Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
41
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
13.19 Mб
Скачать

Правоотношение из завещательного отказа и его элементы

ситуацию, обозначенную во втором варианте. В подтверждение можно привести следующие соображения. Легат порождает обязательственное правоотношение, содержанием которого является право требования ле­ гатария и обязанность наследника данное требование удовлетворить. Это имущественное право требования в связи со смертью легатария, не ус­ певшего им воспользоваться до истечения установленного срока, перехо­ дит к его наследникам в составе наследственной массы наравне с другими имущественными правами отказополучателя как наследодателя4*. Это согласуется с общим правилом ч. 1 ст. 1112 ГК РФ. Вместе с тем нельзя не подчеркнуть, что хотя согласно п. 3 ст. 1137 ГК РФ к отношениям между отказополучателем и наследником применяются положения Граждан­ ского кодекса об обязательствах, там же имеется оговорка: «если из норм о наследственном праве и существа обязательства не следует иное», ко­ торая позволяет сделать следующий вывод: правило п. 4 ст. 1137 ГК РФ предусматривающее, что право легатария на получение отказа не пере­ ходит к другим лицам, включая и переход по наследству, представляет собой lex specialis по отношению к норме ч. 1 ст. 1112 ГК как lex generalis. А как известно, lex specialis derogat legi generali - специальная норма уст­ раняет действие общей нормы. Такое толкование имеет право на сущест­ вование. Другое дело, насколько целесообразно и обоснованно правило п. 4 ст. 1137 ГК в части, исключающей переход права легатария, не ус­ певшего при жизни в срок воспользоваться им, к его наследникам. Пред­ ставляется, что в п. 4 ст. 1137 ГК желательно внести соответствующие изменения в том смысле, что право легатария, не успевшего при жизни в установленный срок воспользоваться правом на получение отказа, пере­ ходит к его наследникам, кроме случаев, когда имущественное право не­ разрывно связано с личностью легатария (о чем писали Е. А. Флейшиц и В. И. Серебровский49). Так, если наследник обязан был в наследуемом доме, квартире, ином жилом помещении предоставить легатарию право пожизненного пользования жилым помещением, а легатарий умер, то и обязанность наследника прекращается.

В обоснование сказанного можно повторить уже приведенное выше соображение: уменьшение имущества, составляющего долю на­ следника, обремененного легатом, не является целью завещательного отказа, и тем не менее объективно последствием возложения на на­ следника обязательства совершить определенные действия имущест­

48 Именно таким образом определяла судьбу легата при указанных условиях Е. А. Флейшиц, сделав исключение для случаев, когда имущественное право неразрывно связано с личностью легатария (указ. соч. С. 93). Так же: Дроников В. К. Наследственное право Украинской ССР. Киев, 1974. С. 94; Борщевский М. Ю. Указ. соч. С. 8!.

49 См,: Флейшиц Е. Л. Указ. соч. С. 93; Серебровский В. И. Указ. соч. С. 139.

423

Наследственное право

венного характера в пользу легатария становится уменьшение стоимо­ сти его наследственной доли. Поэтому реализация данного предложе­ ния не противоречила бы воле завещателя.

Может возникнуть вопрос о допустимости применения к рассмат­ риваемым отношениям по аналогии правил ст. 1156 ГК РФ о наследст­ венной трансмиссии. Вообще, по аналогии закона применимы нормы, регулирующие сходные отношения (п. 1 ст. 6 ГК РФ). Сходство правоот­ ношений из легата и наследственных правоотношений лишь в том, что те и другие возникают в связи с определением посмертной судьбы имущест­ ва физического лица. Но между ними имеются и существенные различия, в частности, по основаниям возникновения, по объему приобретаемых прав субъектами тех и других правоотношений и др. Но главное, что сви­ детельствует о несходстве данных отношений, состоит в следующем: если трансмиссия представляет собой переход права на принятие наследства, то в правоотношении из легата мы имеем дело с обыкновенным обяза­ тельственным правом. Кроме того, в первом случае имеет место универ­ сальное правопреемство, тогда как во втором - сингулярное. Вследствие несходства рассматриваемых отношений нормы о трансмиссии, как пред­ ставляется, не могут применяться к отношениям, основанным на легате.

В. Отказополучатель лишен права на получение завещательного отказа как недостойный. В этом случае предмет завещательного отказа, если он имеет вещественную форму и входит в состав наследства, остает­ ся у лица, на которое была возложена обязанность исполнить отказ. Ле­ гатарий может быть признан недостойным только судом по требованию наследника, обязанного исполнить легат, если установлены обстоятель­ ства, предусмотренные правилами ст. 1117 ГК РФ, о применении которых соответственно к завещательному отказу имеется прямое указание в п. 5.

В данном случае легатарное правоотношение прекращается.

*

*

*

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в новых условиях социально-экономического развития России нормы обновленного на­ следственного права, и в том числе институт легата, направлены на дальнейшее расширение и укрепление прав граждан, развитие част­ ной собственности. Этому должно способствовать единообразие пра­ воприменительной практики и ее строгое следование закону.

ИНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

ОБРАЩЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗЫСКАНИЯ НА ДОЛЮ В ОБЩЕМ ИМУЩЕСТВЕ*

{в соавторстве с проф. Г. Л. Осокиной)

Гражданский кодекс РФ 1994 года (часть первая) внес ряд суще­ ственных изменений в регулирование отношений общей собственно­ сти. Изменения коснулись и правил об обращении взыскания на долю в общем имуществе.

Субъекты права общей собственности (как долевой, так и со­ вместной) могут быть и практически являются участниками различ­ ных гражданских правоотношений, в том числе обязательственных, в которых выступают и в качестве должников. Как должники они могут нести гражданскую ответственность по общим правилам принадле­ жащим им имуществом, включая долю в общем имуществе.

Для защиты прав кредиторов допускается обращение взыскания на долю должника в общем имуществе. Однако это возможно лишь при недостаточности у собственника-должника другого имущества, принадлежащего ему на праве раздельной собственности, на которое законом допускается обращение взыскания.

Согласно ст. 255 ГК кредиторы участника долевой или совмест­ ной собственности вправе предъявить требование о выделе доли должника в общем имуществе. Аналогичная норма содержалась и в ст. 122 ГК 1964 года, однако применение ее на практике ввиду лако­

* Печатается по: Осокина Г., Хаскельберг Б. Обращение принудительного взыскания на долю в общем имуществе по Гражданскому кодексу РФ // Российская юстиция. 1995. № 10. С. 14-15. -

Пром. ред.

427

Иные проблемы гражданского права

ничности и отсутствия в ней конкретного механизма реализации права кредитора не могло не порождать определенных трудностей.

Статья 255 нового ГК не только признает за кредитором право требования выдела доли должника в общем имуществе, но и содержит другие нормы, направленные на реальное обеспечение интересов кре­ дитора, хотя и в ней не предусмотрены все могущие возникнуть в про­ цессе реализации кредитором своего права нюансы его взаимоотно­ шений с участниками общей собственности.

Если выдел в натуре доли должника в общем имуществе возмо­ жен, то обращение на нее взыскания производится по общим прави­ лам обращения принудительного взыскания на имущество по обяза­ тельствам собственника (ст. 237 ГК). Сложности возникают, когда вы­ дел доли в натуре невозможен или если остальные участники общей собственности возражают против выдела доли в натуре. Такие случаи реальны и требуют определенных решений. Например, невозможно выделить долю в натуре, если объект собственности является недели­ мой вещью, скажем, автомобиль, гараж, однокомнатная квартира, ли­ бо когда супруг возражает против выдела доли другого супруга в при­ надлежащей им на праве общей совместной собственности квартире, не желая превращения ее в коммунальную квартиру. ГК 1964 года не содержал ответы на возникающие в этих случаях вопросы. Решая их, новый Кодекс предоставляет кредитору следующие возможности.

Кредитор вправе требовать продажи должником своей доли ос­ тальным участникам общей собственности по цене, соразмерной ры­ ночной стоимости этой доли с обращением вырученных от продажи средств в погашение долга (ч. 2 ст. 255 ГК). Если остальные участники общей собственности откажутся от приобретения доли должника, кредитор вправе требовать по суду обращения взыскания на долю должника в праве общей собственности путем продажи этой доли с публичных торгов (ч. 3 ст. 255 ГК).

Итак, ст. 255 ГК предусматривает возможность обращения взы­ скания на долю должника либо путем ее выдела в натуре и последую­ щей продажи, либо путем продажи доли в праве собственности. В обоих случаях имеет место принудительное изъятие имущества долж­ ника - участника общей собственности, влекущее прекращение на не­ го права собственности должника.

Новый ГК, провозглашая принцип недопустимости принуди­ тельного изъятия имущества у собственника (п. 2 ст. 235), предусмат­ ривает исчерпывающий перечень случаев, когда это допускается. Од­

428

Обращение принудительного взыскания на долю в общем имуществе

ним из таких случаев является обращение взыскания на имущество по обязательствам (подп. 1 п. 2 ст. 235). В соответствии со ст. 237 ГК при­ нудительное изъятие имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника, разумеется и сособственника-долж- ника, производится на основании судебного решения, если иной по­ рядок обращения взыскания не предусмотрен законом (например, абз. 2 п. 1 ст. 349 ГК) или договором (например, абз. 2 п. 1 ст. 349, п. 2 ст. 349 ГК). Поскольку иной порядок обращения взыскания на долю должника в общем имуществе не предусмотрен законом и если он не установлен договором, то кредитор участника долевой или совместной собственности при недостаточности у последнего другого имущества вправе требовать обращения взыскания на его долю в общем имуще­ стве только в судебном порядке. Следовательно, в ч. 1 ст. 255 ГК име­ ются в виду исковые требования кредитора и судебный порядок их рассмотрения.

Выдел доли в имуществе, принадлежащем на праве общей соб­ ственности (долевой или совместной) с целью обращения на нее взы­ скания, подчиняется, как указывалось выше, общим нормам о разделе общего имущества и выделе доли. В ст. ст. 252 (пп. 1, 2) и 254 (п. 3) ГК 1994 года устанавливается, что раздел общего имущества и выдел доли может быть произведен по соглашению участников общей собствен­ ности, а при недостижении соглашения раздел или выдел доли в нату­ ре, согласно п. 3 ст. 252 ГК, производится в судебном порядке. Отсюда должен быть сделан вывод, что иск кредитора о выделе доли должни­ к а - участника общей собственности должен быть предъявлен не только к должнику, но и к остальным сособственникам. Ответчиками по иску следует признать всех сособственников, включая должника.

В чч. 2 и 3 ст. 255 ГК определены, как отмечалось, последствия невозможности, независимо от причины, обращения взыскания на до­ лю в общем имуществе в натуре. В этом случае закон предусматривает обращение взыскания на долю должника в праве общей собственно­ сти путем ее продажи должником-сособственником остальным участ­ никам общей собственности либо продажи с публичных торгов. Про­ цедура продажи должникомучастником долевой или совместной собственности своей доли в праве общей собственности другим участ­ никам общей собственности предполагает совершение должником соответствующих действий (ст. 250 ГК). Принимая во внимание при­ нудительный характер изъятия доли должника в общем имуществе, а также то, что в роли продавца доли выступает должник, от которого

429

Иные проблемы гражданского права

зависит соблюдение требуемой законом процедуры продажи (ст. 250 ГК), реализация кредитором права требования продажи должником своей доли в праве может оказаться весьма затруднительной, а то и просто невозможной, так как едва ли практически можно принудить должника совершить необходимые действия по продаже. А поскольку ч. 3 ст. 255 ГК предоставляет кредитору право требовать в судебном порядке продажи доли должника с публичных торгов только в случаях отказа остальных участников обшей собственности от приобретения доли должника, которому должны предшествовать соответствующие действия должника, то права и законные интересы кредитора - участ­ ника общей собственности могут оказаться без надлежащей защиты в случаях невозможности выдела доли в натуре и отказа должника (в явной или неявной форме) от продажи своей доли остальным сособственникам. Это свидетельствует о несовершенстве ст. 255 ГК, рег­ ламентирующей порядок обращения взыскания на долю в праве общей собственности, поскольку действующая редакция данной статьи не ис­ ключает трудностей в реализации кредитором права обращения взы­ скания по долгам на долю должника - участника общей собственности.

Чтобы предотвратить случаи ущемления прав и законных инте­ ресов кредитора - одного из участников общей собственности, обес­ печить необходимый паритет интересов кредитора, должника - участ­ ника общей собственности и остальных сособственников, необходимо, во-первых, вместо требования кредитора к должнику о продаже им своей доли предусмотреть в ч. 2 ст. 255 ГК право кредитора требовать приобретения доли должника остальными участниками общей собст­ венности по рыночной цене этой доли, с обращением подлежащих уплате денежных средств в погашение долга; во-вторых, в ч. 3 ст. 255 ГК предусмотреть правило, что в случае отказа остальных участников общей собственности от приобретения доли должника суд с учетом их платежеспособности, а также иных заслуживающих внимания обстоя­ тельств принимает решение либо о взыскании в пользу кредитора со­ лидарно с сособственников компенсации стоимости доли должника по рыночной цене (ст. 252 ГК), либо об обращении взыскания на его до­ лю в праве общей собственности путем продажи этой доли с публич­ ных торгов.

Процессуальный порядок реализации предлагаемых последст­ вий представляется следующим. Суд возбуждает дело по иску креди­ тора к остальным участникам общей собственности о приобретении ими доли должника. Должник - участник общей собственности высту­

430

Обращение принудительного взыскания на долю в общем имуществе

пает в этом деле в качестве третьего лица на стороне ответчиков - ос­ тальных сособственников, поскольку решение по делу может повлиять на права и обязанности должника - участника общей собственности по отношению к остальным сособственникам. После проверки обос­ нованности требования кредитора об обращении взыскания на долю должника и получения ясно выраженного и зафиксированного в про­ токоле судебного заседания согласия остальных сособственников на приобретение доли должника суд приостанавливает производство по делу с назначением должнику-сособственнику и остальным участни­ кам общей собственности разумного срока для заключения договора о купле-продаже доли должника сособственниками, выразившими со­ гласие на ее приобретение в судебном заседании, с выплатой в пользу кредитора-истца денежных сумм в погашение долга. Такой договор - разновидность договора в пользу третьего лица (ст. 430 ГК), и на ос­ новании его кредитор должника, являющегося участником общей соб­ ственности, получает право требования к собственникам-приобре- тателям.

По представлении суду доказательств заключения договора ку­ пли-продажи доли должника суд с согласия истца-кредитора прекра­ щает производство по делу (п. 4 ст. 219 ГПК), в противном случае суд возобновляет рассмотрение дела по иску кредитора и удовлетворяет его требование, постановляя решение о применении последствий, предусмотренных в предлагаемой редакции ч. 3 ст. 255 ГК.

НОВЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИИ

ИПРОБЛЕМА «КОММУНАЛОК»*

Внастоящей статье рассматривается, казалось бы, частный во­ прос обширной проблемы удовлетворения одной из насущных по­ требностей человека - потребности в жилище, а именно: предоставле­ ние освободившегося в коммунальной квартире жилого помещения. Его оптимальное решение имеет важное социальное значение, так как еще немало семей сегодня не имеют отдельной квартиры (индивиду­ ального дома), проживая в так называемых «коммуналках». Мало шансов у них в ближайшие годы обрести такое благо и по Жилищному кодексу Российской Федерации, вступившему в действие с 1 марта 2005 г. Не увеличивает вероятность приобретения отдельного жилища

и«Федеральная жилищная программа “Жилище” на 2002-2010 гг.»1, в которой о коммунальных квартирах даже не упоминается.

Обратимся теперь к анализу норм Жилищного кодекса РФ (да­ лее - Ж К РФ), определяющих порядок предоставления освободивше­

гося жилого помещения.

В гл. 7 «Основания и порядок предоставления жилых помеще­ ний по договорам социального найма» содержится специальная статья 59 о предоставлении освободившихся жилых помещений в комму­ нальной квартире. Подобная статья содержалась в Жилищном кодек­ се РСФСР 1983 г. (далее - Ж К РСФСР) и в Основах федеральной жи­ лищной политики, следовательно, не является новеллой в ЖК РФ.

’ Печатается по: Хаскельберг Б. Л. Новый Жилищный кодекс России и проблема «коммуналок» // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб. статей. Ч. 32 / Ред. Б. Л. Хаскельберг, В. М. Лебедев, Г. Л. Осокина. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. С. 3-8. - Прим. ред.

1Собрание законодательства РФ. 2001. № 39. Ст. 3770; 2002. № 7. Ст. 700; 2004. № 31. Ст. 3268; № 44. Ст. 4362; 2005. № 44. Ст. 4560; 2006. № 6. Ст. 694.

432

Соседние файлы в папке !!!Экзамен зачет 2024 год