Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
AFFLUENZA.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
09.06.2015
Размер:
1.85 Mб
Скачать

Противники синдрома потребительства

Конечно, не все хотели, чтобы американцы заразились синд­ромом потребительства. «Покупай только то, что тебе по-настоя­щему нужно, то, без чего ты не можешь обойтись», – сказал однажды по телевидению президент Гарри Трумэн. В начале 1950-х годов учебные фильмы предостерегали школьников от расто­чительства. Но, честно говоря, они были скучными. Они не мог­ли составить конкуренцию остроумным и веселым телевизионным программам. В одном из таких фильмов персонаж глуповатого вида по имени мистер «Деньги» учит школьников бережливос­ти. Можно представить себе коллективный приступ зевоты, ко­торый охватывает класс при его просмотре. В другом фильме го­лос Бога провозглашает: «Вы виновны в том, что ваши деньги улетели в трубу». Вы забываете: чтобы получить доллар, нужно сто пенни. Видеоряд так же «великолепен»: рука кладет доллар в грязную дыру, надпись над которой гласит «Труба».

В это время дальновидные общественные критики как лево­го, так и правого крыла били тревогу по поводу того, что новое американское изобилие достается дорогой ценой. Консерватив­ный экономист Вильгельм Ропке выражал опасения относитель­но того, что «при подсчете своей прибыли от производства мате­риальных благ мы забываем учитывать возможные потери нематериального характера». Центрист Вэнс Паккард критику­ет рекламу («Скрытые уговоры», 1957), стремление не отстать от Джонсов («В поисках статуса», 1959) и заведомо устаревающие товары («Производители мусора», 1960). А либерал Джон Кен­нет Гелбрэйт утверждал, что экономический рост удовлетворя­ет потребности, которые сам же и создает, не приближая при этом людей к счастью. «Наша» сосредоточенность на личном обогащении, – сказал он, – привела к нищете общественных заведений: ухудшилось состояние общественного транспорта, школ, парков, библиотек, ухудшилось качество воздуха и воды». Более того, она породила «много миллионов голодных и неудов­летворенных людей по всему миру. Без перспективы освобож­дения от этого голода и лишений, беспорядок неизбежен».

Общество изобилия удовлетворило подлинные материальные потребности своих членов, – утверждает Гелбрэйт в конце сво­ей знаменитой книги. Теперь у него есть другие, более важные занятия. «Обставить пустую комнату – это одно, – писал он. – Но продолжать наполнять ее мебелью пока не прогнется фунда­мент – это совсем другое. Не суметь решить задачу производ­ства достаточного количества товаров – значило бы оставить человека наедине с его самым давним и самым тяжелым несчас­тьем. Но не суметь увидеть, что эта задача уже решена, и не суметь перейти к решению дальнейших задач – было бы не менее трагично».

Молодая америка наносит ответный удар

В течение следующего десятилетия многие молодые амери­канцы почувствовали, что критики чрезмерного потребления были правы. Выросшие в пригородных кварталах, они отвергали образ жизни пригородов с их «коробочками домов, разбросан­ными по холмам и сделанными из всякой мелочевки» (как назва­ла их фолк-певица Мальвина Рейнолдс), где детей растят с тем, чтобы сделать их «одинаковыми». Во время нашумевшего Дви­жения за свободу слова 1964 года лидер этого движения Марио Савио выступал с резкой критикой системы школьного образо­вания, которая способствовала тому, чтобы школьники были «благоразумными детьми в хромированном потребительском раю». Возникла новая «контркультура», осуждающая материа­лизм. Тысячи молодых американцев покидали города и селились в сельских общинах, самые успешные из которых существуют и по сей день, и жили там, исповедуя простоту.

Многие из молодых возражали против принятого в Америке отношения к росту ВВП как мере здоровья нации. В этом их под­держивал популярный сенатор Роберт Кеннеди, Во время пре­зидентской избирательной кампании 1968 года (в конце которой он был убит) Бобби Кеннеди подчеркивал:

– Мы не найдем ни общественной пользы, ни персонально­го удовлетворения в простом продолжении экономического раз­вития, в бесконечном накоплении материальных ценностей... ВВП подразумевает уничтожение лесных массивов и гибель Вер­хнего озера.

На первый День Земли 22 апреля 1970 года молодые амери­канцы выступили против того воздействия, которое потребитель­ский образ жизни оказывает на планету как таковую. Ведущие экологи, такие, как Дэвид Броуэр, основатель организации «Дру­зья Земли», предупреждали, что американская мечта о бесконеч­ном экономическом росте непереносима для планеты.

Потом общенациональный дефицит нефти, возникший в 1974 году, заставил многих людей задуматься о возможности истоще­ния природных ресурсов. Компании, поставляющие топливо, реагировали на это – как они поступают и сейчас – бурением дополнительного количества скважин, «Вместо того, чтобы по­ощрять бережливость, – пишет историк Гэри Кросс, – президент Джеральд Форд поддерживал требования деловых кругов о стро­ительстве новых атомных электростанций, о добыче оффшорной нефти, об аренде газовых месторождений и бурении скважин на федеральных землях», а также приветствовал «смягчение тре­бований к чистоте воздуха».