Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вместо предисловия и далее.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
2.97 Mб
Скачать

1Хайдеггер м. Из диалога о языке. Между японцем и спрашивающим // Хайдеггер м. Время и бытие. М., Республика, 1993. С. 282.

' 69

— о руке, которая «пронесена издалека и в еще более далекую даль

зовущим зовом», наконец —

— о руке, которая «занесена из тишины»!

Попробуйте понять при этом не только то, как это возможно, но и как это можно увидеть] А сказанное относится к одному из эпизодов кинофильма «Расемон»! И если удастся предложить психологический тренинг, позволяющий видеть эти тонкие аспекты происходящего вокруг нас и с нами, то, следовательно, мы приблизились к пониманию того, что такое философия и в чем состоит ее призвание. В подобном трансцендировании мыслью границ обыденного языка, а вместе с ним и границ обычных, «нормальных» психологических состояний и заключено, как мне кажется, подлинное очарование философии!

Философское мышление работает там, где ресурсы повседневного языка оказываются недостаточными, дают сбой, там, где, по выраже­ нию Ф. Вайсмана, начинается движение «против потока речи», где речь все более и более определяется атмосферой рефлексивности, тем, что Л. Витгенштейн называл «видением языка».

Когда вдумываешься в философские вопросы, «кажется, будто разум затуманивается и все, даже, то, что должно быть абсолютно ясным, начинает стран­ но сбивать с толку, становится совершенно не похожим на себя. Чтобы выявить характерную особенность этих вопросов, следует сказать, что это не столько вопросы, сколько признаки глубокой обеспокоенности разума Философ... похож на глубоко встрево­ женного человека. Кажется, что он стремится понять нечто, пре­ восходящее его понимание. Слова, в которых такой вопрос форму­ лируется, совершенно не раскрывают его реальную суть, которую, наверное, правильнее было бы определить как ужас перед непости­ жимым»^.

Но если философские вопросы выходят за пределы лексических значений обыденного языка, то как философскому мышлению удается движение, результатом которого становится само философское учение? Основным инструментом на службе философского мышления является концепт как основное средство в процессе концептуализации опыта, требующего артикуляции наиближайшего, предпосылок, имплицитно принимаемых субъектом речи. Философское мышление осуществляет концептуализацию в процессе перехода от метафоры к понятию. Его задача — восстановить утраченную концептуальную ясность в отношении человека с реальностью, в том числе и своей соб­ственной, вернуть ему утраченное равновесие. Философию как вид интеллектуальной деятельности можно определить как постоянное движение к реальности (ее переопределение) путем концептуаль-

2Вайсман ф. Как я понимаю философию. С. 85.

ного анализа. Осталось разобраться в том, что же такое концепт! Естественно сделать это с помощью работы Ж. Делеза и Ф. Гваттари «Что такое философия?», целая глава которой и посвящена ответу на вопрос «Что такое концепт?». Вот для начала:

«.Познавать самого себя — учиться мыслить — поступать так, как если бы ничто не было самоочевидно, — удивляться, изумляться * бытию сущего»... —во всех этих и многих других характеристиках философии формируются интересные, хотя, в конечном счете, и надоедающие человеческие позиции, однако в них не утверждается, даже с точки зрения педагогики, четко определенное, занятие, точно ограниченный род деятельности. Напротив того, определение философии как познания посредством чистых концептов можно считать окончательным (подчеркнуто мною — В.М.)»3. И далее: «концепт определяется как неразделимость конечного числа разнородных составляющих, пробегаемых некоторой точкой в состоянии абсолютного парения с бесконечной скоростью»4. В этом определении концепта есть все, кроме понимания, позволяющего нам приблизиться к существу дела! Ибо речь идет о философии концепта, или о концепте концепта. Поэтому я позволю лишь намекнуть на существо дела, надеясь на то, что с помощью намека мы все-таки приближаемся к этому существу.

Концепт — это языковая сеть, которую мы набрасываем на реальность и с помощью которой эта реальность нам тем или иным образом, в зависимости от концепта, становится доступной. Размышление о реальности возможно с помощью того или иного концепта, а признание чего-либо в качестве реального предполагает определенный концепт. Концепт всегда коррелирует с реальностью. Подумайте над тем, что Вы добавляете к смыслу сказанного, когда вместо того, чтобы сказать «Я хочу сдать экзамен по философии», Вы говорите «Я хочу сдать экзамен по философии на самом деле». Что добавляет к сказанному «иа самом деле» (по-настоящему, в действительности, реально?). Пытаясь ответить на так поставленный вопрос, Вы неожиданно обнаружите, что вынуждены каким-то образом увязывать природу «желания», «психологической инстанции Я», «образования как социального института» и многого, многого другого — всего того, о чем Вы и не помышляли, идя на экзамен, но что и является на самом деле концептуальным анализом.

Когда-то при чтении одной из работ замечательного современного мыслителя, психолога и психотерапевта М. Эриксона я набрел на выражение «мышление, свободное во всех направлениях», и оно мне ка-