Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

аль-Газали - Возрождение религиозных наук 2007

.pdf
Скачиваний:
27
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
2.76 Mб
Скачать

Книга знания, глава третья

«Удивления достоин тот, кто своим богом избрал свою страсть» (Коран, 45: 23).

Пророк сказал:

))ىوَهلاَوهلاعتهللاِدنعِضرلافدَبِعُهلإضغبأُ ((

Самое отвратительнейшее для Аллаха из божеств, которому поклонялись на земле, – это страсть.

И в действительности, кто хорошо поразмыслит, тот поймет, что поклоняющийся идолу поклоняется не идоллу, но своей страсти, ибо его душа (нафс) склоняется к вереегоотцов,ионследуетэтойсклонности.Склонность же его души (нафс) к привычному – одно из проявлений того, что называют страстью.

Из такого уровня Единобожия [человека] выводит также гнев [на людей] и обращение к ним [в каких-либо делах]. Ведь кто знает, что все от Аллаха , как может он гневаться на прочее? Поистине, Единобожие есть обоззначение этой степени познания Аллаха, которая и есть степень сиддикун. Посмотри, во что оно (слово «Единоббожие») превращено и как стали довольствоваться оболлочкой вместо сердцевины! Каким образом в качестве средства для самовосхваления и бахвальства [ныне] сталли пользоваться тем, чье название достохвально, наряду со сведением на нет того смысла [Единобожия], которое действительно заслуживает похвалы. И это подобно нессостоятельности того, кто встает рано утром, оборачиввается к кибле (Каабе) и говорит: «Я обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, поклоняясь Ему чисто». Такова первая ложь, с которой каждый день он начинает разговаривать с Аллахом, если лик сердца его [со всей искренностью] не обращен исключительно к Всевышнему Аллаху. Ведь если он имеет в виду под лик-

171

«Ихйа’‘улум ад-дин» том I, часть I

ком [свое] внешнее лицо, [а не лик сердца], то обратит он свойликтолькокКаабе,отвратившисьотдругихнаправллений. [Направление] же к Каабе не представляет собой обращения к Тому, Кто сотворил небеса и землю, чтобы обращающийся своим лицом к ней (к Каабе) являлся обрращающимся лицом к Нему, ибо Аллах выше того, чтоббы Его ограничивали направления и стороны. Если он имел в виду под этим лик сердца, что и есть требуемое для поклонения им (сердцем), то как же он может быть правдивым в своих словах, если его сердце мечется средди мирских желаний и потребностей и нацелено на изоббретение средств к собиранию богатств, достижению выссокого положения и приумножению способов для этого. Все его существо всецело направлено на это. Так когда же он обратит свой лик к Тому, Который сотворил небесса и землю?! Эти благородные слова – весть о сущности Единобожия. Истинный единобожник – это тот, кто не видит никого, кроме Единственного и обращает свой лик только к Нему. Это есть следование словам Всевышнего:

نوَبعَلْيَمْهضوخَفمْهُرذَمَّاثُهللاُلِقُ

ُ ِِْ ِ ْ

«Скажи: “Аллах!” Потом оставь их забавляться в их пустых разговорах» (Коран, 6: 91).

Под этим не имеется в виду словесное признание, посскольку язык – толмач: порой говорит правду, а порой говворит ложь. Однако же место взгляда Всевышнего Аллаха

мутарджам ‘анху – это сердце человека, которое есть местонахождение истинного Единобожия и его источник.

Четвертое название зикр (богопоминание) и увещеввание (тазкир). Всевышний Аллах говорит:

يننَِمؤْمُلاْعُفنَتَىركْذلاِّنَّاإفركذوِّ

َ ِْ

172

Книга знания, глава третья

«Увещевай, ибо увещевание помогает верующим!» (Кор-

ран, 51:55).

Опохвальностисобранийдлябогопоминания(зикр)[1] говорят многочисленные хадисы, такие как это высказыввание Пророка :

))ركْذلاسلاجم(( :لاق؟ةنجلاّضايرُ امو:ليق,))اوعترافةنجلاّضايرب مْتررمُ اذإ((

ِِ

Если будете проходить мимо райских садов, то насслаждайтесь там.

Его спросили:

А что это – райские сады? Он ответил:

Круг [людей, собравшихся для] зикра.

В[другом] хадисе говорится:

ركذلاْ سلاجم اوأر اذإ قلخلا ةكئلم ىوسِايندلا فى ينحايس ةكئلمً لاعت هلل نإّ((

لاأ ، نوعمتسي و مهب نوفحيّ و مهنوتأيف مكتيغب لإ اوملهلاأّ ًاضعبْمهضعب يداني ))مكسفنأاوركذّوهللااوركذاف

Поистине, у Аллаха есть ангелы, путешествующие по миру, не считая ангелов людей[2], которые, если увиддят собрания богопоминания (зикр), то кричат друг друггу: «Идите к тому, к чему вы стремитесь!», приходят к [участникамсобрания],окружаютихислушают.Такчто поминайте Аллаха и напоминайте самим себе [о Нем]!

Это превратилось ныне в то, что ты видишь у большшинствапроповедниковнашеговремени,которыеусердсствуют в том, и это – рассказы, стихи, [искусственные] речения (шатх) и тамат. Что же до рассказов, то это

[1]  Зикр – богопоминание как способ Богопознания; богопоминание как прославление Бога. Отправляется в индивидуальном или коллективном порядке. [2]  Ангелов, записывающих людские деяния.

173

«Ихйа’‘улум ад-дин» том I, часть I

нововведение (бида) [в религии]. Сохранился запрет первых, [праведных предшественников] сидеть и слушать рассказчиков (куссас)[1]. Они (первые мусульммане) говорили: «Этого не было во времена Посланника Аллаха, Пророка , и во времена [халифов] Абу Бакра ас-Сиддика и ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен ими Аллах! Потом явилась смута (фитна), и появились рассказчики-куссас».

Передают, что Ибн ‘Умар [ибн аль-Хаттаб], да будет Аллах доволен ими обоими, вышел [однажды] из мечети и сказал: «Ничто не заставило меня выйти, кроме расссказчика (касс). Если бы не он, я бы не вышел оттуда». [Муфтий Сирии] Дамра ибн Раби‘а ар-Рамли Абу ‘Абд ар-Рахман сообщил: «Я спросил Суфьяна ас-Саври: “Примем ли рассказчика, обратив к нему свои лица [для слушания]?” Он в ответ сказал: “Обратите спины свои к нововведениям (бид‘а)!”». Ибн ‘Аун поведал: «Как-то я вошел к Ибн Сирину[2], и он спросил: “Что нового было сегодня?” Я сказал: “Амир [аль-му’минин][3] запретил рассказчикам-куссас [располагаться в мечетях и] расссказывать [предания]”. Тогда он молвил: “Он преуспел в правильном деле”». Однажды [ученый Сулайман ибн Михран] аль-А‘маш[4] зашел в соборную мечеть Басры и увидел рассказчика-касса, ведущего свой рассказ и говор- рящего:«Рассказывалмнеаль-А‘маш...».Тогдааль-А‘маш

[1]  Имеются в виду рассказы так называемых куссас (ед. ч. касс), людей, подрабатывавших, сидя в мечетях или на базарах, пересказом сообщений о Пророке Мухаммаде и его сподвижниках.

[2]  Абу Бакр Мухаммад ибн Сирин (ум. в 110/728) – исламский ученый первых вековислама,собирательипередатчикхадисов.Известенкакавторсочинения о толковании снов.

[3]  То есть правящий халиф.

[4]  Сулайман ибн Михран аль-А‘маш (ум. в 148/765) – мухаддис (хадисовед) из Куфы.

174

Книга знания, глава третья

стал в середину круга [слушающих] и стал выщипывать волосы из своей подмышки. Тут рассказчик сказал: «О шейх, и не стыдно тебе?» Он сказал: «За что? Я [следую] Сунне [Пророка Мухаммада], а ты [пребываешь] во лжи. Я аль-А‘маш, и я не рассказывал тебе ничего из этого». Ахмад ибн Ханбал сказал: «Наиболее лживы рассказчик- ки-куссас и попрошайки».

‘Али ибн Абу Талиб изгнал рассказчиков-куссас из соборной мечети Басры. Когда же он услышал речи аль-Хасана аль-Басри, то не прогнал его, ибо [аль-Хас- сан] проповедовал знание о будущей жизни и размышллениях о смерти, предупреждал о пороках человеческой души (нафс), об опасностях, что губят поступки людей, о кознях шайтана и учил, как уберечься от них, напоминнал о благодеяниях и милостях Господних и нерадивоссти раба Божьего в деле благодарения [Господа своего], разъяснял низменную природу земного мира, указывая на его пороки, его бренность и недолговечность, говорил об опасностях того света и ужасах его. Вот это и является достохвальным увещеванием (тазкир), одобряемым реллигиозным Законом (Шариат). О побуждении к этому говорится в переданном Абу Зарром хадисе Пророка, который сказал: «Присутствие на собрании богопоминнания (зикр) лучше молитвы в тысячу рака‘атов. Приссутствие на ученом собрании лучше посещения тысячи больных. Присутствие на ученом собрании лучше приссутствия на тысяче похорон». Его спросили: «О ПосланнникАллаха,лучшеичтенияКорана?»Онответил:«Принносит ли чтение Корана пользу без знания?» [см. выше]. [Абу Мухаммад] ‘Ата’ [ибн Абу Раббах], да смилуется над ним Аллах, сказал: «Собрание для богопоминания (зикр) искупает [грех посещения] семидесяти собраний для развлечений». Любители красноречия [из числа расс-

175

«Ихйа’‘улум ад-дин» том I, часть I

сказчиков] избрали эти хадисы как довод для очищения своих душ (нафс) и перенесли понятие «увещевание» (тазкир) на свои измышления. Они сбились с пути досстохвального богопоминания (зикр) и занялись россказннями, к которым примешиваются противоречия, с добавллениями и выпадениями. Они [эти россказни] выводят из рассказов, приводимых в Коране, и к ним добавляют [много вымышленного]. [Есть такие] рассказы, слушать которые полезно, и [есть] такие, которые слушать вреднно, хотя они и правдивы. Кто же откроет для себя эту дверь, для того правда смешается с ложью, а полезное с вредным. Отсюда проистекает запрет этого. Поэтому Ахмад ибн Ханбал, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Как же нуждаются люди в правдивом рассказчике!»

Дозволенное из рассказов

Если же рассказ относится к рассказам о пророках, мир им, касательно их (мусульман) веры и если расссказчик правдив [и излагает рассказ] в правильной переддаче, то не вижу я в этом вреда. Пусть же остерегается [рассказчик] лжи и повествования о событиях, что наммекают на оплошности [пророков] или допущение ими послаблений, смысла которых не в силах понять просстые верующие, или же [не в силах понять того], что это представляет собой [рассказ] о [некоей] очень редкой оплошности, за которой последовало прощение, после чего она заменилась благими деяниями. Ведь простой верующий оправдывает этим [рассказом] свои собственнные погрешности и попустительства и готовит себе в этом оправдание, доказывая, что такое-то было рассказан- ноонекоемшейхеинекоемвеликоммуже,–что,мол,все мы подвержены непослушанию, и если я не повиновался

176

Книга знания, глава третья

Всевышнему Аллаху, то не повиновался Ему и тот, кто выше меня. Это приводит [невежду] к дерзости против Всевышнего Аллаха с неведомой ему стороны. Если же соблюсти два этих предостережения, то нет в этом вреда. Тогда происходит возврат к достохвальным рассказам, к тем из них, что включает в себя Коран, и к хадисам, досстоверность которых подтверждают сборники «Сахих».

Среди людей находится и такой, кто полагает позволлительным составление историй, что побуждают людей к покорности [Богу], и утверждает, что цель его в [соччинении таких историй] – призывать народ к Господу Богу. Однако это – из дьявольских происков. Поистине, правда сама достаточна без лжи, а в том, что рассказал Всевышний Аллах [в Коране] и Его Посланник [в хаддисах], есть достаточность, чтобы не нуждаться в сочиннительстве и придумывании от себя в проповедях. Как жеиначе,ведьпорицаемаискусственностьрифмованной прозы (садж‘), и расценивается это [как разновидность] неестественности и деланности. Са‘д ибн Аби Вакас сказал своему сыну ‘Умару, услышав, как тот употребляеет рифмованную прозу: «Поистине, это вселяет в меня гнев на тебя. Да не исполню я просьбы твоей никогда, пока ты не раскаешься!» А тот как раз пришел попросить его о чем-то. Пророк сказал ‘Абдаллаху ибн Равахе о рифмованной прозе в трех словах:

))ةحاورَ نباَايعَجسلاْ وكاَيإّ((

Сторонись рифмованной прозы, Ибн Раваха!

Ведь порицаемая искусственная рифмованная проза состоит из более чем двух [рифмованных] слов. Поэтому, когданекийчеловекспросил[рифмованнымистихами]кассательнокомпенсациизаубийство(дийа)зародыша[вжив-

177

«Ихйа’‘улум ад-дин» том I, часть I

вотеубитойбеременнойженщины]:«Какуплатиммыдийа за того, кто не пил, не ел, не кричал и не издал крика при рождении,ведьподобноенеотмщается?»,Пророк сказал:

))بارعلاِ عِجسكْ عٌجَسَأ((

Произносишьрифмованнуюпрозу,как арабы-бедуины?!

Что же до стихов, то обилие их в наставлениях и увещщеваниях порицаемо. Всевышний Аллах говорит:

 

 

 

ُ

َ َ

 

 

 

 

َ

 

 

َ

َ َْ

ُّ

 

 

ِّ

َّا

 

نوميُهيَداوَلكفمْهُنأرتمْلأ

نوواُغلامُهُعُبتّيَءارعَشلاوَ

 

 

ٍِ

ِ

َ

 

 

ِ َ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«И поэты – за ними следуют глубокие невежды. Разве ты не видишь, что они по всем долинам мечутся»

(Коран, 26:224 – 225).

Всевышний говорит:

هُلَيغِبنَيَامَوَرَعْشلاِّهاُنَمْلّعَاَموَا

«Мынеучилиегостихам,инедлянегоэто»(Коран,36:69).

Чаще всего проповедники приводят такие стихи, котторые описывают любовь, чрезмерную красоту возлюббленного, радость соединения и боль разлуки. На [такком] собрании бывают только невежды (‘авамм), души коих переполнены страстями, а сердца непрестанно обрращаются к прекрасным образам. Таким образом, стихи возбуждают в их сердцах только то, что спрятано там, и в них возгорается огонь страстей. [Cобравшиеся] непроиизвольно вскрикивают и впадают в искусственный эксттаз. Все это в большинстве в своем есть разновидность развращенности и порока. Таким образом, из поэзии следдует использовать только то, в чем содержится наставленние или мудрость, в качестве доказательства и наглядногго примера. Пророк говорил:

178

Книга знания, глава третья

))ةمًكْحلَرعْشلانمنإّ((

ِِِ

Поистине, и в поэзии есть мудрость.

И если бы в собрании находились избранные люди, которые были бы доподлинно известны своей любовью к Аллаху, и если бы не было с ними других, то таким не повредили бы стихи, буквальное значение которых указзывает на качества [натуры человека], – ведь слушающщий низводит все, что слышит, на то [богоданное состоянние], что владеет его сердцем, как это будет исследовано в «Книге о радениях (сама‘)». Поэтому аль-Джунайд, да смилуется над ним Аллах, говорил с людьми, если их было около десяти человек. Если же было их много, то он не разговаривал. И количество собравшихся на его собрании никогда не достигало двадцати участников. [Однажды] сообщество мужей пришло к двери дома Ибн Салима[1]. Его попросили: «Скажи слово, ведь пришлли сподвижники твои». Он в ответ сказал: «Нет, это не сподвижники мои, но завсегдатаи собрания. Сподвижнники же мои – избранные [Богом] люди (хавасс)».

Что же касается шатха[2], то под ним мы имеем в виду

[1]  Абу Хасан Мухаммад ибн Салим аль-Басри – один из учителей суфия АбуТалиба аль-Макки (ум. 389/998), автора трактата «Кут аль-кулуб».

[2]  Шатх (мн. ч. шатахат ) – высказывание во время переживания состоянния Богопознания «фана’». Истинные суфии могут высказать такие слова неппроизвольно, в состоянии аффекта, «опьянения» от Богопознания. Например, аль-Халладж, Абу аль-Мугис аль-Хусайн ибн Мансур (ок. 245 – 309/858 – 921), выдающийся суфий, сказал: «Ана аль-Хакк» (Я – Бог), когда был в экстатичесском состоянии аффекта, утратил ощущение своего «Я», перестал видеть все опосредующие причинные связи явлений и полностью погрузился в созерцан- ниеВсевышнего.Осостоянии«фана’»см.аль-Кушайри.Ар-Рисалааль-кушайр- рийа. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-‘илмийа, 1998, стр. 102-104; Хасан-Афанди Хильми. Аль-Бурудж ал-мушаййада. Дамаск: Дар ан-ну‘ман ли-л-‘улум, 1996, стр. 138. Такие слова намеренно высказывают и псевдосуфии с претензиями надостижение имивысокогосостояния, прикоторомонибудтобытакприблиз- зилиськАллаху,чтонеосталосьзавесымеждунимииАллахом,–иякобыони

179

«Ихйа’‘улум ад-дин» том I, часть I

две разновидности речений, которые ввели некоторые псевдосуфии.

Однаизних–этоутверждениясдалекоидущимиприт- тязаниямивлюбвикВсевышнемуАллахуивдостижении познания Его, избавляющими [их] от исполнения явных обязательных религиозных предписаний, так что даже некоторые из них дошли до высказывания притязаний на [возможность] буквального соединения (иттихад) [с Богом], отсутствия завесы (хиджаб), [скрывающей Его], лицезрения [Бога] воочию и словесного общения [с Ним]. И они говорят: «Сказано было нам [Богом] то-то, а мы ответили то-то». В этом они уподобляются аль-Хусайну ибн Мансуру аль-Халладжу, который был распят за произнесение слов подобного рода. [Они] привводят в качестве свидетельства слова [аль-Халладжа]: «Я – Бог» (ана аль-Хакк) и также то, что рассказывают об Абу Язиде аль-Бастами[1], будто он сказал: «Субхани, Субхани» (Я пречист от любых недостатков, присущих сотворенным! Я пречист…!). Это есть разновидность реччений, вред которых велик для простых верующих, ведь даже некое общество крестьян забросило свое занятие землепашеством и занялось высказыванием подобных притязаний. Поистине, нрав [людской] наслаждается подобными речениями, так как в них – бездействие в покклонениивместеспретензияминадостижениеочищения души (нафс), а также на достижение высоких ступеней (макамат) [на Пути к Богу] и [богоданных] состояний

получили освобождение от совершения обязательных религиозных предписанний (фара’ид), и что даже достигли слияния с Аллахом, что является явным заблуждением и проявлением куфра (неверия). Абу Ну‘айм аль-Исбахани в книге «Аль-Хилья аль-авлийа’», аль-Кади ‘Ияз в книге «Шифа’» и др.

[1]  АбуЯзидТайфурибн‘Исааль-Бистами(ум.в875г.похр.л.)–выдающийс- ся суфий. Родом из города Бистам (Иран).

180