Скачиваний:
69
Добавлен:
30.05.2014
Размер:
74.75 Кб
Скачать

ГЛАВА 2.6

Везикулярный стоматит

ЭЛИЗАБЕТ Л. МАМФОРД

Форт Коллинс, Колорадо

Везикулярный стоматит (VS) представляет собой вирусное заболевание лошадей и крупного рогатого скота и встречается исключительно в западном полушарии. Данное заболевание характеризуется появлением везикул, язв и эрозий, расположенным в основном на языке, слизистой ротовой и носовой полостей и коронарных фасциях.

VS вызывается инфекцией одного из двух серотипов вируса везикулярного стоматита (VSV): индианского (VSV-Indiana) или Нью-Джерсийского (VSV-New-Jersey). Эти РНК содержащие вирусы рода Vesiculovirus семейства Rhabdoviridae. Известны другие везикуловирусы и VSV-подтипы (например, Cocal, Alagoas, Chandipura, Piry, Isfahan, Chalcaqui), которые вызывают заболевание человека и животных Южной Америки, Индии и Ирана.

VSV вызывают заболевания лошадей и других однокопытных животных, а так же крупного рогатого скота, свиней и лам. Лошади бывают более восприимчивы к заражению VSV, появлению клинических признаков VS или и тому, и другому, чем крупный рогатый скот. VS является зоонозным заболеванием и может вызывать гриппоподобную инфекцию у людей, работающих в непосредственном контакте с инфицированными животными. Имеются серологические подтверждения о поражении данным вирусом многих других видов животных, в том числе хлопковых хомяков, койотов, оленей, белоногих хомяков, уток, собак, обезьян, лосей, коз, вилорогих антилоп, енотов, индюков и древесных крыс.

Уровень заболеваемости у лошадей, как видно по серологическим данным или наличию клинических признаков заболевания, в значительной степени различен в каждых конкретных владениях во время вспышек. В одном владении животные могут болеть, а в соседнем владении оставаться здоровыми. Уровень заражения (определяемый серологическим путем) часто составляет 80-100 %; однако, лишь у 30 % инфицированных животных в питомниках проявляются клинические признаки. Гораздо чаще клинические признаки заболевания наблюдаются у лошадей, находящихся на пастбище, что может быть следствием более активного воздействия инфекции или результатом других факторов, связанных с пастбищным содержанием, которые либо усиливают патогенность данного вируса (например, более эффективный способ передачи вируса), либо восприимчивость к нему лошадей (например, увеличивается количество ссадин на слизистых). У животных имеются индивидуальные факторы, способствующие восприимчивости к инфекции и развитию клинических признаков заболевания, и таким образом лошади, за которыми одинаково ухаживают, не обязательно будут болеть одинаково. Например, у жеребят моложе 1 года реже возникают клинические признаки, хотя могут наблюдаться инфекции и сероконверсия.

Имеются сообщения о наличии VS только в западном полушарии. Заболевание возникает ежегодно в определенное время года в тропических регионах, Южной Мексике и Центральной и Южной Америке и носит эпизодический характер или проходит в виде вспышек в районах умеренного климата в Северной и Южной Америке. Сезонность также наблюдается в районах с умеренным климатом, при этом вспышки имеют место главным образом в начала лета до поздней осени. Во время недавних вспышек VS в Соединенных Штатах (в 1995, 1997 и 1998 гг.) животные заболевали в Аризоне, Колорадо, Нью-Мексико, Техасе, Юте и Вайоминге. С 1985 до 1995 гг. случаи VS в США не отмечались.

ПАТОГЕНЕЗ

Полный эпидемиологический цикл VSV неясен, но считается, что он охватывает как прямые, так и косвенные средства передачи вируса. Эпидемиологические данные, включая ограничения заболевания конкретными сезонными и отдельными экологическими зонами, позволяют предположить перенос VSV членистоногими. Это предположение осложняется тем, что в природе не удается найти вид «хозяина» с виремией, который бы действовал в качестве резервуара для распространения, и, кроме того, не обнаружено сходства между анатомическими участками животных, более часто поражаемыми насекомыми и на которых чаще всего проявляются клинические признаки VS.

Данный вирус передается непосредственно восприимчивым «хозяевам» при контакте с активными поражениями, слюной от животных с поражениями ротовой полости и зараженными фомитами, например, протекающим баком. Ссадины на коже и слизистых оболочках облегчают передачу вируса и последующее образование поражений. VSV был выделен у некровососущих членистоногих, таких, как Musca domestica, которые играют важную роль в механической передаче вируса.

После локализации VSV у животного-«хозяина» размножение вируса, по-видимому, происходит в эпителии слизистых. Данный вирус не обнаруживается в крови животных, зараженных естественным путем. После воздействия вируса примерно через 1-3 суток появляются везикулы. У каждого заболевшего животного поражения обычно ограничены одним участком тела, и через 3-4 суток после появления первых поражений новые обычно не возникают. Поражения обычно проходят примерно через 10-14 суток. Вирус в высоких концентрациях содержится в везикулах, а также выделяется из мест активных поражений. Носительство вируса прекращается на 6-7 сутки после проявления клинических признаков. Не существует данных о том, что после начала эпитализации пораженных мест, они могут быть являться местом выделения VSV. Вирус не содержится в урине, кале и молоке.

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

В клиническом отношении VS не отличим от ящура (FMD), и поэтому имеет большое значение для составления программ по борьбе с ящуром в Соединенных Штатах и во всем мире. Возможно, из-за этого сходства Международная организация эпизоотии (OIE) относит VS к особо опасным заболеваниям наряду с ящуром и/или другими опасными заболеваниями, имеющими важное значение для экономики; поэтому в настоящее время существуют строгие предписания относительно VS при его возникновении у любых видов животных (хотя FDM не встречается у лошадей). В случае подтверждения VS в Соединенных Штатах, штаты, в которых отсутствует инфекция, и многие зарубежные страны накладывают строгое транспортное эмбарго, а вышестоящие органы устанавливают усиленный контроль за передвижением крупного рогатого скота и карантин зараженных владений.

В соответствии с международными директивами, Соединенные Штаты требуют, чтобы ветеринарные врачи выявляли у животных – включая лошадей – клинические признаки VS (везикулы или язвы во ротовой и носовой полостях или на коронарных фасциях, в области молочных железах или наружных половых органах) и немедленно уведомляли ветеринаров данного штата или USDA : APHIS : ветеринарные службы. После этого таких животных должен обследовать ветеринарные врачи из USDA : APHIS : ветеринарных служб. В это время производится отбор проб крови и мазки из места поражения каждого подозреваемого животного и немедленно вводится карантин на все владения с подозреваемыми животными в ожидании лабораторного подтверждения данного заболевания (обычно 48 часов). Карантин во владениях с подтвержденными VS-положительными животными, установленный федеральным, штатным или частным аккредитованным ветеринарным врачом, продолжается 30 дней после исчезновения последних клинических признаков заболевания у всех животных данного владения.

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Классическим клиническим признаком VS является появление везикулярных поражений на слизистых оболочках и/или коронарных фасциях зараженных животных. Чаще всего поражаются слизистые ротовой и носовой полостей, языка и губ. Поражения также могут появляться в области молочных желез или наружных половых органах, а некоторые владельцы отмечали поражения в области ушей и морды. Клинические признаки, вызванные VS, крайне разнообразны. Как уже было сказано выше, у 70 % зараженных животных не появляются явные признаки заболевания, а у некоторых инфицированных животных может быть лишь умеренный упадок сил в течение нескольких дней.

Прежде всего появляются белые участки, которые впоследствии превращаются в везикулярные поражения. Во время данной везикулярной фазы у животных обычно держится температура. Обычно везикулярные поражения и лихорадка не наблюдаются в указанных случаях, и первое исследование осуществляется при появлении более явных признаков (например, язвенных, эрозивных и/или поражений с корочками, отек области морды и губ, хромота, слюнотечение и/или отказ от приема корма). Слизистый некроз и шелушение (особенно спинки языка) может быть обширным. Поражения обычно полностью исчезают в течение 10-14 дней.

VSV не считается смертельным заболеванием. Гибель обычно наступает вследствие вторичных осложнений, например, бактериальной инфекции пораженных участков, мастита и кахексии и/или обезвоживания из-за отказа от приема корма и воды. Могут возникать хронические деформации стенки копыт вследствие поражений коронарных фасций. Осложнения обычно не настолько отягощены для применения эвтаназии.

ДИАГНОСТИКА

До образования везикулярных поражений заболевание обычно выявить не удается; поэтому для постановки точного диагноза требуется дифференциация между этиологиями язвенных и эрозивных поражений. Травма ротовой и носовой полостей и коронарных фасций по любой причине, прежде всего, говорит о наличии VS у лошадей. Солнечный ожог – с или без предрасполагающей системной светочувствительности – также часто путают с VS. Отек, образование пузырьков, корочек и эрозий, появившиеся вследствие солнечного ожога непигментированной кожи, особенно на участках светлой шерсти области морды и нижних отделов конечностей, обычно появляются в летние месяцы в регионах на высоких участках над уровнем моря на юго-западе Соединенных Штатов. Системная светочувствительность предрасполагает животных к солнечным ожогам и вызывается определенными препаратами, потребляемым растительным кормом и заболеваниями печени.

Небольшое количество инфекционных возбудителей, помимо VSV, и другие везикуловирусы определенно вызывают образование везикул у лошадей. В некоторых случаях заражение вирусом артериита лошадей (EAV), вирусом Джеймстоун Каньон, калицивирусами, и вирусом герпеса лошадей может вызывать язвы и эрозии ротовой полости. Применение древесины хионантуса семейства Simaroubaceae, которая содержит компоненты квассин и неоквассин, в качестве подстилочного материала, может вызывать явные вспышки язвенного стоматита у групп лошадей. Физическая травма, вызванная грубым кормом или остями растений, в том числе сеном тритикале, также вызывает язвы ротовой полости у многих лошадей в группе, таким образом имитируя вспышку инфекционного заболевания.

Кантаридин представляет собой токсин, переносчиками которого являются жуки-шпанки (Epicauta spp.), которых можно обнаружить в брикетированном сене люцерны. Заглатывание жуков может вызвать везикулярные и язвенные поражения, а также тяжелые системные клинически признаки. Побочная реакция на введение фармацевтических средств или патентованных лекарств, в том числе нестероидных противовоспалительных средств (НПВС), включает образование язв и эрозий слизистой оболочки ротовой полости, обычно в сочетании с системными клиническими проявлениями. Листовидная пузырчатка, эксфолиативный эозинофильный дерматит и стоматит лошадей, плоскоклеточный рак и меланомы в некоторых случаях имитируют клиническую картину VS. Недавно сообщалось о нескольких явных вспышках язвенного стоматита у лошадей в Соединенных Штатах и Новой Зеландии. При всестороннем исследовании не удалось определить инфекционную или другую причину данных вспышек. Для других видов животных, кроме лошадей, наиболее важным дифференциальным диагнозом для VS является ящур, который у лошадей не встречается.

ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА

Как отмечалось ранее, клинические признаки, вызванные VS, крайне разнообразны, и диагноз нельзя поставить только на основании клинических признаков, в особенности в начале вспышки во владении. Точный диагноз VSV инфекции ставится на основании лабораторных данных. Серологические анализы помогают обнаружить антитела к VSV вирусам в сыворотке. Обычно в качестве скрининг-теста применяется конкурентный ферментный иммуно-сорбентный тест (cELISA). Этот тест производится быстро и позволяет обнаружить иммуноглобулин М (IgM) и иммуноглобулин G (IgG). Также используются анализы на нейтрализацию сыворотки (SN) и фиксацию комплемента (CF). Эти три анализа являются специфичными к серотипу, и между антителами к VSV-Нью-Джерси и VSV-Индиана редко возникает перекрестная реактивность. Антитела можно обнаружить в течение 5-8 дней после заражения. Как cELISA, так и SN анализы помогают обнаружить сывороточный IgG, который присутствует в сыворотке в течение 1-3 лет, таким образом, затрудняя интерпретацию титров в однократной сывороточной пробе. Увеличение CF титра в однократной сывороточной пробе больше говорит о недавнем заражении, поскольку CF титры не обнаруживаются по прошествии 110 дней после заражения, но высокая концентрация IgG может повлиять на данные CF анализы. Таким образом, повышение SN или CF титра необходимо для точной диагностики недавнего заражения VSV; однако, у отдельных зараженных животных наблюдается значительная вариабильность реакции антител. В некоторых лабораториях используется ELISA анализ для точного определения сывороточного IgM, что способствует дифференциации активных VS инфекций от более ранних воздействий вируса; однако, данный тест в настоящее время применяется только для научно-исследовательских целей.

Изоляция вируса применяется для обнаружения живого вируса в эпителиальных складках, мазках или по биопсии, взятой из участков активных поражений. Изоляция вируса не имеет смысла после того, как поражения стали рассасываться. Поскольку вирус не распространяется гематогенным путем, его нельзя изолировать из цельной крови. Для диагностики VS обычно не используется гистопатологическое исследование биопсийных проб, поскольку наблюдаемые патологические изменения недостаточно специфичны. Однако биопсия помогает диагностировать поражения, вызванные остями травы при наличии растительного материала, особенно в тех случаях, когда серологические пробы не показывают наличие VSV.

Было разработано исследование на полимеразную цепную реакцию (PCR) в качестве метода исследования для обнаружения вирусной РНК в биологических пробах, который в настоящее время утверждается для применения на полевых пробах. Такой метод исследования намного чувствительнее, чем изоляция вируса, поскольку PCR обнаруживает только РНК и не нуждается в присутствии активного вируса.

ЛЕЧЕНИЕ

VS обычно проходит без лечения с коротким периодом выздоровления. Во многих случаях специфическое лечение не назначается, и лошади, как правило, выздоравливают за 2 недели. Даже в тяжелых случаях требуется лишь заместительная терапия и профилактика вторичных осложнений до исчезновения клинических признаков поражений. Нужно отметить, что VS считается зоонозным заболеванием, и медицинские работники и владельцы, лечащие и контактирующие с лошадьми, имеющими активные поражения, могут заразиться. Поэтому рекомендуется тщательное соблюдение правил гигиены, например, применение одноразовых защитных перчаток, частое мытье рук и уменьшение контакта с зараженной слюной.

Вторичные бактериальные инфекции поражений можно сократить частой уборкой с использованием обычных слабых антисептиков (например, Нолвазана) или применением местных антибиотиков. Кахексию можно предупредить или лечить, предоставляя животному легко пережевываемый корм, например, кормовые брикеты, размоченные в воде. Лошадей с тяжелой формой анорексии приходится поить жидкостью и/или задавать корм через желудочный зонд. В редких случаях обезвоживание организма бывает настолько тяжелым, что необходимо внутривенное (в/в) введение жидкостей. Если при деформации стенок копыт вследствие повреждений коронарных фасций поражения становятся настолько тяжелыми, что мешают нормальным жизненным функциям, необходима правильная ковка лошадей.

ПРОФИЛАКТИКА И КОНТРОЛЬ

Определенные практические меры помогают уменьшить риск распространения VS во владениях с лошадьми. Во время региональных вспышек все вновь прибывшие во владения животные (лошади, коровы, овцы и свиньи) считаются подозреваемыми на наличие инфекции и находятся под карантином в течение 3-5 суток. Нужно избегать даже минимального контакта со скотом за пределами владения. Животных с клиническими поражениями нужно изолировать от здоровых животных. Во время вспышек нужно ежедневно обследовать всех животных из группы риска на наличие поражений ротовой полости.

При уходе за пораженными (или подозреваемыми на наличие поражения) и здоровыми животными не должны использоваться одни и те же предметы ухода и содержания, включая кормушки, поилки, солонки, щетки и корм, а так же нужно проводить дезинфекцию стойла и оборудования в местонахождении животных перед тем, как туда попадут здоровые животные. Кроме того, весь персонал должен менять или дезинфицировать одежду и обувь и мыть руки после работы с заразными животными. Данный вирус легко инактивируется 1 % раствором формалина, 10 % раствором гипохлорита натрия (отбеливатель) и другими обычными дезинфицирующими средствами. Также он инактивируется при температуре 58º С в течение 30 минут; однако, в почве он сохраняет жизнеспособность при температуре 4-6 º С. Поскольку все способы передачи вируса еще не выяснены, необходимо уменьшить контакт между зараженными животными и домашней птицей, собаками, кошками и обслуживающим персоналом.

Хотя передача VSV насекомыми не доказана, необходимо уменьшить контакт насекомых со скотом; лошади должны находится в конюшнях во время повышенной активности насекомых, с частым применением отпугивающих средств. Нужно проводить борьбу с насекомыми в местах, скопления лошади, и для ограничения распространения заболевания животные не должны находиться на пастбищах с водоемами в период летних месяцев во время активных нападений кровососущих насекомых.

В Соединенных Штатах и Мексике не существует вакцин для предупреждения VSV инфекции у животных, хотя во время нескольких вспышек (в 1963, 1985 и 1995 гг.) была одобрена для ограниченного применения у лошадей и крупного рогатого скота аутогенная инактивированная противовирусная вакцина в юго-западной части Соединенных Штатов. В Центральной и Южной Америке находятся в разработке и проходят экспериментальное исследование несколько вакцин, а в Колумбии VSV вакцина применяется. Однако было доказано, что даже лошади с высоким титром антител в крови при естественном заражении вирусом были восприимчивы к экспериментальному заражению гомологичным вирусом, возможно, вследствие эпителиальной локализации инфекции, которая уменьшила защитное действие антител в сыворотке крови. Поэтому эффективность вакцин, вводимых парентеральным путем, остается под вопросом.

Более того, образование у животных титров антител против VSV занимает ученых всего мира, проводящих исследование по разработке ДНК содержащей вакцины, которая бы осуществляла такую выработку антител, которые вырабатываются при естественном воздействии вируса.

134

Соседние файлы в папке 2 - инфекционные заболевания