР Болдырев доложил председателю Совнаркома Молотову. Через неделю первый доложил о принятых мерах. В частности, по ликвидации вспышки заболевания работают 35 врачей, из них 19 – специалисты по чуме. «На пяти ближайших железнодорожных станциях находятся специальные врачебные отряды с особыми вагонами и дрезиной…». Несколько районов находятся на карантине. По состоянию на 15 декабря 1937 г. было госпитализировано 5 больных, 19 человек умерло, 87 человек изолировано. В очаг эпидемии было переброшено 5 самолетов, 8 легковых и 15 грузовых машин. Режим карантина обеспечивало 15 местных и 80 присланных сотрудников милиции. По состоянию на 23 декабря 1937 г. умерло 23 человека, на карантине находилось 93. Эпидемию удалось подавить лишь в январе 1938 г.[790]

Легочная чума Декабрь 1939 года Москва

На базе кафедры микробиологии Саратовского университета под руководством профессора Александра Богомольца возник Краевой институт микробиологии и эпидемиологии Юго-Востока РСФСР. В 1920 г. институт был переименован в Государственный краевой институт микробиологии и эпидемиологии Юго-Востока России Народного комиссариата здравоохранения РСФСР, уставом Наркомздрава он получил независимость от университета. Постепенно расширялось поле деятельности института, который стал заниматься не только чумой, но и холерой, а затем и другими особо опасными инфекциями.

В декабре 1939 г. заместитель директора по научной части Абрам Берлин случайно заразился лёгочной чумой – в то время смертность от нее была 100 %. Не подозревая об этом, он поехал в Москву с докладом для Коллегии Наркомздрава. Врачу забронировали номер в гостинице «Националь» в самом центре Москвы. Здесь командированный старательно подготовился к заседанию, в т. ч., побрился у гостиничного парикмахера. Выступил на заседании коллегии Наркомздрава, затем пообедал в ресторане с несколькими коллегами.

Когда самочувствие ухудшилось, Берлин вызвал врача. Первый осмотр не дал повода заподозрить что-то серьезное. Однако доктор все-таки решил отправить саратовского ученого в больницу на обследование. Берлина госпитализировали в клинику 1-го мединститута. А там поставили страшный диагноз: легочная чума. Дежурный врач Симон Горелик, обследовавший пациента, принял незамедлительные и очень правильные меры, чем фактически спас столицу от разгула эпидемии.

Он не только сразу же изолировал больного, но и самого себя определил как уже вероятного переносчика инфекции. А потому отправился вместе с «нулевым пациентом» в одно из подвальных помещений, где, изолировавшись от окружающих, они прожили еще некоторое время, но затем скончались от чумы.

НКВД оперативно, в течение двух суток, смогло установить всех контактирующих с «нулевым пациентом», начиная от проводников поезда Саратов–Москва и заканчивая всех, с кем он встречался в Москве. Таких оказалось свыше 100 человек. Всех их поместили на карантин в инфекционную больницу. Согласно полуофициальным данным жертвами легочно чумы тогда стали 3 человек – оба врача и парикмахер[791].