Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
бронза С.Азия В. Сибирь.DOCX
Скачиваний:
15
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
40.29 Кб
Скачать

Искусство эпохи бронзы

Средняя Азия

Географические условия Средней Азии способствовали тому, чтобы здесь с глубокой древности сложились два типа культур: оседло-земледельческие в оазисах и достаточно влажных предгорьях и скотоводческие в засушливых степных и в контрастных по климату горных районах. Жили они в тесном взаимодействии. Например, контакты древнеямных племен с оседлыми земледельцами юга Средней Азии зафиксированы в ряде памятников пограничного характера, т.е. содержащих в себе черты и земледельческих, и степных культур (например, культура Заманбаба в низовьях Зеравшана).

Хотя искусство напрямую не зависит от экономики и хозяйства, но образ жизни и сложившееся на его основе мировоззрение, разумеется, накладывают свой отпечаток на изобразительную деятельность. Между всеми оседло-земледельческими культурами эпохи энеолита и бронзы, включая те, которые никогда не могли контактировать между собой, наблюдается более или менее отчетливое типологическое сходство. Южная Европа, Причерноморье, Закавказье, Средняя Азия, Египет, Месопотамия, Иран, Афганистан, Индия, Китай и далее, через Тихий Океан, Мезоамерика, – все это регионы культур расписной керамики и глиняной пластики. При всех местных особенностях, в них много общего.

Расписная керамика.  Наиболее интересный и богатый материал по древней изобразительной деятельности дали раскопки в Южной Туркмении (В. М. Массон, В. И. Сарианиди, И. Н. Хлопин и др.). В общей массе глиняной посуды раскрашенная занимает далеко не главное место (около 20 %), но именно она создает особый облик земледельческих культур. В орнаментации керамики юга Средней Азии четко прослеживается два типа узоров: абстрактный геометрический и фигуративный с использованием схематизированных изображений людей, животных и растений. Керамика первого типа украшена ритмично повторяющимися мотивами креста, ромба, треугольника и других геометрических фигур (рис. 2.118, 2.119). Этими мотивами украшается не только керамика, но и другие предметы (рис. 2.120). Сосуды второго типа расписаны стилизованными фигурами животных и схематическими изображениями растений (рис. 2.121). Нетрудно убедиться, что и в трипольской керамике (см. выше) было похожее соотношение сюжетов. Примерно то же можно видеть и в керамике других раннеземледельческих культур (рис. 2.122). Этот феномен пока не нашел достаточно полного объяснения. Вероятно, здесь действовали какие-то глобальные особенности: земледельцы раньше и лучше, чем скотоводы освоили навыки обращения с глиной, минеральными и органическими красителями и т.п.

Мелкая пластика.  Большинство предметов среднеазиатской мелкой пластики это – терракота, т.е. изделия из глины, далеко не всегда обожженной. Встречаются также фигурки из металла, мягкого камня и мраморовидного известняка. Специалисты считают, что среди статуэток прослеживается два основных типа: наспех вылепленные фигурки (рис. 2.123) и сделанные тщательно, обожженные и расписанные различными знаками и узорами (рис. 2.124). Терракотовые фигурки украшались не только росписью, но и различными налепами, имитирующими прически и украшения (рис. 2.125, 2.126). Общая характеристика эволюции статуэток представлена на схеме В. М. Массона и В. И. Сарианиди (рис. 2.127).

К предметам мелкой пластики относится уникальный каменный амулет, найденный В. И. Сарианиди при раскопках поселения эпохи поздней бронзы Тоголок-21 в древней дельте Мургаба (юго-восточные Каракумы, рис. 2.128). На одной стороне амулета тонкой резьбой в рельефе изображен верблюд с повернутой назад головой, на другой – скачущий разъяренный бык. Сзади быка край обломан, но видны ноги падающего человека (еще одна «коррида»?).

Петроглифы. Количество комплексов петроглифов на территории Средней Азии, особенно, – в ее предгорных и горных районах пока не поддается даже приблизительному учету. Во всяком случае, их сотни. По предварительной оценке – около 300. Степень их изученности очень неравномерна. Судя по тому, что в каждый новый полевой сезон, обнаруживаются новые памятники, надо полагать, что их количество будет возрастать. Некоторые из них уже были рассмотрены в главе 1 (Шахты, Зараут-Камар), к другим мы вернемся в главе 3. Здесь же речь пойдет об изображениях более или менее надежно датированных эпохой бронзы.

На юге Казахстана, к северо-западу от г. Джамбула протянулся хребет Каратау. Петроглифы здесь известны давно (Кастанье, 1910; Агеева, 1950). Подробное исследование и публикация принадлежит М. К. Кадырбаеву и А. Н. Марьяшеву (1977). Ими было учтено более 1200 плоскостей с более, чем 3000 изображений. Особый интерес представляют собой рисунки повозок и колесниц, запряженных лошадьми, верблюдами и другими животными (рис. 2.129). Датируются они эпохой бронзы.

В юго-западной части Чу-Илийских гор в 160 км на северо-запад от Алматы находится ущелье Тамгалы (рис. 2.129а). Исследования здесь вели А. Г. Максимова (1957), А. Н. Марьяшев, А. С. Ермолаева (1981), Ю. Н. Голендухин, Я. А. Шер (1978) и другие авторы. Наибольший вклад в изучение этого памятника и превращение его в музей-заповедник внес А. Е. Рогожинский. Среди большого количества разновременных петроглифов к эпохе бронзы относятся такие сюжеты как столкновение с быком («коррида», рис. 2.130) и изображения колесниц. Тамгалы – первый на постсоветском пространстве петроглифический памятник, включенный в список культурного наследия (подробнее см. гл. 4).

В Ферганском хребте на высоте более 3 тыс. м над уровнем моря есть перевал Кугарт, по которому проходит караванная тропа, соединяющий Фергану с долиной Нарына. Перевал свободен от снега и открыт 1,5-2 месяца в году. На нарынском склоне близ перевала вокруг небольшого ледникового озерка на скалах и крупных камнях сосредоточено около 9000 изображений на сравнительно небольшом пространстве. Это урочище и сейчас у местных жителей считается священным и называется Саймалы-Таш (узорчатый камень). Памятник открыт в 1902 г. топографом Н. Г. Хлудовым. Первая публикация принадлежит И. Т. Пославскому. Памятник изучался А. Н. Бернштамом, А. Н. Марьяшевым, Я. А. Шером К. И. Ташбаевой, А.-П. Франкфором и другими исследователями. Первая схема классификации петроглифов Саймалы-Таша была создана А. Н. Бернштамом (1952) и с тех пор практически не изменялась. Среди примерно 9 тысяч изображений, особый интерес вызывают те, которые имеют явно сюжетный и мифологический характер.

Здесь зафиксировано более 60 изображений упряжек (рис. 2.131) животных с повозками и колесницами (рис. 2.132). Особенно интересны упряжки непарных животных (рис. 2.133, подробнее о смысле этих изображений см. гл.4). Встречаются здесь и изображения «солнцеголовых» персонажей (рис. 2.134), сцены эротического содержания, «шаманские пляски» (рис. 2.135) и др. Основная масса изображений относится к бронзовому веку и датируется в пределах III-II тыс. до н.э.

Близкий по характеру памятник находится в горах Таласского Алатау, тоже недалеко от перевала на высоте более 2000 м над уровнем моря в верховье ущелья Каман-Су. Однако здесь намного меньше изображений, чем на Саймалы-Таше. Тропа ведет из долины Таласа к Чаткалу и далее в Фергану. Вытянутый скальный известняковый массив настолько заполирован ветрами и осадками, что его поверхность ослепительно сверкает под солнечными лучами (рис. 2.136). Отсюда – местное название Жалтырак-Таш (блестящий камень). Вся поверхность массива покрыта петроглифами, по крайней мере, трех разных эпох: эпохи бронзы, скифского времени и раннего средневековья. К эпохе бронзы относятся изображения колесниц и солярных знаков (рис. 2.137). Местами их перекрывают рисунки скифского времени (рис. 2.138).

На Памире вдоль северных склонов Аличурского хребта на правом берегу р. Северная Акжилга на высоте 3800 м над уровнем моря В. А. Ранов исследовал около сотни наскальных рисунков и часть из них опубликовал. Этот комплекс получил название Акджилга.  Здесь особенно интересны 4 расположенных вряд изображения колесниц (рис. 2.139). Три из них с возничими, идущими сзади, одна без возничего и еще одна без возничего – отдельно от этих четырех (рис. 2.140). Судя по размерам колес со спицами, эти изображения относятся ко II тыс. до н.э.

В северо-западных отрогах Зеравшанского хребта близ г. Навои, в ущелье Сармыш-сай на протяжении ряда лет изучается большой комплекс петроглифов сначала Д. Кабировым, затем М. Худжоназаровым совместно с А. Розвадовским. Среди постоянно встречающихся в Средней Азии образов людей, лошадей, быков, горных козлов и др., здесь встречаются рисунки с не совсем обычными стилистическими особенностями. Так, например, своеобразны манеры изображения быков: от экспрессивных и динамичных (рис. 2.141) до статичных и грузных (рис. 2.142). Встречаются также и изображения колесниц (рис. 2.143).

В данном разделе приведена очень незначительная часть изобразительных памятников Средней Азии эпохи бронзы. Их несоизмеримо больше. В представленных здесь материалах отражены основные их разновидности.