Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2012_КультураРечи_Часть_1_Т_емы_1-11_для_экзаме...doc
Скачиваний:
64
Добавлен:
13.09.2019
Размер:
788.48 Кб
Скачать

Социолингвистический портрет носителя просторечия

Носители литературного языка и просторечия не имеют конкретных регионов проживания. Носитель просторечия – человек, не получивший достаточного образования и обладающий своей системой ценностей. Внешний вид носителей просторечия однообразен: черные куртки, вязаные шапки, бритые головы, допустимы усы, щетина (тогда как борода и очки часто признаки носителя литературного языка).

Эстетический идеал носителя просторечия: мужчина должен быть крупным, с животом, небрежен в одежде и груб в общении. Носители просторечия неопрятны, любят сидеть на корточках или на спинках скамеек, плюют на улице. Ведут себя презрительно по отношению к окружающим, передвигаются группой.

Средняя продолжительность жизни российских мужчин в 2007 г. составляла 57 лет, женщин – 63 года; в 2010 г. соответственно– 65-67 и 62-65 лет. Носители просторечия часто умирают в 45-50 лет. Причины ранней смертности – алкоголь, наркотики, убийства, аварии, бытовые драки.

Нравственные представления носителей просторечия:

  • нравственный релятивизм, расплывчатость нравственных представлений (у каждого своя правда);

  • фатализм (от судьбы не уйдешь);

  • гедонизм (живем один раз) (гедонизм – греч. hēdonē ‘наслаждение’ – идеалистическое направление в этике, утверждающее, что стремление к удовольствию есть высшая цель жизни. В Древней Греции эта теория связана с именем Аристотеля. Затем ее дополнил Эпикур, последователи которого получили название эпикурейцы);

  • психологический эгоизм, убеждение, что альтруизма не существует (не делай ничего бескорыстно).

Все это объясняет терпимое отношение представителей просторечия к криминалу, уверенность в том, что виноват не преступник, а жертва (ограбили – нечего копить; убили – не ходи поздно ночью; изнасиловали – не входи в лифт с незнакомым, не носи короткие юбки).

Типичный представитель просторечия позитивно относится к официальной религии – православию, носит ее атрибуты (огромные кресты на шее), но его религиозность является внешней, показной.

Стереотипы поведения носителей просторечия:

  • манипулятивность (стремление использовать возможности другого человека в своих целях);

  • агрессивность;

  • заискивание перед сильным;

  • основная форма времяпрепровождения – гулянка (пьяное застолье), дебош, кураж, агрессивные насмешки над окружающими, которых они презирают за нежелание разделить их интересы.

Отношение носителей просторечия к искусству:

  • любимый вид «искусства» – телевидение (сериалы, выступления пародистов, телевикторины, ток-шоу). Государство поддерживает вкусы носителей просторечия, о чем свидетельствует политика в области массового телевещания;

  • музыка – «попса» как фон для пьяных разгулов;

  • литература – детективы, дамская проза, анекдоты.

Отношение носителей просторечия к власти

Носители просторечия поддерживают власть, так как она не мешает криминалу и полукриминалу и, более того, относится к ним со скрытым любованием.

В последнее время заметно усилилась пропагандистская поддержка «простого человека», исходящая от проникших во власть малоквалифицированных идеологов и политтехнологов. Потакание вкусам носителей просторечия очень заметно и в области масс-медиа.

Лингвисты всерьез озабочены тем, насколько уместно употребление просторечий и жаргонизмов в средствах массовой информации и как должна строиться языковая политика в СМИ.

Жаргонная лексика активно передается через молодежные музыкальные каналы. На первый взгляд, нет вреда в том, что ведущие говорят с молодежью на понятном языке. Однако слушатели привыкают к сленгу и в итоге воспринимают эту лексику как нормативную.

Многие слова из уголовного жаргона (например, авторитет, бабки, развести, отмыть, завязать, кинуть и др.) перешли в просторечие именно благодаря СМИ. Журналисты проявляют вербальную агрессию по отношению к читателю или слушателю, заставляя его покорно воспринимать уголовную субкультуру.