Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Профилактика социальных отклонений. УМП

.pdf
Скачиваний:
68
Добавлен:
12.02.2015
Размер:
830.63 Кб
Скачать

мечались более 30 лет назад, но тогда это средство не считалось наркотическим.

Согласно определению, предложенному Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), наркоман — это человек, у которого в связи с приемом наркотиков возникает состояние периодической или постоянной интоксикации (отравления), представляющее опасность для него самого и окружающих, который ввиду нарастающей устойчивости (толерантности) к наркотику постоянно повышает дозу вводимого вещества для получения желаемого эффекта. Это человек, у которого наблюдается выраженная психическая или физическая зависимость от вводимого препарата, что проявляется в непреодолимом (компульсивном) влечении к наркотику и заставляет добиваться его приобретения любыми путями.

Наркомания (от греч. narke — оцепенение и mania — безумие, восторженность, страсть) — болезнь, которая проявляется влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием синдрома лишения (абстиненции) в случае прекращения их приема.

Среди особенностей проявлений наркотизации выделяют возрастающую по мере употребления наркотических веществ толерантность. Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) означает терпимость, выносливость, формирующуюся в процессе привыкания и адаптации организма к конкретному интоксиканту при регулярном его употреблении. Наиболее высокий уровень толерантности развивается при регулярном употреблении опиатов. Опиатчики со стажем вводят себе внутривенно в сутки до 30–50 ампул препаратов этой группы. Пятьдесят стандартных ампул содержат 0,5 г наркотика — это смертельная доза для человека, не потребляющего наркотики.

Полинаркомания — заболевание, возникшее в связи со злоупотреблением двумя и более лекарственными или иными веществами, отнесенными к наркотикам. Этот диагноз устанавливается при употреблении двух или более препаратов одновременно или при их последовательном чередовании при условии возникновения наркотической зависимости к обоим веществам. При «осложненной

11

наркомании» кроме основного наркотического средства применяется другое лекарственное средство или вещество, не отнесенное к наркотическим. Примером может служить опийно-циклодоловая наркомания, относящаяся к числу наиболее распространенных. Полинаркомания характерна для подросткового возраста на этапе первых проб и далее, когда подростки без разбора принимают любые препараты для достижения эйфории и снятия абстинентного синдрома.

1.2. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТЕЙ

Существует множество теорий развития аддиктивного поведения человека: генетическая, психодинамическая, системоориентированная, социальная, эпидемиологическая и др. Однако следует понимать, что, какая бы ни была причина формирования зависимости у индивидуума, базисом служат психофизиологические, то есть биологические механизмы ее развития. В общем виде указанные механизмы представляются следующим образом.

В головном мозге человека и животных существует так называемый «центр удовольствия», состоящий, как и все мозговое вещество, из специализированных нервных клеток (нейронов). В отличие от других клеток организма нейроны имеют звездчатую форму и множество отростков древовидной формы (дендритов), соединяющих нервные клетки в определенную структуру, а также один большой отросток (аксон), контактирующий с другими нервными клетками, либо участвующий в формировании периферических нервов.

Биоэлектрические импульсы в нейронах возникают путем деполяризации их мембран при каком-либо воздействии (вещества, энергии, информации), в результате чего потенциал покоя преобразуется в нервный импульс. Передача биоэлектрической энергии от нейрона к нейрону или от нейрона по аксону к исполнительным клеткам тканей организма происходит в переключающих образованиях — синапсах. В них энергия нервного импульса открывает кальциевые каналы, через которые ионы кальция проникают в

12

клетку и заставляют нейромедиатор продвигаться в синапсы. Нейромедиатор представляет собой биологически активное вещество, вырабатываемое нервными клетками и накапливающееся в протоплазме в виде пузырьков. В синапсах имеется пресинаптическая терминаль, куда поступает нейромедиатор, который затем выбрасывается в синаптическую щель и проходит далее в постсинаптическую терминаль, передавая нервный импульс. Постсинаптическая терминаль содержит рецепторы, специфически воспринимающие тот или иной нейромедиатор. Избыток медиатора в синаптической щели утилизируется с помощью ферментов определенного рода. По специфичности ферменто-медиаторных комплексов синапсы делятся на холинергические, монаминили катехоламинергические (но- радрен-, дофамин-, серотонинергические), ГАМК (гамма — аминомасляная кислота)-ергические, глютаматергические и др.

Совокупность синапсов одного и того же вида, имеющая функциональную специфику, ответственна за определенное состояние деятельности центральной нервной системы. Так, катехоламинергическая медиаторная система обеспечивает мотивированные виды поведения: защитный, пищевой, половой рефлексы, а значит контролирует механизмы тревоги, страха, агрессии, секса и др., придавая соответствующую окраску поведенческой реакции. ГАМК-ерги- ческая система заведует тормозными процессами в ЦНС: релаксацией, седативным и противотревожным эффектами. Глютаматергическая система принимает участие в развитии нервной ткани, влияя на процессы интеллектуальной направленности (память, обучение).

Помимо нейромедиаторов нервные клетки вырабатывают нейромодуляторы — нейрогормоны и нейропептиды, иначе «медиаторы медиаторов». Они призваны обеспечить адекватную внешним условиям величину нейронального ответа.

Мембрана нейрона, как и любой другой клетки, содержит специфические белки с участками «узнавания» и связывания нейромедиатора, благодаря чему происходят специфические процессы в соответствующих ергических системах.

Психоактивные вещества влияют на реакцию ЦНС путем взаимодействия со специфическими белками, заменяя тем самым действие медиатора. ПАВ также могут влиять на ферменты в синапсах, изменяя роль нервного импульса, либо на ионные каналы, через ко-

13

торые различные ионы могут проникать в клетку или выходить из нее. Результатом действия ПАВ является нарушение метаболизма клеток организма, прежде всего нейронов, в частности «подмена» функции естественных, вырабатываемых клетками нейропептидов, так называемых опиатов, эндорфинов. У человека, зависимого от ПАВ, выработка опиатов нарушается, а у хронических наркоманов и алкоголиков практически прекращается. Это приводит к развитию абстинентного синдрома и к необходимости «поиска дозы».

1.3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТЕЙ

Психологические особенности лиц с аддиктивным поведением включают такие характеристики как4:

сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;

скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;

внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;

стремление говорить неправду;

стремление обвинять других, зная, что они не виновны;

стремление уходить от ответственности в принятии решений;

стереотипность, повторяемость поведения;

зависимость;

тревожность;

стремление к уходу от реальности.

Перечисленные характеристики указывают на наличие инфантилизма, как основной составляющей лиц с зависимым поведением, который формируется в ходе индивидуального развития и социализации личности.

К собственно личностным характеристикам формирования инфантилизма можно отнести застревание на оральной стадии разви-

4 Руководство по аддиктологии / Под ред. В. Д. Менделевича. — СПб.:

Речь, 2007.

14

тия (по З. Фрейду) и в принципе фиксация на определенной стадии развития (Э. Эриксон), выраженность демонстрации механизма регрессии, садомазохистические наклонности, наличие внутриличностного конфликта, конформизм, наличие психопатий, внушаемость и склонность к подражанию, ригидность и упрямство, максимализм, эгоцентризм, нетерпеливость, яркость воображения, наивность, любопытство, склонность к риску и страх быть отверженным. Для подросткового возраста существенную роль при формировании зависимого поведения играют поведенческие подростковые реакции: реакция эмансипации как желание быть взрослым и реакция группирования со сверстниками, ради удовлетворения которой подросток способен не только начать злоупотреблять психоактивными веществами, но и пойти на преступление.

Социальные условия развития могут усугублять биологическую предрасположенность и личностные черты группы риска. Так, основополагающим для формирования зависимого поведения, по мнению бихевиористов, является склонность подражать при выработке социальных навыков. Если в ближайшем окружении ребенка или подростка находится человек, злоупотребляющий психоактивными веществами, то у наблюдателя повышается риск формирования аддиктивного поведения. Большую роль в развитии личности играют отношения с матерью. Так, отдельные авторы отмечают, что наличие симбиотической связи с матерью повышает впоследствии риск формирования аддикции. Отсутствие внутренних границ, которые опять же формируются в раннем детстве под воздействием родителей, также способствует формированию зависимостей.

Дисгармоничное воспитание в семье оказывает непосредственное влияние на заострение определенных черт характера и также является фактором, повышающим риск формирования зависимостей. Отсутствие эмоциональной связи с родителями, низкий уровень развитости эмоциональной сферы родителей замедляет эмоциональное развитие ребенка, что впоследствии может формировать инфантилизм эмоциональной сферы. Узость круга общения, невозможность выбора компании также толкает подростка к демонстрации девиантного, в том числе и аддиктивного, поведения. Этот перечень довольно разнообразен, и о нем можно гово-

15

рить достаточно долго. Поэтому остановимся на тех характеристиках, которые возможно изучить с помощью психодиагностических процедур.

Исследования акцентуаций характера и системы семейных отношений позволяют определить лиц группы риска. Так, среди акцентуаций характера и психопатий выделяют группу, представители которой наиболее часто демонстрируют аддиктивное поведение. В первую очередь к ним относятся эпилептоидная, неустойчивая, гипертимная и истероидная акцентуации характера.

Задания для самоконтроля

1.Дайте определение понятий «аддиктивное поведение» и «зависимое поведение».

2.Перечислите общие признаки зависимого поведения.

3.Определите основные характеристики аддиктивного поведения.

4.Приведите примеры социальных, медицинских и правовых последствий наркомании.

5.Охарактеризуйте биологические механизмы развития зависимостей.

6.Перечислите психологические особенности, характеризующие аддиктивную личность.

Вопросы для самостоятельного изучения темы

1.Теории развития аддиктивного поведения человека (генетическая, психодинамическая, системоориентированная, социальная, эпидемиологическая).

2.Личностные характеристики формирования инфантилизма (теории З. Фрэйда, Э. Эриксона).

3.Социальные и психологические предпосылки формирования аддиктивного поведения и зависимостей.

16

Глава 2

ЛИЧНОСТЬ ЗАВИСИМОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ

2.1. ПРИЗНАКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Мысль о наркотиках навязчиво всплывает в сознании наркомана. Тема разговора неуклонно возвращается к этому предмету, при этом отмечается эмоциональная заинтересованность. Лицо выражает удовольствие, мимика и выражение глаз оживленные, возникает мечтательная улыбка, увлеченность темой разговора о наркотиках. В предвкушении приема наркотиков для этих людей характерно волнение, которое проявляется в неусидчивости, оживленности, неспособности сосредоточиться на выполняемой работе, многоречивости. Если прием наркотиков по какой-то причине задерживается, такие люди испытывают неудовлетворенность, недовольство собой и окружающими, становятся раздражительными и неспособными к работе.

Состояние наркотического опьянения напоминает алкогольное (за исключением вызванного препаратами, приготовленными из мака), но без характерного запаха алкоголя изо рта. Общим признаком этого опьянения является эйфория, то есть повышенное настроение, безмятежное блаженство в сочетании с замедлением или ускорением мышления. Однако такое настроение неустойчиво и может сменяться недовольством. Опьяневшие оживлены, веселы, общительны, болтливы, громко разговаривают, назойливы. Нередко

17

возникает сексуальное возбуждение. В ряде случаев наблюдается заторможенность, опоздание с выполнением команд, оцепенение, вплоть до полного отключения, отсутствие реагирования на обращения.

Иногда при употреблении большой дозы наркотиков наступает полная потеря сознания на длительное время. Появляются расстройства координации. Движения становятся неточными, порывистыми, размашистыми. Опьяневший человек не может выполнять точные действия, для него характерно мелкое дрожание пальцев рук. Походка неуверенная, возможно пошатывание при ходьбе, резкие отклонения в стороны от выбранного направления движения. Мимика человека становится ярко выраженной. Речь смазанная, невнятная, «каша во рту», замедленная с внезапными остановками, непоследовательная (легко перескакивает с одной темы на другую). Излишняя жестикуляция (при диагностике следует обращать внимание на возможные нарушения почерка).

Лицо опьяневшего человека напоминает маску (обвисшие губы, полузакрытые веки). Зрачки расширены независимо от освещения, их реакция на свет вялая. В таком состоянии отмечается повышенная потливость, учащается или становится реже пульс, появляется бледность или покраснение лица. Когда действие препарата подходит к концу, наркоманы становятся вялыми, малоподвижными, безразличными к окружающему, пребывают в дремотном, заторможенном состоянии или впадают в глубокий сон. В это время разбудить их даже в дневное время достаточно сложно. При многих видах наркомании отмечается чувство голода, повышенный аппетит, переходящий в прожорливость.

Отличаются от перечисленных признаки наркотического опьянения, вызванные препаратами, приготовленными из мака (опий, экстракт маковой соломки, морфий, кодеин, омнопон, героин и др.)

Наиболее достоверный признак опийного опьянения — сужение зрачков, которые становятся размером со спичечную головку. Второй признак, не наблюдающийся при приеме других наркотических средств, — зуд кожи лица (особенно кончика носа) и верхней половины туловища. Наиболее ярко это проявляется при приеме кодеина, когда зуд настолько силен, что у наркоманов появляются

18

нарушения целостности кожи головы, шеи за ушами и верхней половины туловища. Третьим важным признаком является сухость кожи, в то время как при других видах наркотического опьянения выступает пот. Четвертый признак — отсутствие нарушения координации. При опийном опьянении мышление ускорено, речь быстрая и внятная. Нет раздражительности, злобности, как это бывает при алкогольном опьянении. Язык розовый, обложен беловатым налетом. Возможно угнетенное дыхание, запоры.

Кроме общих признаков, свойственных наркотическому опьянению, следует обращать внимание и на специфические, проявляющиеся только при определенном виде наркомании.

Так, при гашишном опьянении, вызванном приемом марихуаны, гашиша, гашишного масла, зрачки могут быть разного размера. Наблюдается покраснение лица, повышенный блеск глаз, дрожание не только рук, но и всего тела, сухость во рту. Человека в состоянии гашишного опьянения может охватывать беспричинный смех. Появляются нарушения чувства времени и пространства (несколько секунд для опьяневших тянутся как десятки минут, предметы увеличиваются или уменьшаются).

Даже в состоянии легкого наркотического опьянения снижается способность к формулировке суждений, решению логических задач и выполнению простейших логических действий. Для выявления наркотического состояния в результате употребления препаратов конопли рекомендуется использовать следующий прием: заставьте подозреваемого закрыть глаза и открыть их после того как, по его мнению, пройдет минута. В случае наркотического опьянения его отсчет времени будет сильно отличаться от реального.

Наркоманам кажется, что у них происходит изменение рук, ног, головы, всего тела, окраска предметов становится очень яркой, а звуки громкими (маленький шорох воспринимается как грохот).

Наблюдаются особенности поведения при курении наркотиков. Оно происходит, как правило, в группе. Курильщики чаще всего пользуются одной и той же сигаретой или «самокруткой». При курении в компании эмоции одного наркомана передаются всем, они заражаются смехом, плачем, кривляются. Внимание наркоманов

19

сосредоточивается только на тех, с кем они начинали употреблять наркотики. Как правило, они не реагируют на вновь пришедших.

При эфедроновой наркомании (эфедрон, первитин) отмечается отсутствие потребности во сне. Эти люди могут не спать по 5–6 суток. Возникают ощущения того, что волосы на голове растут, шевелятся, «становятся дыбом». Кожа бледная. Наркоманов мучает сухость во рту, они постоянно облизывают губы. Опьяневшему хочется сделать всем окружающим что-нибудь приятное, помочь всем нуждающимся. Им свойственно ощущение, что нет неразрешимых проблем, что все можно сделать. Опьяневшему безразлично, с кем говорить. Он навязчиво обращается с разговорами к окружающим, излишне откровенен, стремится поделиться своими необычными ощущениями. Этих людей тянет заниматься творческой деятельностью (писать стихи, рисовать и пр.), не свойственной им ранее.

При злоупотреблении лекарственными препаратами (циклодол, димедрол, пипольфен и др.) ускоряется речь, наблюдается беспричинная веселость, изменяется восприятие внешнего мира, нарушается ориентировка в пространстве и во времени, появляются иллюзии и галлюцинации, как правило зрительные, которые носят сценоподобный характер. При первых употреблениях возникает чувство страха, растерянности, но при систематическом приеме характерна эйфория, сопровождающаяся порозовением щек и губ на фоне бледного лица, непроизвольными движениями и судорожными подергиваниями мышц, изменением походки (ходьба на прямых ногах с выпрямленной спиной).

Большинство наркоманов равнодушны к своему внешнему облику, выглядят неряшливо, не заботятся о чистоте тела и одежды. У них отмечается подавленность воли, снижение интеллекта, неспособность сосредоточиться, быстрая утомляемость. Наркоманы не придерживаются моральных норм.

Для токсикоманов при употреблении летучих растворителей характерна потеря ориентировки во времени и пространстве. У них, как правило, возникают галлюцинации, чаще зрительные, в виде мультфильмов приятного содержания. От токсикомана во время опьянения исходит характерный химический запах. В разговоре у них нет должной серьезности, отсутствует чувство дистанции.

20