Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 15 том просвещение.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
2.05 Mб
Скачать

Промышленность и торговля

Экономические сдвиги в Австрийском государстве на­метились не ранее начала XVIII столетия, когда деревенская домашняя промышленность уже была связана со скупщи­ками. Последние способствовали не только распространению товаров на внутреннем рынке, но также экспортировали не­которые изделия за границу.

В это время торговый капитал Австрии переживает пе­риод бурного роста. Становится на ноги австрийская торговая буржуазия, которая сумела добиться от правительства мо­нополий как в сфере торговли, так и в области промыш­ленного производства.

Правительство охотно продавало патенты на моно­польную торговлю определенными товарами, видя в этом дополнительный источник пополнения государственной казны.

Почти вся крупная торговля, особенно внешняя, была сосредоточена в руках небольшой кучки буржуа. Некоторые патенты были потенциально «золотыми» и могли прино­сить огромные доходы.

Потому многие крупные купцы и аристократы, имев­шие прочные связи с австрийским двором, стремились при­обретать их любой ценой.

С одной стороны система монополий способствовала кон­центрации капитала в Австрии и его общему росту, но в

то же время задерживала рост мелкого и среднего капитала, занятого непосредственно в производстве.

Правительство, которому, кроме побед на фискальном поприще, требовались также победы на полях сражений, было заинтересовано в выполнении своих военных и хо­зяйственных заказов.

Э

Мария Терезия. Гравюра 1770 г.

то вынудило его проводить политику поощрения оте­чественной промышленно­сти и выделять часть го­сударственных средств на развитие крупного капи­талистического производ­ства. Однако этого было недостаточно. Мелкий и средний капитал находи­лись в крайне невыгодном положении.

Главным промышлен­ным городом Австрии была Вена. Некоторые ученые отмечают, что в столице Австрии, а также доволь­но незначительной по раз­мерам провинции Нижняя Австрия была сосредоточе­на практически вся про­мышленность государства. До конца XVII века она но­сила в основном еще ремесленный характер и была отно­сительно слабо развита.

В Вене с ее стотысячным населением насчитывалось к концу XVII века всего 1679 мастеров и 4111 подмастерь­ев. Этого было явно недостаточно для интенсивного про­мышленного развития.

Несмотря на то, что Австрия находилась в наиболее вы­годном (по сравнению с остальными землями Габсбургов) положении и являлась наиболее экономически развитой про­винцией государства, она все-таки не выдерживала срав­нения со многими европейскими державами.

Мануфактуры централизованного и рассеянного типов на исходе семнадцатого столетия находились практически в зачаточном состоянии. Рыночные отношения еще не были достаточно развиты. В государстве не было хороших до­рог, которые могли бы способствовать развитию торговли.

Как результат всего этого в конце XVII века в Авст­рии появляется течение так называемой «национальной эког номии», аналогичное по своим идеям со многими эконо­мическими течениями эпохи Просвещения в других странах Европы. Государственная политика, нацеленная на раз­витие крупного капиталистического производства, получила горячую поддержку у сторонников «национальной эконо­мии» - молодой австрийской буржуазии.

Некоторые работы австрийских экономистов того времени стали впоследствии своего рода классикой.

Так, например, Филипп Вильгельм фон Хернигк в своих «Десяти правилах меркантилизма» выдвигает не только об­щие идеи течения, заключавшиеся в запрещении экспор­та драгоценных металлов и нацеленности экономики страны в основном на внешние рынки, но ставит (что восприни­малось в то время как откровение) во главу угла развитие в Австрии собственной промышленности, поддерживаемой протекционистской политикой государства.

Характерно то, что такие крупные теоретики меркан­тилизма, как Хернигк, Бехер и Шредер, занимали высо­кие посты в государственном аппарате. Это позволяло им применять свои знания и идеи на практике.

Они создали несколько крупных предприятий, пользуясь поддержкой правительства и своим влиянием при Венском дворе. Бехер основал Восточную торговую компанию, ор­ганизовавшую в свою очередь ряд мануфактур, выпускавших шелковые и шерстяные ткани, льняные полотна, бархат, обувь, шелковые нитки и многое другое.

Восточная торговая компания была отчасти акционерной, в качестве акционеров выступали частные лица.

Бехер сочетал на своих предприятиях труд наемных ра­ботников с использованием надомников; причем численность последних значительно превышала количество мануфактурных рабочих, занятых непосредственно на производстве.

Однако попытка Бехера, как и многие другие попыт­ки организовать показательное производство, провалилась. Восточная торговая компания просуществовала относительно недолго и распалась. Причины тому были объективные: Вос­точную компанию погубила слабая поддержка со стороны государства, усугублявшаяся общим низким уровнем эко­номического развития Австрии.

Несмотря на эту неудачу, экономическое развитие страны в первой половине XVIII века все-таки приобрело сравни­тельно широкий размах.

В 1703 году в Вене был учрежден государственный банк, была создана австрийская Ост-Индская компания. Австрий­ское правительство финансировало строительство ряда шос­сейных дорог и постройку морских гаваней. Вторая половина XVIII века, период «просвященного абсолютизма», был от­мечен организацией банковского кредита в стране, а так­же усиленным контролем за экспортом и импортом со сто­роны правительства.

АВСТРИЙСКИЙ «ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ»

Первые уступки зарождающейся австрийской буржуазии были сделаны во время правления Марии Терезии и ее сына Иосифа II.

Реформаторская деятельность империатрицы была вызвана в первую очередь неудачами Австрии в двух войнах — войне за австрийское наследство и в Семи летней войне. Военные поражения углубили экономический кризис внутри страны и сделали очевидной необходимость перемен.

Тем не менее «просвещенный абсолютизм» в Австрии действовал большей частью в интересах господствующего класса — дворян, вследствие чего реформы носили «кос­метический» характер. Правительство стремилось устра­нить лишь наиболее очевидные противоречия феодальной системы, с тем, чтобы продлить существование последней.

Первой среди реформ, как и следовало ожидать, бы­ла проведена реформа армии.

. В 1748 году в стране был введен новый порядок военного набора. Набор производился по особым мобилизационным спискам во вновь созданных военных округах. Рекрутская служба становилась пожизненной.

Характерно то, что рекрутированию подлежали в ос­новном беднейшие слои населения. Привилегированные со­словия (дворянство, духовенство) а также представители ученой интеллигенции и буржуазии не привлекались к не­сению воинской повинности. Зажиточные крестьяне также могли освободится от службы, наняв за определенную сумму кого-либо, пожелавшего занять его место в строю.

В преобразованной армии солдат подвергали усиленной военной муштре. Широко было распространено сечение розгами. Число офицеров сильно возросло. Как и до ре­формы, офицерские кадры состояли преимущественно из дворян с ничтожной прослойкой выходцев из буржуазии. Стараниями Марии Терезии была учреждена Военная ака­демия, в которой офицеры проходили необходимую под­готовку.

Значительное место в реформаторской деятельности им­ператрицы занимали судебные реформы, которыми огра­ничивался сеньориальный произвол в отношении кресть­ян. Отныне все судебные функции переходили в руки государства. В 1768 году был разработан новый уголовный, а также гражданский кодексы. В 1776 году было объявлено об ограничении применения смертной казни и отмене су­дебных ПЫТОК.

Как и многие другие европейские правители того времени, Мария Терезия была крайне озабочена увеличением нало­говых поступлений.

Был издан закон о всеобщем подоходном налоге, от ко­торого не были освобождены даже дворянство и церковь. В фискальных целях проводилась всеобщая перепись на­селения. Получил развитие статистический учет земель, скота и прочего движимого и недвижимого имущества.

В 1775 году были уничтожены многие внутренние тор­говые пошлины, тогда как пошлины, которыми облагалась внешняя торговля, напротив, были увеличены. Австрийское правительство проводило протекционистскую политику, ус­танавливая высокие акцизы на иностранные промышлен­ные изделия и низкие — на импортное сырье.

Мы убеждаемся в том, что Австрия к концу XVIII сто­летия обладала приблизительно таким же набором эконо­мических реформ, как и Россия (во всяком случае в том, что касается протекционизма).

Например, Мария Терезия запретила вывоз за грани­цу некоторых видов промышленного сырья, использование которых на предприятиях Австрии могло дать лишние по­ступления в государственную казну. В то же время от уплаты налогов были освобождены новые промышленные заведения на срок до десяти лет, дабы молодая промышленность имела возможность твердо встать на ноги.

Было организовано значительное количество учебных экономических заведений, таких как Горные и Торговые академии в Вене и многочисленные специальные техни­ческие, сельскохозяйственные училища, ремесленные и тех­нические школы.

При сравнении реформаторской деятельности Марии Те­резии и многих других европейских правителей становится очевидным наличие общих тенденций практически во всех крупных странах континента.

Так, например, при Марии Терезии (а позже — при Ио­сифе II) в Австрии был проведен ряд мер, значительно ог­раничивающих привилегии католической церкви: закрыты многочисленные монастыри, проведена частичная секуля­ризация церковных земель. Иезуиты были изгнаны из ав­стрийских владений.

С другой стороны веротерпимость поощрялась и даже получила государственную поддержку. Были отменены за­коны о преследовании протестантов, в результате чего про­тестантские общины получили свободу религиозного культа.

Управление католической церковью в габсбургских зем­лях (в частности использование церковью своих доходов), было поставлено под контроль чиновников.

Многие ученые утверждают, что эти реформы также были не более чем «косметической операцией», игрой на публику. Широкое влияние католической церкви на массы играло на руку правительству. Лишаться такого могущественно­го союзника правительство, очевидно, не хотело...

Во второй половине XVIII столетия принимается несколь­ко указов, направленных на привилегизацию немецкого на­селения габсбургской монархии. Например, во всех про­винциях было введено обязательное изучение немецкого языка как единого государственной} языка.

Хотя этот шаг правительства логически вполне оправдан, однако за ним последовало еще несколько непопулярных мер, усиливавших так называемый «национальный протек­ционизм».

При поступлении на военную и гражданскую службу предпочтение отдавалось лицам немецкого происхождения; поощрялся рост немецкого дворянского землевладения и немецкого капитала в зависимых землях.

Был отменен ряд местных привилегий и особенностей в области суда, управления и налогов.

Национальные противоречия габсбургской монархии обо­стрились. Неравноправное положение славянского населения, а также венгров и итальянцев становилось все более оче­видным. В конечном итоге политика централизации, состав­лявшая сущность реформ Марии Терезии и Иосифа И, не только не смогла преодолеть децентрализаторских тенденций, обусловленных наличием множества национальностей, но даже усиливала центробежные силы.

Этому способствовал и процесс становления в пределах i абсбургскои монархии буржуазных наций с их собственными национальными культурами.