Скачиваний:
69
Добавлен:
30.05.2014
Размер:
51.71 Кб
Скачать

ГЛАВА 2.4

Инфекционная анемия лошадей

БРЕТТ А. СПОНСЕЛЛЕР

Эймс, Айова

Вирус инфекционной анемии лошадей (EIAV), агент инфекционной анемии лошадей (EIA) принадлежит подсемейству Lentiviridae семейства Retroviridae. Все ретровирусы содержат гены gag, pol и env. которые кодируют структурные протеины и ферменты вируса, играющие важную роль для размножения. Лентивирусы содержат добавочные гены, необходимые для устойчивости и патогенеза вируса.

Уникальной особенностью ретровируса является его способность превращать свой генетический материал РНК в промежуточное звено ДНК посредством вирусно закодированной обратной транскриптазы. Другой вирусно закодированный фермент, интеграза, катализирует интеграцию промежуточного звена ДНК в хромосомную ДНК хозяина, где она существует как провирус. Затем провирус использует различные аспекты клетки-«хозяина» для репликации своего генома, выработки вирусных белков и превращения вирусно закодированных протеинов в вирионы, которые затем развиваются в клетке-«хозяине». Важным клиническим исходом данной стратегии репликации вируса является то, что лентивирусы внедряются в геном клетки-«хозяина», и после одних суток никогда не удается полностью от них избавиться. В какой-то степени репликация вируса продолжается на протяжении жизни клетки-«хозяина». Кроме того, лентивирусная обратная транскриптаза в значительной степени подвержена ошибкам, и репликация вируса вызывает появление мутаций у самого вируса. Такие мутации, не оказывающие вредное воздействие на вирус, сохраняются. Поэтому гетерогенная популяция родственных вариантов вызывает лентивирусную инфекцию.

EIAV тесно связан с другими лентивирусами, опасными как для животных, так и для человека. Они включают вирус иммунодефицита кошек (FIV), бычий вирус иммунодефицита (BIV), вирус артрита и энцефалита коз (CAEV), вирус висна-маеди овец, вирус иммунодефицита обезьян (SIV) и вирусы иммунодефицита человека типов 1 и 2 (ВИЧ-1 и -2). Лентивирусы животных продолжают играть важную роль в исследовании биологии и патофизиологии ВИЧ.

Лентивирусы обычно вызывают хронические, прогрессирующие заболевания с латентным течением в системе кроветворения и нервной системе животных и человека. Напротив, клинические заболевания, вызванные инфекцией EIAV, обычно начинаются быстро, с клиническими признаками, возникающими на 1-4 неделе. Однако клинический исход инфекции бывает разным, возможно, из-за свойств клетки-«хозяина», вирулентности штамма вируса и дозы инфекции. Поэтому, EIAV инфекция приводит к субклиническому или клиническому заболеванию в умеренной или тяжелой форме.

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Заражения лошадей, обезьян и мулов EIAV может проявляться по-разному. У многих лошадей вообще не бывает явных клинических признаков. Открытая форма заболевания лошадей может протекать по трем различным стадиям: острая, хроническая и скрытое носительство. Тяжесть и продолжительность клинических признаков различается в острой и хронической стадиях. Острая стадия заболевания вызывается первоначальной вспышкой виремии и обычно возникает на 1-4 неделе заражения. Частыми признаками у животных в острой стадии являются сильная лихорадка (до 41,6º С), тромбоцитопения, упадок сил и отсутствие аппетита. У лошадей с тяжелой тромбоцитопенией возникают петехиальные кровоизлияния на слизистых, носовые кровотечения и отек эпигастральной области, которые могут привести к гибели. Большинство лошадей, однако, при острой стадии выживают и проходят короткий период выздоровления (5-30 суток), во время которого степень виремии значительно снижается, а клинические признаки исчезают.

Затем следует хроническая стадия, которая характеризуется периодическими и перемежающимися циклами виремии, лихорадкой, тромбоцитопенией и упадком сил, тяжесть которых обычно уменьшается примерно через год. Повторный характер заболевания частично связан с антигенными вирусными разновидностями, которые не распознает иммунная система. Временное отсутствие иммунной реакции способствует увеличению репликации данной разновидности вируса. Лошади могут выживать с хронической стадией заболевания и переходить в стадию неявного носительства, и гибнуть во время периодических приступов заболевания (как при острой стадии), или переходить в подрывающую силу форму заболевания, характерными признаками которой являются слабость, анемия, отек эпигастральной области, прогрессирующая кахексия и в конце концов гибель.

Переход в стадию скрытого носительства временно вызывается развитием сильных гуморальных и клеточно-опосредованных иммунных реакций. Однако, несмотря на сильную иммунную реакцию, зараженные лошади не способны избавиться от вируса и остаются носителями до конца жизни. Степень репликации вируса при скрытом носительстве достаточна для передачи вируса и может быть смертельной для вновь зараженных лошадей. Введение иммуносупрессивных препаратов, например, кортикостероидов, ускоряет репликацию вируса и вызывает клиническое проявление признаков у скрытых носителей.

Клинико-патологические признаки EIAV различаются в зависимости от стадии заболевания и в основном отражают активизацию иммунной реакции организма «хозяина». Наиболее стойким признаком является тромбоцитопения, которая вызывается связыванием иммуноглобулина G (IgG) и иммуноглобулина М (IgM) с тромбоцитами, что в дальнейшем приводит к их вытеснению из крови тканевыми макрофагами печени, селезенки и лимфатических узлов. Кроме того, считается, что тромбоциты крови активированные и гипофункциональные. Активированные тромбоциты могут либо склеиваться, либо дегранулироваться, что приводит к снижению тромбоцитов в кровяном русле. Анемия, иногда вследствие хронически рецидивирующего заболевания и обычно вызываемая хронической и изнуряющей формами заболевания, возникает из-за нескольких механизмов. Данный вирус обладает способностью подавлять эритропоэз костного мозга. Кроме того, вирус или комплексы вирус-антитело адсорбируются на эритроцитах, активируют комплемент, что приводит к внутрисосудистому гемолизу. К тому же эритроциты, покрытые комплементом, могут подвергаться фагоцитозу, вследствие чего возникает внесосудистый гемолиз. Гемолитическая анемия в тяжелой стадии приводит к гипербилирубинемии и желтухе. Анализ Кумбса, который определяет наличие антител на поверхности эритроцитов, во время заболевания, может быть положительным. Появление комплемент-специфических антител способствует их обнаружению. Увеличение эритроцитарной лактат дегидрогеназы и глюкозы-6-фосфат дегидрогеназы говорит о регенеративной реакции костного мозга на анемию. Неспецифическая гипергаммаглобулинемия также встречается у большинства лошадей, в том числе у неявных носителей. Умеренная лейкопения, лимфоцитоз и моноцитоз вызываются активным заболеванием.

При вскрытии трупа лошади, павшей от тяжело протекающего EIAV заражения, были обнаружены следующие данные, говорящие о иммунопатогенезе заболевания: лимфаденопатия, спленомегалия, гепатомегалия, определенное построение дольки печени, кровоизлияния в слизистых и внутренних органах, подкожный отек брюшной полости и тромбоз мелких сосудов. Гистопатологический анализ обычно обнаруживает инфильтраты клеток перипортальных участков печени, а также надпочечников, селезенки, лимфатических узлов, мозговых оболочек и легких. В лимфатических узлах, печени, селезенке и костном мозге обычно обнаруживаются гемосидерофаги. Отложение иммунных комплексов обычно приводит к гломерулонефриту.

ДИАГНОСТИКА ВИРУСА

Министерство сельского хозяйства США (USDA) одобрило три диагностических теста для определения EIAV инфекции, и все они исследуют сывороточные антитела к р26 центральному протеину вируса. Тесты включают анализ иммунодиффузии на основе агарового геля (AGID), более известный, как тест Коггинса, конкурентный ферментный иммуно-сорбентный тест (cELISA) и антиген-синтезированный ELISA. Большинство лошадей исследуют на сероконверсию посредством AGID в течение 45 суток после заражения EIAV. Другими анализами, исследующими наличие антител к вирусным (глико)протеинам, являются Западный блот и флуоресцентная поляризация, последняя из которых является простым и быстрым методом, который полезен в качестве одобренного диагностического теста. Другой потенциально полезный диагностический анализ, полимеразная цепная реакция (PCR), направлен на определение вирусной нуклеиновой кислоты – либо вирусной РНК (в вирионах), либо провирусной ДНК (внедряющейся в хромосомы клеток-«хозяев»). Данный анализ обладает высокой специфичностью, но может дать ложноотрицательный результат, если средства, используемые для подбирания пары к «генетическому коду» вируса, отличны от действительной вирусной генетической последовательности. Поскольку было доказано, что изоляты генетически различны в разных регионах страны, возможно, данный анализ не определит все изоляты.

ПЕРЕДАЧА ВИРУСА

Передача вируса может проходить несколькими способами. Наиболее распространена передача переносчиками инфекции, при этом насекомые, принадлежащие семейству слепней, являются основными переносчиками. В насекомых вирус не реплицируется. Однако вирус может оставаться вирулентным в крови, оставшейся на хоботке насекомых, в течение нескольких часов, и механически передаваться другой лошади. Кроме того, ятрогенная передача, вызванная такими предметами, как зараженные кровью иглы, хирургические инструменты, зубные протезы, назогастральные трубы могут являться механическими переносчиками инфекции. Опасность передачи инфекции незараженным лошадям возрастает, когда источником инфицированной крови является лошадь, с явными клиническими признаками заболевания. Была также подтверждена передача инфекции через плаценту, молозиво, молоко и половые пути. Жеребята, полученные от зараженных кобыл, приобретают антитела к данному вирусу через молозиво. По мере уменьшения количества антител у матери, титр антител к EIAV у незараженных жеребят также снижается, и со временем при AGID реакции может наблюдаться заметное различие. Антитела в молозиве обычно не обнаруживаются к 6 месяцам жизни незараженных жеребят, рожденных от инфицированных кобыл. Жеребята, родившиеся у кобыл с тяжелыми клиническими признаками, возникшими во время жеребости, подвергаются большей опасности заражения. У скрытых носителей вируса, несмотря на удовлетворительное клиническое состояние, может держаться низкий либо умеренный уровень репликации вируса в организме, и поэтому они являются источником заражения для других лошадей.

КОНТРОЛЬ

В настоящее время не существует одобренного USDA лечения либо вакцин против EIAV инфекций. Поэтому необходимо организовать мероприятия по борьбе с вирусом для ограничения распространения заболевания, которые в основном определяются конкретными штатами. Большинство штатов требуют, чтобы лошади были серонегативными за 6-12 месяцев перед ввозом в штат. Многие штаты также требуют ввоз только серонегативных животных для участия в конных соревнованиях, например, выставках или скачках. Несмотря на эти требования, было доказано, что исследования проходят лишь 20 % лошадей. В результате сохраняются «резервуары» зараженных лошадей, и действительная распространенность EIAV-инфицированных лошадей в Соединенных Штатах остается неизвестной. Однако, хорошо известно, что некоторые региональные различия в климате способствуют наличию переносчиков и, следовательно, заражению. Согласно ежегодному отчету, опубликованному в Соединенных Штатах, наибольшая заболеваемость наблюдалась в штатах, граничащих с Мексиканским заливом, примерно у 2000 сероположительных лошадей.

Если реакция лошади сероположительна (т.н. больное животное, сероположительное животное), возникает серия слаженных регулятивных действий, которые могут различаться от одной юрисдикции к другой. Вначале устанавливается контакт с органами государственного регулирования для введения карантина во владении с прилегающими постройками и быстрого повторного анализа сероположительного животного. Затем дают знать владельцу животного и производящему анализ ветеринарному врачу. Забор анализов происходит у всех лошадей во владении; лошадям с положительным тестом делают повторный анализ для подтверждения позитивности. Повторные анализы проводятся с 45-60 суточными интервалами в условиях карантина до тех пор, пока все лошади не окажутся сероотрицательными; данный период времени обеспечивает сероконверсию недавно зараженных лошадей. Кроме того, находят лошадей, бывших в тесном контакте с зараженной лошадью (лошадями) – во время конных соревнований или в данном владении в условиях карантина – и проводят у них анализы. Сероположительных животных можно усыпить, отдать в дар научно-исследовательскому учреждению или держать на постоянном карантине. На сероположительных животных, соблюдающих карантин, нужно постоянно ставить метки, на правом плече или на шее, буквой А, перед которой стоит идентификационный номер USDA, а затем номер данной лошади. Сероположительных животных запрещено перевозить из одного штата в другой без получения разрешения USDA на перевозку в т.н. «герметичном контейнере».

Мероприятия по контролю за лошадьми на фермах и ранчо должны начинаться с серодиагностического анализа всех лошадей владения, с ежегодным исследованием животных. Всех животных регионов где регистрируется высокий процент заболеваемости нужно исследовать дважды в год. Все новые лошади, которые поступают или ввозятся во владения, должны быть серонегативными за 3-6 месяцев до ввоза. У лошадей с отрицательным результатом анализа, полученным менее чем за 45-60 суток до ввоза, могло быть недостаточно времени для сероконверсии, если они заразились недавно; таким животным нужно сделать повторный анализ при поступлении их во владения. Нужно бороться с мухами, и ветеринарные врачи и их клиенты должны строго предупреждать ятрогенную передачу инфекции. Для участия во всех конных мероприятиях необходимо подтверждение сероотрицательного статуса лошадей; владельцы должны поощрять организаторов местных мероприятий на принятие такого закона.

Поскольку федеральная программа по уничтожению EIA никогда не была в силе, можно ожидать наличия резервуаров EIAV-инфицированных лошадей. Владельцам приходится усыплять или переводить на пожизненный карантин скрытых носителей EIAV, и им бывает трудно понять угрозу, которую представляет их лошадь для других лошадей. Часто они одинаково расстроены финансовыми и эмоциональными потерями. Ветеринарный врач обязан рассказать владельцам животных о данном заболевании и его возможных последствиях, чтобы быстро устранить вспышки заболевания путем проведения тщательного контроля.

113

Соседние файлы в папке 2 - инфекционные заболевания