Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кузнецов Д.В.-ХРЕСТОМАТИЯ-1.2.-2010.doc.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
1.64 Mб
Скачать

Раздел 2

Конгресс имеет право исполнять настоящую статью путем принятия соответствующего законодательства.

5

Латинская америка в первой четверти XIX в. С. Боливар. Письмо каракасца гражданам Новой Гранады («Картахенский манифест»), 15 декабря 1812 г.

Избавить Новую Гранаду от участи Венесуэлы, а Венесуэлу от испытываемых ею страданий – таковы цели, которыми я руководствовался при написании этого письма...

Гранадцы, я – сын несчастного Каракаса, чудом уцелевший в момент его разрушения и политической катастрофы. Оставаясь неизменно верным справедливой и либеральной системе, провозглашенной моей родиной, я прибыл сюда, чтобы следовать за знаменем независимости, гордо реющим над этими землями.

Вдохновляясь патриотическим рвением, я решился обратиться к вам, чтобы привлечь ваше внимание к причинам гибели Венесуэлы; льщу себя надеждой, что ужасные и назидательные уроки сей погибшей республики побудят Америку действовать более разумно, дабы ее правительства сумели преодолеть разногласия, слабость и вялость...

...Главнейшая причина падения Венесуэлы кроется в характере ее конституции, которая, повторяю, столь же противоречит ее интересам, сколь отвечает интересам ее врагов. Вторая причина – дух мизантропии, овладевший нашими правителями. Третья – сопротивление созданию военной силы, которая спасла бы республику и отразила бы удары испанцев. Четвертая – землетрясение в сочетании с фанатизмом, использовавшим это стихийное бедствие. Наконец, внутренние мятежи, этот смертельный яд, погубивший родину.

Народы Южной Америки, стремящиеся к свободе и независимости, не должны забывать об этих ошибках и несчастьях.

Новая Гранада видела, как гибнет Венесуэла, поэтому она должна извлечь уроки из ее гибели. Вот почему я считаю, что для безопасности Новой Гранады необходимо вернуть Каракас...

Нет никакого сомнения, что, как только мы появимся в Венесуэле, к нам присоединятся тысячи мужественных патриотов, которые нетерпеливо ждут нас, чтобы свергнуть иго тиранов и присоединить свои усилия к нашим в защите свободы.

Честь Новой Гранады настоятельно требует проучить этих наглых интервентов, преследуя их до последних рубежей, а ваша слава зависит от того, пойдете ли вы на Венесуэлу, чтобы освободить колыбель колумбийской независимости, останки тех, кто пал за нее, и славных жителей Каракаса, взывающих лишь к своим возлюбленным соотечественникам-гранадцам и с нетерпением ожидающих их как своих избавителей. Поспешим же разбить цепи тех, кто стонет в застенках, ожидая от вас своего спасения. Не обманите их ожиданий, не будьте глухи к стенаниям ваших братьев. Спешите отомстить за погибшего, дать жизнь умирающему, волю – угнетенному и свобо­ду – всем.

Из выступления с. Боливара в Ассамблее Венесуэльской республики в Каракасе, 2 января 1814 г.

Граждане!

Ненависть к тирании вынудила меня покинуть Венесуэлу, когда я увидел мою родину, вторично закованную в цепи; но любовь к сво­боде снова привела меня сюда из далеких краев Магдалены и помог­ла преодолеть любые препятствия, встречавшиеся на пути, на кото­рый я вступил, дабы избавить мою страну от ужасов и притеснений, чинимых испанцами. Мои войска, которым неизменно сопутствовал успех, заняли всю страну и разгромили могущественного противни­ка. В ваши цепи теперь закованы ваши угнетатели, и кровь испан­цев, обагрившая поле боя, стала справедливым мщением за жертвы, принесенные вашими соотечественниками.

Но не я дал вам свободу. Ею вы обязаны моим товарищам по ору­жию. Взгляните же на их благородные раны, из которых все еще не перестает сочиться кровь, и вспомните тех, кто погиб в боях с испан­цами. Я имел честь возглавить этих людей, чья воинская доблесть выше всяких похвал. Не гордыня и не жажда власти вдохновили ме­ня на сие предприятие. Свобода – вот кто зажег у меня в груди свя­щенный огонь, а страдания моих сограждан, гибнущих от чудовищ­ных пыток или стонущих в цепях рабства, обратили мой меч против врагов. Правое дело собрало под мои знамена самых отважных сол­дат, а Провидение, благосклонное к справедливости, даровало нам свободу.

Дабы спасти вас от анархии и разгромить врагов, пытавшихся сохранить угнетение, я согласился принять на себя верховную власть в стране. Я дал вам законы – учредил судебные органы, установил налоговую систему, – иными словами, я создал для вас систему правления.

Граждане! Я отнюдь не являюсь носителем верховной власти. Ваши представители сами должны разрабатывать для вас законы, и национальные финансы не принадлежат тому, кто руководит вами. Все люди, призванные охранять ваши интересы, должны давать вам отчет о том, как они это делают...

Ныне я стремлюсь лишь к тому, чтобы передать власть представителям, которых вы должны избрать, и надеюсь, мои сограждане, что вы избавите меня от того предназначения, которое один из вас может достойно взять на себя, предоставив мне единственную желанную для меня честь продолжать сражаться против ваших врагов, и я клянусь, что не вложу в ножны меч до тех пор, пока не будет полностью обеспечена свобода моей родины...

Соотечественники! Я пришел сюда не для того, чтобы силой своего победоносного оружия подвергать вас угнетению. Я пришел, дабы подарить вам великие законы, дабы сохранить ваши священные права. Военный деспотизм не может обеспечить счастья народа, и власть, которой я располагаю, будет служить интересам Республики не вечно, а лишь временно.

У удачливого воина нет прав, чтобы повелевать своей родиной. Он не судья законам и правительству, он всего лишь защитник ее свободы. Слава его должна быть неотрывна от величия Республики, и честолюбие его должно быть вполне удовлетворено при мысли о том, что он сделал счастливой свою страну...