Скачиваний:
69
Добавлен:
30.05.2014
Размер:
63.49 Кб
Скачать

РАЗДЕЛ II

Инфекционные заболевания

Под ред. доктора Стива Жигера

ГЛАВА 2.1

Вирусный артериит лошадей

ФАБИО ДЕЛЬ ПЬЕРО

ПАМЕЛА А. УИЛКИНС

Кеннет Сквер, Пенсильвания

Вирусный артериит у лошадей (EVA) является распространенным инфекционным заболеванием, которое характеризуется наличием панваскулита, вызывающего отек, кровотечение и абортирование жеребых кобыл. EVA можно спутать с другими заболеваниями лошадей, и его необходимо принимать во внимание при наличии единичных и эпизоотических респираторных синдромов, гибель жеребят, вызванной респираторными симптомами и/или симптомами поражения желудочно-кишечного тракта, или при внезапной гибели жеребят. Велогенные изоляты вируса артериита лошадей (EAV) могут вызывать тяжелые и летальные заболевания у взрослых лошадей. Сероположительная реакция варьируют в зависимости от породы, но у большинства лошадей, разводимых в Соединенных Штатах, бывает сероположительная реакция. Причиной недавних вспышек и эпидемий, приведших к гибели новорожденных жеребят в Соединенных Штатах, были производители-носители вирусной инфекции и зараженная сперма, используемая для искусственного осеменения кобыл с сероотрицательной реакцией.

Вспышки EVA в естественных условиях, для которых были характерны кратковременные клинические симптомы и абортирование жеребых кобыл, значительно отличаются от заболевания, вызываемого экспериментальным заражением, которое отличается высокой летальностью и значительным системным васкулярным некрозом. Клетки кровеносных сосудов являются главными, но не исключительными мишенями для EAV. Легкие, кишечник, почки и репродуктивная система, а иногда и плацента, представляют собой участки репликации вируса, способствуя его размножению.

EAV представляет собой РНК-содержащий вирус сферической формы, в оболочке, с наличием нитей и диаметром 50-70 нм. EAV является непротозойным вирусом, который считается представителем нового подкласса Nidovirales, также включающим семейство Coronaviridae в пределах семейства Arterividae включающих вирус свиней с проявлением респираторного и репродуктивного синдромов, вирус обезьян с клинической картиной геморрагической лихорадки и вирус, повышающим содержание лактата дегидрогеназы. EAV в генетическом отношении аналогичен коронавирусам, но имеет отличительную от него вирусную структуру и антиген с фиксированным хромосомным набором, но без гемагглютининов. Среди местных изолятов наблюдается генетическая вариативность.

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ И НОСИТЕЛЬСТВО

Изоляты EAV различаются вирулентностью и соответственно вызывают клинические симптомы и поражения разной степени тяжести. Клинические признаки могут отсутствовать, или по прошествии инкубационного периода, равного 3-14 суткам (6-8 суток после проникновении вируса в половые органы) поднимается температура до 41ºС, которая может держаться 2-9 суток. Наблюдается отсутствие аппетита, лейкопения, отек конечностей, скованность походки, ринорея (повышенное выделение секрета из слизистой оболочки носовой полости – прим. перев.) и эпифора (ретенционное слезотечение – прим. перев.), конъюнктивит и ринит. Также встречается отечность надглазничной области и вокруг глаз, середины брюшной области, области мошонки, крайней плоти и молочной железы; крапивница и аборты. Реже встречаются тяжелое расстройство дыхания, атаксия, папулёзная сыпь на слизистых, субмаксиллярная (подчелюстная) лимфаденопатия и межчелюстной отек. EVA также бывает причиной многочисленного абортирования жеребых кобыл и иногда заканчивается гибелью взрослых лошадей, но гораздо чаще приводит к гибели жеребят. Если новорожденные жеребята лишены защиты пассивным материнским иммунитетом, они могут внезапно погибнуть, или происходит тяжелое расстройство дыхания, которое заканчивается летально.

Здоровые лошади после поражения данным вирусом на длительное время становятся носителями EAV, особенно это касается жеребцов- производителей носителей EAV у которых сперма служит резервуаром для вируса в пределах данной популяции лошадей. Такая постоянная репликация вируса у жеребцов происходит в эпителии добавочных желез. Заражение жеребцов и спермы ограничивает перемещение лошадей и реализацию их спермы из страны в страну. Кобылы, зараженные EAV в результате случки с инфицированным жеребцом, по-видимому, не испытывают проблем с зачатием. После экспериментального заражения у жеребцов примерно в течение 6-7 недель наблюдалась временная недостаточность репродуктивной функции, уменьшение либидо, понижение подвижности сперматозоидов. У жеребцов, зараженных естественным путем, не наблюдалось длительного воздействия на качество спермы.

Данные клинической патологии зараженных жеребят включают гипоксию, гиперкапнию и респираторный ацидоз, иногда осложненный метаболическим ацидозом, нейтропению/нейтрофилию, лимфопению/лимфоцитоз, тромбоцитопению и гиперфибриногенемию. Однако могут время от времени наблюдаться различные патологические нарушения, которые не являются диагностическими критериями для EVA.

Повышение показателей газового соотношения в артериальной крови у пораженных жеребят говорит о тяжелом заболевании дыхательной системы, но эти патологические нарушения могут наблюдаться при различных заболеваниях новорожденных жеребят, в том числе бактериальном сепсисе, острой дыхательной недостаточности, врожденных пороках сердца и других вирусных заболеваниях, например, вирусе герпеса 1 у лошадей. У экспериментально зараженных взрослых лошадей после перенесенной инфекции постоянно наблюдается двухфазная лейкопения, нейтропения и лимфопения.

ПАТОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ

Тяжелые поражения являются проявлением патологических изменений сосудов: отек, закупорка сосудов; кровотечение из лимфатических узлов, внутренних органов и, особенно у жеребят, из легких. При гистологии выявляется легочный и системный панваскулит, бронхо-интерстициальная пневмония, некроз лимфоидной ткани, тубулярный некроз почек и интерстициальный нефрит, а также язвенный дерматит и васкулит. Имеются сведения о возникновении некротизирующего васкулита с поражением семенников, придатков семенников, семявыводящего протока, ампул, предстательных желез и везикулярных и бульбоуретральных желез.

Выкидыш плода и его оболочки часто происходит без предварительных признаков аборта. Поражения плода встречаются редко.

При EAV известны следующие характерные пути передачи инфекции:

  1. Макрофаги респираторного эпителия и альвеол (в течение 24 часов после заражения [PI])

  2. Лимфатические узлы, особенно бронхиальные лимфатические узлы (в течение 48 часов РI)

  3. Бронхолегочные лимфатические узлы, эндотелий и моноциты крови (в течение 3 дней PI)

  4. Системное распространение с локализацией в макрофагах и дендритных клетках лимфоидной ткани

  5. Эндотелий и медиальные миоциты кровеносных сосудов и мезотелия (в течение 6-8 дней PI)

  6. Наиболее тяжелые поражения кровеносных сосудов (в течение10 дней PI)

  7. Уменьшение EAV на всех участках, за исключением медиальной оболочки небольших мышечных артерий (>10 дней PI)

  8. Почечный тубулярный эпителий (EAV сохраняется в течение дополнительных двух недель)

Через 28 дней после экспериментального заражения вирус EAV в большинстве тканей не выявляется, за исключением репродуктивной системы, у некоторых жеребят и жеребцов. Выкидыш связан и вызывается миометритом и васкулитом эндометрия, а также снижением уровня прогестерона у кобылы.

ДИАГНОСТИКА

Диагностика EVA зависит от проявления клинических признаков, наличия поражений, этиологического агента и/или от сероконверсии. Диагноз EVA не ставиться только на основании характера клинических признаков заболевания. Определение сероконверсии посредством нейтрализации комплемент-зависимого вируса, производимое при помощи штамма Бусайруса у животных, зараженных EAV, является надежным методом для определения вируса EAV у лошадей и при систематических абортированных выкидышах. У некоторых жеребят перед первым приемом молозива матери выявляется положительный серологический анализ на EVA, что свидетельствует о заражении in utero (в матке – прим. перев.). Исследование и интерпретация анализа после приема молозива был бы неверным из-за пассивной передачи материнского иммунитета кобылой с сероконверсией. Для культивирования EAV обычно используются клеточные линии тканевых культур RK-13, клетки Vero и клетки легочной ткани лошадей.

Подходящими образцами ткани для выделения вируса у животного являются мазок или смыв из носоглотки, мазки из конъюнктивы, и пробы крови с этилендиаминтетрауксусной кислотой (EDTA) или гепаринизированная проба крови. Непрямой иммуногистохимический анализ используется при дерматите для определения инфекции in vivo и позволяет определить наличие EAV посмертно в цитоплазме эпителиальных клеток, например, альвеолярных пневмоцитов, энтероцитов, адренокортикальных клеток, трофобластов, стромы вилочковой железы, почечных тубулярных клеток и добавочных половых железах производителя. EAV также обнаруживается в эндотелии и миоцитах сосудов, миометрия и сердца; макрофагах; дендритных клетках лимфоидных органов; а также хорионических мезенхимальных клетках стромы. Также используются другие молекулярные методы определения наличия EAV, например, обратная транскриптазно-полимеразная цепная реакция (RT-PCR), особенно при передаче вируса половым путем. Применение данных методов для выявления вирусной РНК в тканях помогает для диагностических целей и последующих исследований, хотя чувствительность и специфичность стандартного диагностического применения все еще нуждается в коррекции.

Для выявления носительства у жеребцов вначале исследуются гематологические пробы для определения серологической реакции EAV лошади. Только лошади с положительным результатом при разведении сыворотки 1 : 4 или больше без правильно проведенной вакцинации против EVA считаются потенциальными носителями вируса. Такие жеребцы-производители должны пройти вирологическое исследование посредством выделения EAV in vitro из порции эякулята спермы или путем определения EAV в сперме с помощью RT-PCR. Другим методом выявления EAV, более дорогим и медленным, но очень надежным, является пробная случка подозреваемого жеребца с двумя серонегативными кобылами и исследование их на сероконверсию к EAV через 28 дней после случки. Поскольку носители постоянно распространяют вирус со спермой, его выявление можно осуществить в любое время у потенциального носителя вирусной инфекции. При заборе нужно собрать большую порцию эякулята спермы..

Существует несколько инфекционных и неинфекционных заболеваний, которые нужно дифференцировать при диагностике EVA. Эти заболевания включают ринопневмонит (вирус герпеса 1 и 4 у лошадей), грипп (ортомиксовирусы А лошадей 1 и 2), инфекционная анемия лошадей, Африканская болезнь лошадей (орбивирус), заболевание Hendra (ретровирус), Getah вирус (тогавирус), геморрагическая пурпура и отравление икотником серо-зеленым (Berteroa incana). При дифференциальной диагностике необходимо также учитывать инфекционные и неинфекционные причины выкидыша.

ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА

За несколькими исключениями, лошади, зараженные EAV естественным путем, обычно выздоравливают даже при отсутствии симптоматического лечения. Смертность при заражении естественным путем встречается редко и в основном бывает у новорожденных жеребят, зараженных тяжелой острой формой бронхоинтерстициальной пневмонией.

Изолирование лошадей с наличием клинических признаков играет главную роль для уменьшения распространения EAV. Молозиво кобыл, зараженных во время или вскоре после родов, должно применяться лишь для выпойки собственным жеребятам. Основная заместительная терапия заключается в тщательном проветривании помещения и защите окружающей среды. Возможно применение нестероидных противовоспалительных средств (НПВС) для снижения высокой температуры и стимуляции у лошадей аппетита. При лечении одного жеребенка применялась гипериммунная плазма, собранная у лошади с очень высоким титром к EVA, но она применялась на позднем этапе лечения и не оказала эффективного воздействия. При заболевании новорожденного может принести пользу более ранняя специфическая пассивная передача иммунитета к EVA, с учетом защитного действия молозива с его пассивной передачей иммунитета. Жеребенку необходим отдых, по крайней мере, на неделю до исчезновения клинических признаков. Необходим 3-4-недельный период выздоровления для полного восстановления после неосложненного респираторно-вирусного заболевания. Если при культивировании секрета с дыхательных путей обнаруживается бактериальный агент, нужно исследовать изолят на противомикробную чувствительность; затем необходимо начать соответствующее лечение. Распространенными вторичными бактериальными патогенами являются Streptococcus equi supsp. zooepidemicus и Escherichia coli.

В Северной Америке продается патентованная модифицированная живая вакцина против EAV, которая оказывала эффективное действие при лечении вспышки EVA в 1984 году в Кентукки. Данная вакцина была разработана для предупреждения инфекции и носительства у ранее не подвергавшихся вирусному заражению производителей, а также защиты не жеребых кобыл от заражения производителями-носителями во время случки. Ежегодная ревакцинация жеребцов-производителей за 28 суток до начала сезона случек предупреждает возникновение носительства EAV. Вакцинация кобыл, идущих на случку с производителями-носителями, должна производиться ежегодно, по крайней мере, за 21 сутки до начала случек. Поскольку вакцинированные кобылы могут временно носить вирус после случки с жеребцом-носителем, их нужно изолировать на 21 сутки после случки. Вакцину нельзя вводить жеребым кобылам – особенно в последние месяцы жеребости – и жеребятам до 6 недель; исключения делаются лишь при очень высокой степени заражения, например, при вспышке у всего стада с гибелью жеребят, рожденных от серонегативных кобыл. Вакцинация жеребых кобыл должна иметь место после родов и перед повторной случкой.

В различных штатах предписания и рекомендации относительно лечения и случек с жеребцами-носителями EVA различны. В различных местах страны приняты разные предписания относительно импорта и экспорта.

98

Соседние файлы в папке 2 - инфекционные заболевания