Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
DO_ak_ritorika.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
976.38 Кб
Скачать

IV и V части риторической науки, целью которых является запоминание риторической аргументации и ее реализация

Основные понятия:

память, виды памяти – кратковременная и долговременная, виды долговременной памяти, методы запоминания, хрия, основные части хрии, язык жестов и телодвижений, темп, тембр речи.

Согласно канону классической риторики, сформированная (т.е. найденная, композиционно организованная и экспрессивно оформленная) аргументация должна затем была быть запомнена, т.е. выучена наизусть и мастерски озвучена, произнесена перед определенной аудиторией. В соответствии с этими задачами четвертую часть риторической науки называли памятью, или запоминанием, а пятую – действием, или произнесением.

В наши дни закономерности запоминания специально изучаются психологической наукой, а особенности техники произнесения в рассматриваются в курсе сценической речи. Психология памяти и теория сценической речи сами по себе сегодня уже частями риторики как науки об убеждении не являются, хотя, конечно, и имеют важное аргументационное значение.

Не рассматривая всего массива психологических знаний о памяти и ораторских знаний о технике речи, в нашем пособии будут указаны лишь некоторые их особенности, знание которых позволяет начинающему аргументатору оптимизировать как собственную память, так и память аудитории, а свою речь сделать более доступной для аудитории.

Аргументатору следует иметь в виду, что в современной психологии выделяются различные виды человеческой памяти – кратковременная( зрительная и слуховая) память и долгосрочная (т.е. память на события, а также смысловая(концептуальная) память). Первый вид памяти, как указывает его название, ситуативен, краткосрочен, тогда как второй обеспечивает сохранение человеком каких – либо сведений в своем сознании в течении многих лет и даже десятилетий. Аргументатору, конечно, трудно предугадать, как его «слово отзовется». Он, однако, может самостоятельно выбирать, с помощью, например, выражений: « Вы это запомните на всю жизнь», « «Вы меня никогда не забудете» и т.п., что его аргументация рассчитана на хранение именно в долговременной памяти аудитории. Если аргументация является оптимальной по своей форме и содержанию, она и без использования специальных выражений, также может сохраниться в долговременной памяти аудитории и, наоборот.

В психологии для повышения эффективности запоминания некоторого текста до сих пор предлагается использовать методы, которые впервые были открыты риторами и в основе которых лежит механизм ассоциации, эффективного объединения и формирования оптимальных связей между различными идеями. В силу того, что композиция аргументации обычно состоит из нескольких пунктов, аргументатор, облегчая себе запоминание аргументации, может «нагружать» первый, второй и т.п. пункты плана соответствующим конкретным содержанием. Например, во-первых, он всегда должен предложить некоторое введение в аргументацию, безотносительно к тому, какой теме аргументация будет посвящена. Во-вторых, он должен изложить свои основные аргументы и, наконец, в-третьих, указать, к какому выводу аудитория должна в результате его аргументации придти. Для лучшего запоминания какого-либо сообщения, психологи реко- мендуют разбивать его на части и каждую часть «привязывать» к чему – то хорошо известному аргументатору, например, марш- руту из академии домой или расположению комнат в квартире, или , как было рекомендовано нами, к трем обязательным частям риторической композиции. Известно, что некий древний грек Симонид, используя метод привязки, один уцелев из многочисленных участников пира после землетрясения, смог, вспоминая, где кто сидел за столом (т.е. привязав как бы места за столом к определенным людям), указать родственникам места погребения их близких.

Аргументатору не следует забывать о том, что объем кратковременной памяти (как его собственной, так и памяти людей, входящих в конкретную аудиторию аргументации) является индивидуальным и фиксированным и, что более надежной по сравнению с кратковременной является долговременная память на события и смыслы. Следовательно, если тема аргументации аргументатора или его аудиторию, на самом деле, волнует, то они смогут запомнить аргументацию гораздо лучше, чем в том, когда они к ней относятся нейтрально. Следовательно, и начинающему, и опытному аргументатору очень важно, запоминая аргументацию, настроить себя на заинтересованное отношение к теме.

Несмотря на то, что этос аргументатора несколько повышается в том случае, если он воспроизводит аргументацию по памяти, а не «по бумажке», нельзя сказать, что во всех случаях, особенного для тех людей, кто занимается управленческим трудом, запоминание ар гументации предпочтительнее ее озвучивания в результате чтения. Зависит это не только от особенностей индивидуальной памяти аргументатора, длительности аргументации, но и уровня ответственности аргументатора перед аудиторией. В тех случаях, когда данный уровень является очень высоким, т.е. когда аргументатор несет ответственность перед некоторым государством , или же руководством какого – либо социального института, не говоря уже об обществе или человечестве в целом, ему вполне позволительно, а иногда даже и предпочтительнее механически воспроизводить аргументацию, а не произносить ее по памяти.

Несмотря на то, что особенности произнесения аргументации сегодня специально изучаются на уроках сценического мастерства, аргументатору полезно не забывать о том, что предпосылки эффективного произнесения или, шире реализации, содержаться уже в поиске, композиции и экспрессии аргументации. В наши дни теория произнесения тесно связано с теорией коммуникации, причем, не только вербальной, а и невербальной. Современный аргументатор должен знать язык жестов и телодвижений аудитории, через который обычно передается больше половины информации, которой обмениваются людей. Роль неязыковых факторов – одежды, телодвижений, жестов и т.п. аргументатора трудно переоценить. Например, на языке человеческого тела, жест, образуемый в результате скрещивания рук на груди, означает, что ваш партнер по общению является закрытым для вас. Это может означать, что он либо не слушает аргументатора, либо сомневается в справедливости его аргументации, либо вообще ее не принимает. Узнав с помощью языка жестов о настроениях аудитории, опытный аргументатор постарается, конечно, изменить негативное отношение аудитории к себе.

Об особенностях техники речи аргументатора, например, о темпе его речи, который не должен быть ни слишком медленным, ни слишком быстрым, о тембре, правилах дыхания, а также расстановки ударения и особенностях произнесения отдельных слов аргументатор может узнать в соответствующих словарях (например, в словаре русского языка С.И. Ожегова и т.п.). Вместе с тем, оптимальная реализация аргументации зависит от наличия у аргументатора опыта. Для его формирования и развития полезно прислушаться к советам классиков риторической науки, которые советовали аргументатору выполнять следующие упражнения:

  1. пересказывать сюжеты различных поэтических и исторических сочинений; а, сегодня, добавили бы мы кинофильмов, прозаических произведений и случаев из жизни;

  2. составлять образцовые аргументации, или хрии на осно- ве расширения содержания некоторой пословицы, сентенции; а сегодня, можно добавить, нравственной или правовой нормы, религиозной или философской позиции, идеологической и т.п. ценности;

  3. использовать общую и частную топики для составлении аргументации на вымышленные темы;

  4. учиться сравнивать различные предметы и явления, а также их анализировать и обобщать;

  5. составлять монологи от исторического персонажа или вымышленного лица;

  6. описывать предметы (упражняться в словесной живописи);

  7. аргументировать за или против некоторой точки зрения;

  8. составлять аргументацию на вымышленные полити- ческие события (суазории) и судебные (контоверсии).

Важную роль в формировании аргументационного опыта человека занимает создание и осуществление образцового риторического сообщения (хрии).

В классической риторике хрией называлось риторическое сообщение, которое разъясняло и доказывало какую-либо мысль (или поступок) авторитетного человека.

Хрия делилась на изображающую мысль (словесную) и смешанную, предполагавшую не только разъяснение, а и доказательство, к примеру, мысли Ювенала о том, что «месть является утешением подлой души».

Начинающему аргументатору следует воспользоваться советом Ломоносова, который учил о том, что хрия должна состоять из восьми частей:

  1. пояснения;

  2. парафразы (распространения темы);

  3. причин;

  4. противоположности причин;

  5. подобного (подтверждений мыслей сообщения);

  6. примера (риторической индукции);

  7. данных (свидетельств, например, древних авторов, специалистов);

  8. заключения – резюме.

Если сообщение состоит из восьми частей, то оно, по мнению русского ученого, является полным, если в ней отсутствует какая-либо часть, оно является неполным.

Для того чтобы научиться составлять и использовать хрию оптимально, необходимо рассмотреть другие, еще не рассматривавшиеся нами специально особенности риторического убеждения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]