Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
бронза Европы.DOCX
Скачиваний:
7
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
38.11 Кб
Скачать

Южнорусские степи, Поволжье и Приуралье

Средний Стог и ямная культура. В середине IV тысячелетия до н.э. на восточной границе расселения племен трипольской культуры обитали племена со смешанным характером хозяйства, называемые культурой Средний Стог. Но условия обитания – лесостепная зона – делали более эффективным скотоводство, которое постепенно стало приобретать ведущую роль. Особенно следует отметить возрастающее значение в этих культурах лошади, которая на много веков вперед стала едва ли не главным домашним и одновременно культовым животным у большого количества степных племен, начиная с III тысячелетия до н.э. и вплоть до современности.

В эпоху энеолита в памятниках культуры Средний Стог широко распространен такой элемент погребального обряда как посыпание покойника охрой. В эпоху бронзы этот ритуал распространился на весь пояс степей. Не вполне ясно, возник ли он у разных племен независимо друг от друга или распространялся из единого центра. Древнейшие из известных археологии могил, дно которых было посыпано охрой, это – захоронение мальчика на Городцовской стоянке (верхний палеолит, близ Воронежа) и могила в Сунгире. Самый ранний достоверный случай засыпки охрой самого покойника – могила на территории неолитического «протогорода» Чатал-Хююка в Анатолии – относится к VII тыс. до н.э. Эти, казалось бы незначительные факты, на самом деле знаменуют собой какие-то важные перемены в мировоззрении древнейших обитателей степной Евразии, связанные в свою очередь с изменениями в общественных отношениях.

Другая, общая для многих степных культур особенность, – сооружение курганов, тоже впервые появляется в среднестоговской культуре, на самом восточном краю ее ареала – в степях между Доном, Волгой и Уралом (рис. 2.32). Здесь проходила зона территориального и хронологического контакта с древнеямной культурой или, как ее иногда называют, древнеямной культурно-исторической областью. Под этим названием объединяется несколько древних племенных групп, происхождение которых связывают и с трипольской культурой, и с местными поволжскими и приуральскими энеолитическими культурами.

Среди глиняных сосудов преобладают остродонные и круглодонные, иногда довольно больших объемов. Внешний вид и техника лепки очень сходны с керамикой афанасьевской культуры Южной Сибири (рис. 2.33). Преобладала ленточная технология лепки сосудов, на поверхность которых, наносился орнамент, имитирующий плетенку или состоящий из «елочного», гребенчатого или еще каких-либо близких по виду узоров.

Древнеямники имели весьма развитую мифологию, которую многие авторы вслед за американской исследовательницей М. Гимбутас считают протоиндоевропейской. Среди персонажей их мифологии прослеживается верховное женское божество, своего рода матерь-прародительница. Каким-то не совсем ясным образом она связана или ассоциирована с образом быка. Важное место в жизни племен древнеямной культуры занимал колесный транспорт – повозки о четырех колесах, в которые запрягали быков (парами или четверками). Поскольку остатки колесных повозок находят под насыпями курганов, нетрудно понять и их особую роль в мифологии древнеямников.

Широко известны антропоморфные стелы ямной культуры (рис. 2.34). Некоторые из них были найдены либо на курганах, либо при раскопках, в основном, в качестве перекрытий могил, т.е., скорее всего это – результат вторичного использования стел (рис. 2.35).

Известный филолог-классик А. И. Зайцев высказал интересную гипотезу о соответствии древнеямных изваяний эпической формуле протоиндоевропецев «неувядаемая слава» (рис. 2.36). Ямные стелы и возможно более поздние изваяния эпохи бронзы южнорусских степей сопоставимы с синхронными им, подобными же каменными «идолами» из Западной Европы (Франция, Испания, Италия, Германия, рис. 2.37). Отразились ли в них какие-то взаимные влияния или это – результат общечеловеческих представлений о символах увековечения, пока остается только догадываться.

Люди древнеямной культуры были рослыми, широколицыми с теми особенностями антропологического типа, которые считаются типично европеоидными (рис. 2.38). Сама жизнь ямников, обусловленная разведением и содержанием больших табунов лошадей и стад крупного и мелкого скота, требовала высокого уровня мобильности и активного поиска угодий, способных этот скот прокормить. Они постоянно вступали во взаимодействие с соседями, что, несомненно, способствовало обмену не только хозяйственными навыками и материальными средствами, но и элементами духовного и культурного потенциала. Наиболее ранние контакты заметны с трипольцами на юго-западе и с культурами Северного Кавказа на юге. Похоже, что и курганный обряд погребения умерших, и связанный с ним ритуал появился на Северном Кавказе под влиянием древнеямной культуры.

Волосовская культура. Лесостепное и лесное пространство от Верхнего Поволжья до Прикамья в III – II тыс. до н.э. занимали племена волосовской культуры, открытой и описанной В. А. Городцовым на основе раскопанных им Волосовской и Панфиловской стоянок. Это была типичная лесная, охотничье-рыболовческая культура. От нее осталось много поселений с большим количеством жилищ и с бытовым инвентарем, т.е. с керамикой, каменными и костяными орудиями. Среди находок были и многочисленные фигурки, сделанные из камня, как, например, кремневая статуэтка человека с поселения Сахтыш (рис. 2.39), кремневая статуэтка собаки с поселения Юртик (рис. 2.40) или фигурка гуся или лебедя из кости с поселения Ивановское VII (рис. 2.41). Изобразительная традиция волосовской культуры своеобразна и явно местного происхождения. Для того, чтобы изготовить маленькую (3 – 5 см) фигурку из кремня, да еще так, чтобы легко распознавалась собака, птица или рыба, требовалось очень высокое мастерство.

Кавказ

Если пояс степей Евразии был связующим звеном между культурами Востока и Запада, то близкую функцию своеобразного проводника культурных достижений мировых цивилизаций и их продвижения в степь выполнял Кавказ. Здесь был один из очагов зарождения и развития земледелия и пастушеского скотоводства.

Майкопская культура.  Название культуры происходит от того, что огромный (высота около 11 м), курган Ошад, раскопанный Н. И. Веселовским (рис. 2.42) в 1897 г., находился в г. Майкопе. Здесь было найдено много изобразительных материалов: гравировки на серебряных сосудах, золотые бляшки в виде львов (рис. 2.43) массивные бронзовые и золотые фигурки быков со сквозным отверстием в спине (рис. 2.44). Быки, «нанизанные» на шесты, на которых держался балдахин над могилой (рис. 2.43а), по-видимому, имитировали настоящих быков, принесенных в жертву в ходе погребальной церемонии (рис. 2.45). Очень интересны серебряные сосуды из большого кургана с чеканными и гравированными изображениями животных и птиц (рис. 2.46). На венчике одного из них (рис. 2.47) изображены ломаные линии, которые некоторыми исследователями трактуются как горный пейзаж (рис. 2.48). На втором сосуде изображена вереница животных, в которой чередуются хищники и копытные (рис. 2.49).

Майкопская культура Северного Кавказа насчитывает сотни курганов и десятки поселений, но нигде не было таких высокохудожественных изделий. Они позволяют соотнести Майкопский курган с памятниками ранней бронзы Переднего Востока, в частности, с «царскими» гробницами Аладжа-Хююка.

Кобанская культура.  В горной и предгорной полосах центральной части Северного Кавказа был исследован ряд поселений и могильников эпохи поздней бронзы, т.е. рубежа II и I тыс. до н.э. Поскольку первые находки были сделаны у аула Кобан в Северной Осетии, эти памятники были названы кобанской культурой. В 1869 г. паводок на р.Гизельдон разрушил берег около аула, и в обнажениях местные жители находили торчащие человеческие кости и бронзовые предметы. В 1881 г. граф А. С. Уваров (рис. 2.50), выступая с докладом на V археологическом съезде в Тифлисе, высказал предположение о том, что эти предметы относятся к I тыс. до н.э., что в дальнейшем и подтвердилось. Кобанскую культуру изучали Е. И. Крупнов (рис. 2.51) и Е. Н. Черных, который установил местное происхождение кобанской бронзы. В результате самовольных раскопок в конце XIX в., много кобанских вещей было продано в музеи Европы.

Для кобанской бронзовой пластики характерны фигурки скачущих лошадей (рис. 2.52), бронзовые топоры (рис. 2.53) вычурных форм (рис. 2.54) с гравировками на лезвиях (рис. 2.55) и другие предметы с изображениями (рис. 2.56).