Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
13. Культура русского зарубежья.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
168.96 Кб
Скачать

5. Культура русской диаспоры второй половины XX в.

Вторая мировая война стала исходным рубежом формирования оче­редной волны эмиграции из СССР. В странах Западной Европы появилась категория новых эмигрантов-невозвращенцев. Людей, покинувших стра­ну в годы войны, насчитывалось 8,7 млн. человек, в том числе 3,2-3,3 млн. военнопленных и 5,4-5,5 млн. перемещенных лиц. Временным пристанищем для них служили лагеря для перемещенных лиц («Ди-Пи»), которые создавались для решения проблем беженцев и нахо­дились под опекой международных организаций. Комплектование прохо­дило в основном но национальному признаку. В лагерях для бывших со­ветских граждан находились активисты Русской Освободительной Армии, власовцы, перемещенные лица из Прибалтики, Западной Украины и Бе­лоруссии. Некоторые беженцы принимали активное участие в обществен­но-культурных и благотворительных акциях, но большинство населения лагерей в томительном бездействии ждали решения своей дальнейшей судьбы. В 50-е годы из-за экономических причин и жестких преследова­ний местных органов репатриации началось расселение новых эмигран­тов в страны с более емким рынком труда: в Австралию, США, Канаду, страны Латинской Америки.

У «второй эмиграции» в отличие от «первой волны» отсутствовало стрем­ление воссоздать Россию за рубежом. Может быть поэтому отношения между старым и новым поколениями эмиграции были довольно сложными, а вклад «второй волны» в русское культурное наследие незначительным.

60-80-е годы - время третьей, так называемой «диссидентской» вол­ны эмиграции из СССР. По политическим и идеологическим причинам из СССР начался массовый выезд инакомыслящих граждан. С 1967 г. в соот­ветствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР был разрешен выезд из страны без сохранения советского гражданства. Этой возможно­стью воспользовались этнические и конфессиональные меньшинства. Большую часть эмигрантов (75 %) составили евреи, остальные - греки, немцы, армяне. Основные маршруты - Израиль, США, Германия. Мас­штабы третьей волны эмиграции зависели от ситуации в стране. Борьба за свободный выезд резко усилилась с конца 60-х годов. До 1987 г. выехало 300 тыс. евреев, 56,5 тыс. армян, 122 тыс. немцев. В этот процесс втягивалось также русское население. С 1987 по 1990 г. из СССР эмигрировало свыше 1 млн. человек.

С принятием в августе 1993 г. Закона Российской Федерации, раз­решающего свободный выезд из страны и возвращение обратно, на­чался современный этап эмиграции. Прекратилась насильственная вы­сылка. Возможность выезда перестала зависеть от произвола властей. Начала расширяться трудовая эмиграция. Резко возросло количество людей, едущих за границу на учебу, по контракту и т. д. В дальнем за­рубежье, т. е. за пределами границ бывшего СССР, сейчас насчитывает­ся около 1,5 млн. русских, а с учетом потомков эмигрантов первых волн (этнических русских) - около 4 млн. человек. По прогнозам, в ближай­шие годы эмиграция на постоянное место жительства может достичь 7 млн. человек.

Таким образом, за пределами родины в течение второй половины XX в. сформировалась мощная русская диаспора. Изменилась география рассе­ления: большая часть эмигрантов предпочла Америку, Австралию, Изра­иль. Изменились сознание и жизненные проекты. Иначе стали относиться новые эмигранты к неизбежным процессам ассимиляции и интеграции в западное общество. Но бесспорно одно, культурная миссия зарубежья про­должалась. Эти традиции сохраняли и развивали многие представители пер­вой эмиграции.

Так и не стал американцем по духу русский пианист С, В. Рахманинов Не примирившись с советским режимом, он в трагические для России военные годы жертвовал сборы от концертов на нужды Красной Армии.

В 1947 г., так и не дождавшись положительного ответа на свою просьбу о возвращении в СССР, умер Н. К. Рерих. Он был личностью широчайшего диапазона: художник, ученый, уникальный философ, известный путеше­ственник и общественный деятель мирового масштаба. В США создан Ин­ститут Рериха, в Индии - Институт Гималайских исследований. В годы войны стало известно о Пакте Рериха «Знамя мира» по защите культурных ценностей. Проблемы культурно-духовной эволюции человечества Н. К. Рерих вместе со своей женой Е. И. Рерих изложил на страницах «Жи­вой этики».

В 1941 г. переехал из Парижа в США М. Алданов. Здесь он вместе с писателем М. Цетлиным основал один из лучших русских литературных журналов за рубежом «Новый журнал», писал очерки, рассказы, диалоги Он по-прежнему оставался крупнейшим историческим романистом. Главное дело его жизни — серия из романов и повестей, охватывающих два века истории: от Петра III до Сталина. Русская история в них рассматривается в контексте мировой истории через галерею портретов известных лиц: Суворова и Ленина, Бальзака и Достоевского, Бетховена и Шаляпина. Книги М. Алданова переведены на 24 иностранных языка, а с конца 80-х годов стали известны и в России.

После успешного дебюта в довоенной Европе стал по-настоящему зна­менитым в США писатель В. Набоков. Его первые романы, написанные по-русски, «Машенька», «Зашита Лужина», «Возвращение Чорба», «При­глашение на казнь» предназначались для эмигрантов, еще хорошо знав­ших Россию. Но постепенно круг русскоязычных читателей рассеивался, а западный читатель особого интереса не проявлял. С 1940 г., переехав в США, Набоков предпринял, по утверждению некоторых современников, четко рассчитанный шаг: он написал на английском языке роман «Лолита». Ро­ман стал сенсацией, и во многом благодаря этой сенсации Набоков заста­вил западных издателей выпускать его более серьезные произведения, а западных читателей - читать их. Набоков - редчайший случай в эмиг­рантской литературе: двуязычный писатель, одинаково блестяще писав­ший и на русском, и на английском. Находясь в зените славы, писатель мог позволить себе такую роскошь, как подстрочный перевод «Евгения Онегин» с подробными комментариями или издание автобиографической повести «Другие берега».

Продолжили культурные традиции эпохи «серебряного века» некоторые из оставшихся в живых писателей-эмигрантов первой волны. Среди них - поэт, прозаик, переводчик, литературный критик Н. Н. Берберова. В 50-е го­ды,- переехав из Франции в США, преподавала в Принстонском универ­ситете, являлась почетным доктором Миддлбери Колледжа, профессором литературы Йельского университета, кавалером ордена Почетного легиона. В США в 1981 г. Берберова написала роман «Железная женщина: Рассказ о жизни М. Закревской-Бенкендорф-Будберг, о ней самой и ее друзьях», кото­рый поэт А. Вознесенский в предисловии к советскому изданию назвал «инфороманом, романом-информацией, шедевром нового стиля нашего инфор­мативного времени, ставшего искусством». На основные европейские язы­ки переведены и другие произведения Берберовой американского цикла «Люди и ложи: Русские массоны XX века», «Курсив мой», «Аккомпаниа­торша», многие литературно-критические работы.

Приняла решение вернуться в Россию одна из старейших представите­лей «Цеха поэтов» И. Одоевцева (Гейнике Ираида Густавовна). В 1987 г., прожив большую часть жизни во Франции, она приехала в Россию. Ее ро­маны-воспоминания («На берегах Невы», «На берегах Сены») - это доку­менты уходящей эпохи, это рассказ «о горьком жребии эмигрантских писа­телей».

Завершили жизнь в изгнании и вернулись на родину в своих произведе­ниях и другие писатели, поэты, литературные критики и мемуаристы пос­лереволюционной эмиграции: Г. В. Адамович, Ю. П. Анненков, Д. Д. Бурлюк, В. Варшавский, Р. Гуль, Е. Замятии, Б. Николаевский, Г. П. Струве, А. Н. Грабарь,

Любовь к Отечеству, отторгнувшему русских эмигрантов первой волны, особенно поразительна у них и их потомков. Рожденный во Франции богатый предприниматель Ю. Трубников восстанавливал «дворянские гнезда», чтобы зарубежные турис­ты смогли почувствовать, что это такое — русский стиль жизни. Любовь к Отечеству пронесли через свою жизнь и творчество распространители рус­ского танцевального искусства за рубежом В. Коралли, В. Нижинский, Д. Баланчин (Еаланчивадзе Георгий Мелитонович), А. Данилова, М. Кшесинская, С. Лифарь, О. Спесивцева, В 1989 г. президент США Дж. Буш вру­чил А. Даниловой медаль Центра Кеннеди за совершенство в танцевальном искусстве, а в 1991 г Американская Ассоциация балетных критиков орга­низовала цикл семинаров, посвященных творчеству русской балерины. И США о ней создан фильм «Размышление балерины. Александра Данилова, прима балерина absoluta».

Многие выходцы из России заняли достойное место в мировом искус­стве. Много работ в Музее современного искусства в Нью-Йорке, Национальной галерее США, в Бостонском музее изящных ис­кусств, в Художественном музее в Тель-Авиве русского художника и скуль­птора А. Архипенко. Лавры основателя абстрактной скульптуры делили с ним Наум Габо и Татьяна Гросман (Агушевич). В 1940 г. переехал в США и принял американское гражданство И. Стравинский. В 50-е годы он успешно гастролировал в СССР, издал книгу «Музыкальная поэтика». Вир­туозами-исполнителями по праву считались скрипач Я. Хейфец и пианист В.Горовиц, родившиеся в России и завершившие свою жизнь в США. Выступали с концертами в США пианисты А. Боровский и А. Браиловский, писал музыку композитор А. Гречанинов, продолжал ставить спек­такли драматург, режиссер и историк театра Н. Евреинов, выступали на сцене известные актрисы бывшей России Е. Н. Рощина-Инсарова (урож­денная Пашенная) и Ида Рубинштейн, создавал свои скульптуры в Пари­же О. Цадкин.

Был востребован в США и странах Европы интеллект и профессиона­лизм известных русских ученых и исследователей. Продолжил свою работу во Франции, а затем в США выехавший из СССР в 1933 физик-теоретик Г. Гамов. В эмиграции стал про­фессором университетов Дж. Вашингтона и штата Колорадо, работал в Лос-Аламосе по проекту создания водородной бомбы, выдвинул теорию Боль­шого взрыва происхождения Вселенной, сделал первый расчет генетичес­кого кода. Гамов был широко известен в США. Он являлся членом Международного астрономического союза, Американского физического общества, Академии искусств и науки США. За свои научно-популярные публикации был награжден премией ЮНЕСКО.

Самым знаменитым эмигрантом из России второй половины XX в. стал экономист В. В. Леонтьев. Он был награжден орденом Херувима универси­тета Пизы (Италия), орденом Почетного легиона (Франция), орденом Вос­ходящего солнца (Япония), являлся почетным доктором Сорбонны, Пенсильванского, Брюссельского, Морского и других университетов мира. Ле­онтьев был избран членом Национальной академии наук США, Королевского статистического общества Великобритании. В 1970 г. стал член-корреспондентом Британской академии наук, а в 1988 - членом Российской академии наук. В 1973 г. за развитие метода «затраты - выпуск» и его примене­ние в экономике был удостоен Нобелевской премии. В. Леонтьев изучал проблемы влияния экономики на окружающую среду, исследовал отношения между развитыми и развивающимися странами. В 70-е годы знаменитый ученый руководил исследовательским проектом ООН по прогнозированию развития мировой экономики до 2000 г. По итогам этой работы опубликовал работу «Будущее мировой экономики» (1977 г.)

Свой вклад в развитие мировой науки и техники внесли лингвист профессор Гарвардского университета и Массачусетского политехничес­кого института в Бостоне (США) Р. О. Якобсон; химик Г. Б. Кистяковский, работавший над проектом «Манхэттен» по созданию первой атом­ной бомбы; дизайнер автомобилей «Паккард», «Виллис», «Студебекер» А. В. Сахновский; генетик Ф. Г. Добржанский, астроном А. К. Высотский. Продолжал в США историографические традиции России профес­сор истории Йельского и почетный доктор Колумбийского университе­тов, с 1965 г. пожизненный президент Американской ассоциации содей­ствия славянским исследованиям историк Г. В. Вернадский.

Третья волна эмиграции из СССР в 60-80-е годы значительно попол­нила ряды русской диаспоры за рубежом. Многие советские писатели, ученые, мастера искусств добровольно или по принуждению покинули страну и продолжили свою деятельность за границей. В иностранных издатель­ствах вышли книги Г. Владимова «Верный Руслан», «Генерал и его армия», А. Синявского «Прогулки с Пушкиным», «В тени Гоголя», В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Школа для дураков» Саши Соколова, «Ожог» В. Аксенова. Список мог бы быть гораз­до длиннее, если прибавить к нему сочинения писателей, живших в Совет­ском Союзе, но печатавшихся на Западе — «Москва-Петушки» Вен. Ерофе­ева, «Пушкинский дом» А. Битова, полное, без купюр произведение Ф. Искандера «Сандро из Чегема».

В 1972 г. началась эмигрантская жизнь поэта И. Бродского. Вынужден­ный уехать из СССР после преследований и тюремного заключения, Брод­ский занимался в США преподавательской работой в колледжах и универ­ситетах и одновременно публиковал в зарубежных изданиях свои произве­дения: цикл стихов «Часть речи», сборник «Конец прекрасной эпохи», сонеты «Мария Стюарт», эссе «Меньше единицы». В 1981 г. Бродский полу­чил «Премию гениев» Маккартура, в 1987 г. — Нобелевскую премию и премию Ассоциации американских критиков, в 1992 г. он назван лауреатом Библиотеки Конгресса США в Вашингтоне.

Главной целью для философа, писателя А. А.Зиновьева, написавшего в 1977 г. острокритическое исследование о со­ветской жизни «Зияющие высоты», после 1985 г. стал анализ последствий разгрома коммунизма и развала Советского Союза. Он опубликовал на эту тему множество статей, интервью и книг — «Горбачевизм», «Катастройка», «Смута», «Гибель империи зла», «Посткоммунистическая Россия». Когда Россия встала перед выбором, писатель своими произведениями «Запад (феномен западнизма)» (1995), «Глобальный человейник» (1996) пытался предостеречь соотечественников от ложного шага. Зиновьев дал беспощадно правдивое описание того, что сулит российскому обществу торжество «западнизма», показал, в какой кошмарный «глобальный чело­вейник» может привести «новый русский эксперимент».

Судьба России, ее прошлое и настоящее - главная тема творчества вы­сланного из страны и лишенного в 1974 г. советского гражданства писате­ля, лауреата Нобелевской премии (1970) А. И. Солженицына. Эмигрантс­кий цикл его произведений («Архипелаг ГУЛАГ», «Бодался теленок с ду­бом», «Раковый корпус», «Март семнадцатого») и публицистические статьи, написанные уже после возвращения в Россию, — это убедительное свиде­тельство активной гражданской позиции писателя.

В эмиграции состоялся как серьезный профессиональный писатель С. Довлатов. Маршрут его эмиграции был типичным: Израиль—Вена— Нью-Йорк. Он был третьим, после нобелевских лауреатов Солженицына и Бродского, по популярности на Западе. Автор книг Компромисс», «Зона», «Марш одиноких», «Заповедник», «Чемодан». В 1986 г. стал лауреатом американского Пен-клуба за лучший рассказ.

В 1978 г. были лишены советского гражданства и всех государственных наград СССР дирижер М. Ростропович и певица, солистка Большого театра оперы и балета СССР Г. Вишневская. В эмиграции они продолжали свою творческую деятельность: Ростропович являлся дирижером Национального симфонического оркестра США, Вишневская выступала в сольных парти­ях в лучших театрах мира (Метрополитен, Гранд-Опера, Ла Скала).

Персональными выставками и совместными культурными проекта­ми восстановили связь с Россией многие бывшие советские художники: М. Шемякин, Л. Збарский, О. Целков, Э. Неизвестный, Б. Заборов, A. Меламид, В. Комар. Для многих творческая судьба за рубежом сложилась вполне благополучно. Читает лекции в университете Сан-Фран­циско М. Шемякин. Высоко оценено на Западе новое направление в жи­вописи «соц-арт», начало которому положили в 60-70-е годы в СССР B. Комар и А. Меламид. В 1981 г. уехал из Минска уже известным художником-графиком Б. Заборов. Призы Лейпцигской книжной ярмарки за «Сонеты» У. Шекспира и «Сказки» О. Уайльда утвердили за ним славу одного из самых изысканных и тонких художников книги. За рубежом издаются альбомы Заборова, проходят его выставки, охотно раскупают­ся картины.

Судьбы русских эмигрантов третьей волны складывались непросто. Без­временно скончался в Париже знаменитый танцовщик Р. Нуриев. Признан в США лучшим артистом балета М. Барышников. Трагически погиб в 1977 г. в Париже после четырех недолгих лет эмигрантской жизни поэт А. Галич.

Довольно незначительным оказалось в последней эмиграции количе­ство преуспевающих русских ученых. В начале 90-х годов из России еже­годно уезжало около 70 тыс. ученых, преподавателей, инженерно-техни­ческих работников, из них — 10—15 % молодых и перспективных специ­алистов. Основные маршруты эмиграции— Израиль, Западная Европа, США. К концу 90-х годов география значительно расширилась. Напри­мер, в Мексике в университетах и научных центрах нашли работу 300 круп­ных ученых из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска. Среди них - специалисты по механике, математике, космосу, океанографии, геологии-сейсмологии. В Иран были приглашены ведущие специалисты по оборон­ной промышленности, в Ливию — ученые из Института ядерных иссле­дований им. Курчатова. Специалистов высокого уровня охотно приглаша­ют страны Западной Европы и Канада. «Утечка мозгов», т. е. эмиграция из России высококлассных специалистов, представляет собой серьезную угрозу российскому обществу, его способности обеспечивать прогресс в важнейших сферах деятельности. Однако при всех негативных послед­ствиях эмиграции нельзя не признать право людей самостоятельно решать, где им жить и работать, осуществлять свои жизненные проекты. Потенци­альное значение эмиграции — во взаимопроникновении культур, сближе­нии стран и народов. Это один из путей интеграции России в мировое сообщество.