Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
16.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
2.01 Mб
Скачать

Лист из средневекового русского травника.

поручения. Он играл заметную роль в сватовстве Ивана Грозного к Марии Гастингс, племяннице английской королевы.

Вместе с Якоби в Москву приехал аптекарь Джеймс Френчем, усилиями которого в столице открылась первая аптека. Она была предназначена для царской семьи, благодаря чему получила название «царская». Кроме лекарств для неё были привезены различные амулеты, цветные камни, перстни, трости, обладающие свойством «предо­хранять» от порчи, язвы и других заболеваний. Первоначально царская аптека обслуживала толь­ко придворных. Частные лица не имели права пользоваться её услугами и продолжали прибегать к помощи московских торговцев «зелейного» ряда. Но в середине XVII в. до государя начали доходить челобитные с просьбой отпустить лекарства. Желающих приобрести необходимые для лечения средства становилось всё больше и больше, и в 1672 г. в Москве открылась вторая аптека, которую стали называть «новая». Указ царя Алексея Михайловича предписывал построить аптеку «для продажи лекарств всяких чинов

411

МЕДИЦИНСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

В русской медицине XVII в. уже появилось чёткое деление на медицинские специальности. Внутренние болезни лечили доктора (терапевты), от них отличались хирурги; аптеками заведовали аптекари, низшим персоналом аптек руководили алхимисты и дистилляторы — «водочные перепущики» (т. е. фар­мацевты). Были также аптекарские ученики и травники, «рудомёты» (кровопускатели) и костоправы. Приме­чательно то, что цирюльников (парикмахеров) также причисляли к медицинскому персоналу, хотя часто свои «процедуры» они осуществляли прямо под открытым небом — на «Вшивом рынке».

Грамота, в которой английская королева Елизавета рекомендует царю Ивану IV врача Р. Якоби. 1583 г.

людям». Конец XVII в. ознаменовался указом Петра I, который повелел в 1699 г. открыть в Москве восемь «вольных» аптек. Благодаря этому в России начинает складываться более или менее стройная система организации аптечного дела.

Лекарства для аптек привозили в основном из-за границы, а также с аптекарских огородов (садов), широко распространённых в то время в России. Особой известностью пользовался «царёв огород» в селе Измайловском под Москвой. При огородах состояли садовники с учениками, не­сколько рабочих, сторож и истопник. Садовника­ми обычно были иностранцы. Посредниками между царской аптекой и народными знахарями стали особые специалисты, так называемые «помясы», или «травники». Они выезжали в провинцию, чтобы собирать травы и коренья, необходимые для аптеки. Воеводам наказывалось «чинить им всем спомогательство, чтоб травному обиранию не испустить времени, и давать им в помочь крестьян­ских детей, робят по разсмотрению, чтобы однолично травному сбиранию мешкоты не было». Помясы руководили сбором лекарственных трав, объясняли крестьянам особенности заготовки тех или иных растений.

Царская аптека отличалась необычайно рос­кошным внутренним убранством. Один совре­менник оставил такое описание этой аптеки: «Могу сказать по истине, что я никогда не видел такой превосходной аптеки: фляжки, графины были из хрусталя шлифованного и крышки в оных и края выложены красиво позолотой». Работа в аптеке протекала под неослабевающим вниманием двора, преисполненного подозрительности. Аптекари бы­ли обязаны находиться в аптеке с раннего утра до вечера, за каждый пропущенный день вычитался двухмесячный оклад. В случае же болезни кого-либо из членов царской семьи аптекарям пола­галось «по очереди дневать и ночевать». Все лекарства, приготовленные для царских нужд, находились в специальном отделении. Глава Аптекарского приказа неустанно следил за аптека­рями.

XVII столетие — время становления меди­цинского образования в России и самой русской медицины как науки: открыта первая школа по подготовке врачей, было написано несколько учебников, активно работал Аптекарский приказ. До сих пор не утихают споры о том, когда было основано это учреждение, но, по всей видимости, его деятельность началась уже в конце XVI в. Приказ руководил закупкой медикаментов, уст­ройством аптекарских огородов (садов), принимал на службу врачей-иностранцев.

Докторами и лекарями на протяжении всего XVII века в основном были приглашённые в Россию врачи-иностранцы. Это обстоятельство связано в первую очередь с тем, что московские власти стремились принимать на службу медиков образованных и знаменитых, к которым при­числялось подавляющее большинство врачей-ино­странцев (хотя среди них нередко попадались

412

шарлатаны, польстившиеся на высокие доходы). В России за свою службу медики получали льготы и солидное жалованье. По прибытии в Россию каждый иностранный врач представал перед боярином Аптекарского приказа и сдавал экзамен, подтверждавший его компетентность как «учёного человека». Некоторые из них удостаивались ауди­енции у царя.

Что касается лечения царских особ в XVII в., то оно стало более квалифицированным. Описания многих историй болезней дошли до нашего времени и сохранились в архивных документах. Благодаря этому можно познакомиться с ходом лечения царей Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича. Так, в 1643 г. Михаил Фёдорович Романов заболел «рожею» (одна из заразных болезней), от которой его лечили три врача — Граман, Белау и Крамер. Недуг был побеждён после кровопускания и рыбной диеты.

Во время болезни членов царской семьи и при родах цариц комнаты убирались с особой рос­кошью. До середины XVII в. женская половина дворца была вне ведения врачей-иностранцев. Лишь в самых тяжёлых случаях туда призывались

доктора, которые, однако, не видели саму больную, а слушали и расспраши­вали «мамок» (т. е. нянек, кормилиц) и боярынь и давали советы бабам-лекаркам. Указ 1676 г. законодательно закрепил положение, по которому доктора получили доступ в покои цариц.

Первые больницы появились на Руси, по сведениям летописей, уже в XII в. До конца XVII в. больницы находились на церковном попечении. Примером тому служит деятельность Троице-Сергиевого монастыря. Во второй половине XVI в. он имел 1132 помещения для ухода за больными в 23 уездах и 470 помещений в городах. Настоящие больничные заведения в России отсутствовали вплоть до 1682 г., когда царь Фёдор Алексеевич повелел соорудить в Москве «по еуропейским обычаям» два госпиталя. Но и после этого продолжали существовать приюты для больных при крупных монастырях.

Так заканчивался XVII век, подготовивший благодатную почву для появления серьёзных научных медицинских школ, проникновения в различные слои русского общества новейших знаний в области медицины.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]