Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Merezhko_A.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
24.08.2019
Размер:
487.42 Кб
Скачать

3.18. Геополитический метод

Еще Ш.Монтескье писал в своей книге «О духе законов» о влиянии географического фактора на дух права. Современная геополитика постулирует обусловленность политической и правовой системы государства географическими факторами, такими, как территория, географическое положение, климат, полезные ископаемые и т.д.

Географические, точнее геэполитические факторы, оказывают заметное влияние и на современное международное право. Эту цепь влияния можно представить следующим образом: геополитика определяет внешнюю политику, а внешняя политика находит внешнее выражение в международно-правовых формах, закрепляя тем самым геополитическую расстановку сил на международной арене. В этом смысле международное право - формальное средство фиксации геополитического баланса сил в мире.

Как полагает российский политик С.Н.Бабурин: «История XX в. показала, что основной методологический принцип как современной геополитики, так и международных отношений, - это необязательность общечеловеческих ценностей. ...Геополитика как межгосударственный рационализм не признает общечеловеческих ценностей, превыше всего ставит национальные интересы, а точнее интересы господствующих элит»"18.

Отсюда видно, что геополитика претендует на «реалистическое» отражение системы международных отношений, отдавая приоритет национальным интересам государств в ущерб нормам международного права. При таком видении внешнеполитических реалий максимум, на что может рассчитывать международное право, -быть инструментом геополитической борьбы.

Однако даже если согласиться с тем, что геополитика отражает реальное положение дел, т.е. создает картину

т Бабурин СМ. Территория государства: правовые и геополитические проблелш. — М., 1997. — С. 30.

105

реально существующих международных отношений, то даже в этом случае международное право методологически неправильно было бы полностью растворять в геополитике, поскольку международное право - этотмодель не реально существующих международных отношений, а модель того, какими эти отношения должны быть.

Интересную попытку синтеза геополитики и международного права предпринял немецкий Еорист Карл Шмитт, который в своей книге «Международно-правовой порядок большого пространства с запретом интервенции пространственно чужих сил» («Vblkerrechtliche Grossraumordnung mit Interventionsverbot fur Raum-fremde Machte») сформулировал и теоретически обосновал фундаментальный принцип геополитики - принцип «большого пространства» (Grossraum), рассматриваемый им в качестве основы науки международного права и международных отношений.

По сути, в своей теории «больших пространств» (Grossraumtheory) Карл Шмитт предпринял оригинальную попытку с учетом тогдашних внешнеполитических реалий представить новую концепцию международного права. По его мнению, развитие и постепенная глобализация американской доктрины Монро'09 с присущей ей тенденцией расширения экстратерриториальной юрисдикции США в Латинской Америке, привели к необходимости включить в международное право взаимоотношения между различными «большими пространствами», в чем, согласно теории Карла Шмитта, и заключается сущность нового международного права, отражающая политические реалии XX века.

109 Напомним, что доктрина президента США Монро была провозглашена в 1823 г. в ответ на спекуляции о якобы предстоящей интервенции Священного Союза в Америку. Юридически США обосновали доктрину на основании принципа неотъемлемого права на самооборону, являющегося фундаментом международного права.

106

По мнению российского исследователя Н.К.Кройтера, «сформулировав и теоретически обосновав геополитическое и международно-правовое понятие «большого пространства» Карл Шмитт стремился к возрождению вестфальской международной системы на качественно новом уровне - как взаимоотношения и сосуществование независимых больших пространств»110. В своей работе Карл Шмитт пришел к выводу, что сущность нового «американского международного права», созданного доктриной Монро в Западном полушарии, - это не только отсутствие, но и отрицание принципов международного права, поскольку доктрина Монро выдвигала волеизъявление США в качестве единственного источника нового международного права. В исторической перспективе доктрина Монро явилась, подчеркивает Шмитт, инструментом подчинения стран Латинской Америки Соединенными Штатами. Доктрина Монро не только фактически превратила эти страны в американские протектораты, но и установила в них качественно новую форму колониализма. В результате возник дуализм международного права: с одной стороны — подорванный и утративший универсальность Jus Publicum Europaeum, то есть международный правопорядок, базирующийся на принципе суверенного равенства государств и опирающийся на уже ослабевшую систему баланса сил в Европе, с другой стороны — принципы нового международного права, коцептуально построенного на базе модели Монро и основанного не на суверенном равенстве, а на господстве государства-гегемона в своем большом пространстве.

"" Кройтер Н.К. Понятие большого пространства в юриспруденции Карла Шмитта и историческая необходимость нового русского большого пространства. // <http://press. 21. ru/?id=897&Dage= 1>.

107

Таким образом, Шмитт в своей теории международного права попытался разрушить барьер между внешней политикой и международным правом, добиться легитимизации тогдашней геополитической реальности.

На сегодняшний день теория Шмитта не утратила полностью своего значения, поскольку некоторые отзвуки этой теории мы обнаруживаем в поведении США и в империалистической идеологеме.

Однако на самом деле не стоит переоценивать влияние геополитического фактора на международные отношения и международное право. Развитие современных коммуникаций, высоких технологий и военной техники (например, межконтинентальных баллистических ракет) существенно снизило влияние географического фактора на внешнюю политику и безопасность государств. Очевидно, в современных условиях уместнее говорить о возрастающей роли геоэкономического фактора, также оказывающего воздействие на развитие международного права, в частности на международное экономическое право. В отличие от геополитики, видящей внешнюю политику в качестве «игры с нулевой суммой» (zero-sum game), геоэкономика предлагает другое видение, построенное на «игре с не нулевой суммой» (non-zero-sum game). Иными словами, как утверждают приверженцы либерального направления, в геоэкономической игре нет победителей и побежденных, а акцент делается не на геополитическом соперничестве, а на экономическом сотрудничестве государств во внешней торговле и международных экономических связях в соответствии с принципом «сравнительного преимущества». Именно этот экономический принцип стал основой международного торгового права и права ГАТТ/ВТО.

В таком геоэкономическом аспекте на теорию К.Шмитта можно взглянуть под новым углом. В последние десятилетия в мировой экономике происходит

108

регионализация, в результате чего формируются экономические «большие пространства» со своими государствами-гегемонами. Примерами таких экономических больших пространств являются: НАФТА (гегемон -США), ЕС (гегемон - Германия), СНГ (гегемон - Россия), а также регион Юго-Восточной Азии, где в качестве гегемона все чаще выступает Китай. По-видимому, в рамках геоэкономической структуры мира на первый план выходит не столько военно-политическая, сколько экономическая мощь государства и геоэкономический фактор, все более определяющий содержание международного правопорядка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]