Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Онтогенез поведения.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
167.42 Кб
Скачать

2. Половой импринтинг.

В основном характерен для самцов, запечатлевающих отличительные признаки матери в качестве образца самки своего вида.

Особенности:

  1. Критический период шире, чем у реакции следования.

  2. Проявляется с длительной отсрочкой.

Примеры: индюк, вскормленный человеком, избирает его в качестве полового партнера.

Попугаи (в природе) импринтируются на ворон и наоборот.

Снегирь импринтируется на руку человека.

Гуси, селезни легко импринтируются на самок других видов.

Если таких самцов лишить возможности общения с «избранным» партнером, то «нехотя» образуют пару с представительницей своего вида, но при малейшей возможности вернутся к избраннику. Многое зависит от возраста самца. Например, если молодой снегирь, импринтированный на самку другого вида, встретит самку-конспецифика, то вернется к норме. Старый – нет.

У самок узнавание полового партнера, скорее всего, врожденное, их «обмануть» невозможно. Они более избирательны и не импринтируются на другие виды.

3. Родительский импринтинг. У млекопитающих не только детеныш импринтируется на мать, но и мать на детеныша. Критический период материнского запечатления очень короткий: первые часы после рождения. Например, у овец и коз это всего два часа. Если новорожденного на это время изолировать от матери, она его не примет.

В Печеро-Илычском заповеднике многие десятилетия идет эксперимент по содержанию лосиной фермы. Лосиное молоко отличается высокой жирностью и многими целебными качествами. Однако лоси с трудом поддаются одомашниванию. Самцы уходят с фермы, едва достигнув полового созревания. Самки более привязчивы и держатся обычно вблизи. Но они не склонны, как коровы, доиться. Допустить человека к доению лосиха может в одном случае: если сразу после родов он окажется рядом с ней и она импринтируется на него как на своего детеныша. С каждой беременностью фокус приходится повторять. Обычно два человека, мужчина и женщина, «пасут» лосиху до момента родов, после чего мужчина уносит теленка, а женщина остается с роженицей (критический период – два часа). В дальнейшем только ее лосиха допустит к доению. Лосенок же выпаивается, как и теленок коровы, из ведра.

ВЛИЯНИЕ МАТЕРИ НА РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ

(НА ПРИМЕРЕ МЛЕКОПИТАЮЩИХ)

Мать – первый объект приложения усилий детеныша у млекопитающих. Уже упоминалось, что отрицательные воздействия вызывают усиление реакции следования за объектом привязанности (матерью). По мнению Д. Кинга это связано с тем, что какие-то свойства матери, но не ее способность защищать или кормить вызывают чувство удовольствия, положительное эмоциональное состояние, которое ведет к смягчению или устранению отрицательного эмоционального состояния.

В природе отрицательное эмоциональное состояние возникает в результате встречи с новым незнакомым явлением. С окончанием периода импринтинга появляется страх перед новизной, что свойственно всем детенышам.

У животных, депривированных от внешних воздействий, страх перед новизной либо отсутствует (вспомним, что и период импринтинга у них растягивается) либо они боятся всего. Но есть и врожденные универсальные страхи, например, страх перед быстро приближающимся или резко увеличивающимся объектом.

Предполагается, что существует некий механизм организации опыта, который создает из комплексов внешних раздражителей внутреннее представление о «знакомой среде». Страх возникает в результате нарушения этого сформированного опыта каким-то новым явлением и исчезает, когда вновь создается организация опыта, включающая и это новое.

Степень страха возрастает прямо пропорционально отношению новых стимулов ко всему набору воспринимаемых стимулов.

1. Согласно гипотезе Кинга присутствие матери снижает (подавляет) проявления страха.

Пример: Две пары трехнедельных козлят-близнецов подвергали слабому раздражению электротоком: одного из пары в присутствии матери, другого– в одиночку. Очень скоро проявились различия в поведении. Козлята с матерью в момент эксперимента спокойно разгуливали по помещению, одиночки забивались в угол. Через два года эксперимент повторили. Результат оказался тот же Взрослые козлы, который переносили процедуру в присутствии матери, спокойно перенесли ее и в этот раз. Их братья вели себя как невротики, что, в общем, было для них характерно и в других ситуациях. Таким образом, последствия «детской травмы» оказались очень существенными и длительными.