Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Театр Японія.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
102.91 Кб
Скачать

Театр современной драмы — Сингэки

Это театральное движение насчитывает немногим более семидесяти лет. Его возглавила европейски ориентированная просвещенная гуманитарная интеллигенция, группировавшаяся вокруг двух токийских университетов — Васэда и Кэйо. К 60-м годам XX в. были уже созданы большие и авторитетные театральные коллективы, свои режиссерские и актерские кадры и новая драма о современной жизни. Образцом для этого движения, его своеобразным художественным каноном всегда становились лучшие достижения европейского, русского и американского театров. Роль левой интеллигенции в Сингэки была и остается огромной. К 80-м годам театр Сингэки разделился на два потока: старый, ставший уже «академическим», где драма-текст, режиссерское и актерское искусство являются главными составляющими спектакля; и новый, объявивший войну застою и рутине в театре и создавший по сути театральный авангард (японский вариант театра абсурда, театра жестокости, «бедного» театра и т.д.).

В 90-е годы в Сингэки наблюдались, с одной стороны, очевидное тяготение к канонизации отдельных режиссерских и актерских работ, превращению их в «отечественные образцы», с другой — тенденция к сближению Сингэки с коммерческим театром. А театральный авангард в те же годы набирает полную силу как самостоятельное течение под названием «малые театры», «подземные театры», «палаточные театры», причем наиболее выдающиеся режиссеры, драматурги и актеры быстро приобретают мировую славу, что невозможно сказать о старом Сингэки. Театральный авангард, хотя и отмежевывается от Сингэки, безусловно является продолжателем его истории, и в целом размах деятельности в наши дни театра современной драмы весьма впечатляющ.

В настоящее время Сингэки располагает более чем шестьюдесятью труппами только в Токио. Все профессиональные актеры объединены во Всеяпонский совет трупп (Нихон гэкидан кёгикай) и играют главным образом в муниципальных помещениях, за исключением некоторых трупп, имеющих собственные театральные здания. Крупнейшим событием 1997 г. можно считать открытие Нового национального театра в Токио в районе Ёёги-Хацудай. Это первый в истории Японии государственный национальный театр, предназначенный для современных театральных форм, созданных по европейскому образцу. Он имеет оперную сцену с залом на 2000 мест, Драматический театр на 1000 мест и Малый театр на 440 мест. Спектакли Сингэки идут в Драматическом и в Малом театрах.

Можно сделать поспешный вывод о том, что наконец-то правительство стало поддерживать новые театральные формы. Но это не вполне так. Строительством театра вся поддержка пока и ограничилась. Не предполагается правительственных субсидий на постановку спектаклей в стенах театра. Кроме того, часть театра взята в аренду посторонними компаниями на довольно длительный срок. По многим другим аспектам театр пока не полностью отвечает понятию «национальный». Как бы то ни было, огромное роскошное пятиэтажное здание с четырьмя подземными этажами — непреложный и знаменательный факт культурной жизни Японии, и это все же красноречиво свидетельствует о том, что правительство признало национально значимой деятельность Сингэки и других новых форм театра, родившихся в XX в. в подражание европейскому.

Открылся Новый национальный театр постановкой пьесы, написанной Хисаси Иноуэ специально к этому событию, — «Гостиница Сакура в квартале Камиятё» («Камиятё Сакура хотэру») в режиссуре Хироко Ватанабэ. Пьеса посвящена Садао Маруяме, великому актеру Сингэки, который погиб во время атомной бомбардировки в Хиросиме. Он приезжал туда на гастроли, и в пьесе рассказывается о трех днях репетиций в гостинице за три месяца до трагедии. Неожиданным образом пьеса разворачивается в несколько комедийном ключе. Участниками репетиций становятся адмирал, являющийся тайным агентом императора, хозяйка гостиницы — американка и детектив, следящий за ней, поскольку думает, что она шпионка. На фоне этой комической коллизии Иноуэ через диалоги и монологи повествует об исторически важном и прекрасном в Сингэки, о том, как создавалась новая драматургия, как был создан Малый театр в Цукидзи, о его основателе и первом великом режиссере Сингэки — Каору Осанаи.

Автор пьесы осуждает тогдашнее правительство за преследования Сингэки, за милитаризм, давление на личность и приветствует миролюбие в культуре, уважение к личности на сцене и поет хвалу Сингэки по случаю открытия Нового национального театра. Замечательным образом новейший драматург продолжил традицию старинного японского театра, где хорошо известны пьесы, писавшиеся специально к торжественным событиям, — «хвалебные пьесы». Этим неожиданным приемом Иноуэ вписал историю Сингэки в общую историю японского театра, заявив, что Сингэки является неотъемлемой частью национальной культуры. Спектакль имел успех. Главные роли исполнили Мицуко Мори, звезда коммерческого театра, и известный актер Сингэки — Сюдзи Отаки.

Следующей постановкой на новой сцене была инсценировка романа Тосона Симадзаки «Перед рассветом» («Ёакэмаэ»), режиссер Коити Кимура. Постановка сделана в классическом стиле Сингэки. Впервые этот роман был инсценирован в 1934 г. (первая часть) и в 1936 г. (вторая часть). Автором инсценировки был знаменитый Томоёси Мураяма, режиссером — Сакаэ Кубо, главную роль сыграл Осаму Такидзава — все это теперь уже люди-легенды. Эта инсценировка игралась и после войны, например труппой Мингэй.

На сей раз драматург Тадаси Цугами соединил первую и вторую части в единый текст. Получилась очень длинная пьеса, почти на четыре часа сценического времени. В конце XX в. пьеса смотрелась уже как большая историческая драма. Она игралась ежедневно в течение месяца и шла неизменно при полных аншлагах. А исполнитель главной роли Хандзо Аояма получил специальную премию газеты «Ёмиури» за лучшую актерскую работу года.

Все эти факты наглядно свидетельствуют о том, что Сингэки стал органичным элементом японского театрального процесса и воспринимается новыми поколениями японцев не как сценическая форма иностранного происхождения, но как исконная и классическая.

А в Драматическом театре уже в январе — феврале 1998 г. актеры Сингэки играли «Короля Лира». Так в стенах Нового национального театра деятели театра современной драмы показали, что способны на высоком художественном уровне поставить и сыграть и свою классику XX в., и новейшую драму, и зарубежную. Открытие Нового национального театра стало подлинным триумфом Сингэки, наконец признанным и на государственном уровне законной составляющей национальной культуры.

Театральный авангард также получил почетное право участвовать в праздничных спектаклях по случаю открытия театра. На малой сцене была показана пьеса Кохэя Цуки (он же и режиссер) «Гин-тян собирается умереть» («Гин-тян-га ику»).

Таким образом, открытие Нового национального театра стало эпохальным событием в истории японской культуры. Представители разных театральных течений вступали в XX в. в состоянии взаимных ожесточенных дискуссий и борьбы. Традиционный, доставшийся от средневековья театр воспринимался большинством как утративший ценность. И вот в конце XX в. все поле сценической культуры осознается ее деятелями уже как единое национальное театральное пространство, населенное разнообразными формами, каждая из которых вносит свой вклад в общую культурную сокровищницу. Правительство же политикой собирания всей культуры под свое крыло указывает народу путь к плюрализму как основе государственного и культурного могущества Японии в преддверии нового века.

Из печальных событий 1997 г. упомяну смерть Харуко Сугимуры в возрасте девяносто одного года. Она стояла у истоков Сингэки, была любимейшей актрисой Литературного театра (Бунгакудза). Сугимура снималась также в кино, нередко появлялась на телеэкране и даже в преклонном возрасте была весьма любима и имела широкую зрительскую поддержку. Самые выдающиеся ее работы в театре — это роль Кэй Нунобики в пьесе Каору Моримото «Жизнь женщины» («Онна-но иссё») и роль Бланш в пьесе Т.Уильямса «Трамвай ,,Желание“».

Она удостоилась многих премий, учрежденных частными лицами, но два года назад, когда правительство объявило о вручении ей ордена за заслуги в области культуры, она отказалась принять награду без объяснения причин. Думается, таким поступком Сугимура, как и другая старейшая актриса Сингэки — Ясуэ Ямамото (умершая несколько раньше и также отказавшаяся от такого же ордена), выразила невозможность для нее лично примириться с правительством, которое вплоть до конца второй мировой войны преследовало деятелей Сингэки за их демократические или социалистические взгляды, подвергало жестоким цензурным гонениям, сажало в тюрьмы.

Память о погибших товарищах, о загубленных творческих судьбах не давала ей права принять награду из рук правительства даже в эпоху демократии и плюрализма. Этот благородный жест актрисы не только обнажил глубину ее боли, но и показал общественности, как стремительно пронеслось столетие, точнее даже — послевоенное пятидесятилетие, и насколько иной, в определенном смысле противоположный тип творческой личности породило закатное время XX в.

Весной 1997 г. один из лидеров драматургов-абсурдистов Минору Бэцуяку (ему сейчас 63 года) завершил работу над новой пьесой «Когда с неба льют дожди» («Амэ-га сора-кара фурэба»), которая стала сотой по счету пьесой в его творчестве. За это произведение, поставленное режиссером Симпэем Фудзиварой в театре Бунгакудза, Минору Бэцуяку получил две премии: газеты «Майнити» и ежегодного национального фестиваля искусств. Этот драматург часто ставится. В афише на месяц можно увидеть сразу несколько его произведений, идущих в разных театрах. Привлекает внимание театров и творчество таких известных драматургов, как Тацуо Канэсита, Аи Нагаи, Нодзоми Макино.

В 1997 г. было осуществлено много совместных проектов с зарубежными театральными кругами. Например, «Короля Лира» играли в Токио актеры из шести стран — Кореи, Японии, США, Германии, Мексики, Болгарии. Не вдаваясь в подробности этой обширной темы, приведу лишь красноречивую статистику: за 1997 г. только в Токио сыграно 134 пьесы зарубежных авторов; японские труппы современного театра показали за рубежом 30 спектаклей, гастролируя по всему миру, от Нью-Йорка до Бангкока.