Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция по теме 5. Правовые формы адвокатских о...doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
221.7 Кб
Скачать

Адвокатское бюро

1. Статья 23 Закона посвящена вопросам правового статуса еще одной формы адвокатского образования - адвокатского бюро. Это название так же, как и название "коллегия адвокатов", было известно российской практике до принятия комментируемого Закона. Не вызывает сомнений, что под указанным наименованием создавались и функционировали юридические лица различных организационно-правовых форм. Однако, как нам представляется, экономическую, имущественную и правовую связь с коллегиями адвокатов, единственной организационно-правовой формой деятельности адвокатуры, предусмотренной Положением об адвокатуре 1980 г., сохраняли только адвокатские бюро, имевшие организационно-правовую форму учреждения соответствующей коллегии адвокатов по условиям, вытекающим из требований статей 120 и 296 ГК РФ.

2. По вопросам, касающимся деятельности адвокатского бюро как юридического лица, законодатель отсылает к статье 22 комментируемого Закона, регулирующей аналогичные вопросы в отношении коллегии адвокатов. Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность адвокатского бюро и коллегии адвокатов в данных вопросах идентична.

Пункт 2 комментируемой статьи говорит о том, то законодатель разделяет вопросы, возникающие в связи с учреждением и деятельностью адвокатского бюро как юридического лица, а также вопросы, связанные непосредственно с адвокатской деятельностью, осуществляемой адвокатами в рамках адвокатского бюро. Разница между ними заключается именно в специфике адвокатской деятельности.

3. Адвокатское бюро действует на основании устава, утверждаемого его учредителями, и заключаемого ими учредительного договора.

Предметом учредительного договора являются обязательства по созданию адвокатского бюро, условия передачи ему адвокатами своего имущества, порядок участия адвокатов в его деятельности, порядок и условия приема в адвокатское бюро новых членов, порядок и условия выхода учредителей (членов) из его состава и т.п.

Следует обратить внимание, что ни устав, ни учредительный договор не могут содержать положений, которые относились бы непосредственно к процессу оказания юридической помощи. Это отнесено законодателем к предмету партнерского договора.

В связи с тем, что условием членства в адвокатском бюро является участие в совместной адвокатской деятельности на условиях партнерского договора, прекращение партнерского договора в отношении кого-либо из участвующих в нем лиц является основанием для прекращения в отношении данного лица и действия учредительного договора адвокатского бюро.

4. С гражданско-правовой точки зрения партнерский договор в силу требований пунктов 2, 3 и 4 статьи 421 ГК РФ представляет собой договор, предусмотренный комментируемым Законом, к нему применяются в соответствующих пунктах правила о договорах, элементы которых содержатся в нем, и в частности правила о договорах о совместной деятельности (глава 55 ГК РФ).

5. Законодатель предоставляет участникам партнерского договора большой объем диспозитивности, тем не менее прежде всего следует установить соотношение между содержанием договора и императивными нормами комментируемого Закона.

6. В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Требование комментируемого Закона о заключении партнерского договора в простой письменной форме не означает, что по соответствующему решению партнеров он не может быть заключен в нотариальной форме. Такая возможность прямо следует из содержания абзаца 2 пункта 1 статьи 434 ГК РФ. Однако следует учитывать, что в этом случае все последующие изменения и дополнения к договору также необходимо будет заключать в нотариальной форме.

7. Важным с точки зрения уяснения сущности партнерского договора представляется вопрос о предмете партнерского договора, который определен законодателем как обязательство партнеров по соединению усилий для оказания юридической помощи от имени всех партнеров.

Особое внимание обращает на себя то обстоятельство, что законодатель ограничил эту очевидную разновидность совместной деятельности только возможностью объединения усилий, то есть совместных действий, но не имущественных вкладов.

Указанное позволяет прийти к выводу, что партнерство адвокатов не может быть отнесено к простому товариществу, предусматривающему в качестве необходимого условия обязательство по соединению имущественных вкладов. Как следует из буквального толкования, законодатель исходит из презумпции участия всех партнеров в оказании юридической помощи.

Подобное понимание законодателем предмета партнерского договора позволяет установить границы возможного диспозитивного усмотрения партнеров при формулировании иных существенных условий партнерского договора, с одной стороны, а с другой - определить состав общего имущества партнеров.

Таким образом, объединение каких-либо имущественных вкладов адвокатами-партнерами может происходить только в рамках учредительного договора и не может влиять на какие-либо условия партнерского договора, обусловить то или иное их содержание или тем более являться основанием для того или иного распределения дохода между партнерами.

8. Желание законодателя на данном этапе реформирования адвокатуры из-за заявленного некоммерческого характера ее деятельности исключить саму возможность использования имущества адвокатов как капитала представляется понятным. Ясно, что законодатель сознательно желал исключить саму возможность распределения дохода между адвокатами-партнерами в зависимости от имущественного вклада.

9. Применительно к содержанию статьи 1042 ГК РФ вкладами адвокатов-партнеров при осуществлении адвокатской деятельности могут признаваться профессиональные и иные знания, навыки и умения, деловая (профессиональная) репутация, деловые (профессиональные) связи, реализуемые ими в виде конкретного объема усилий по совместному оказанию юридической помощи.

Вклады (усилия) адвокатов-партнеров предполагаются равными, если иное не будет установлено предусмотренным партнерским договором способом определения (оценки) размера таких вкладов (усилий).

10. Весьма существенным представляется то обстоятельство, что юридическая помощь оказывается от имени всех партнеров, то есть перед доверителем в конкретном соглашении об оказании такой помощи (см. комментарий к пункту 2 статьи 25 Закона) обязанными являются все партнеры, и вознаграждение по этому соглашению представляет собой общий доход всех партнеров, независимо от того, кто из них конкретно был назначен для исполнения поручения.

В силу требований пункта 3 статьи 244 ГК РФ этот доход принадлежит партнерам на праве общей долевой собственности.

11. С учетом изложенного и применительно к статье 1043 ГК РФ общим имуществом по партнерскому договору адвокатов-партнеров может являться только доход от совместной деятельности по оказанию юридической помощи, принадлежащий им на праве общей долевой собственности. Поэтому очевидно, что иные существенные условия партнерского договора в числе прочих могут содержать условия о размере доли в доходе партнеров или о порядке определения ее размера.

С этой точки зрения важным является определение соотношения между вкладом партнера и его долей в общем доходе, тем более что Гражданский кодекс РФ вслед за Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик отказался от императивного принципа соответствия размера доли размеру вклада в отличие от Гражданского кодекса РСФСР.

Такое соотношение в нашем случае может быть установлено только партнерским договором.

12. Естественно, что сами по себе профессиональные знания и навыки, деловая репутация и деловые связи, вносимые в качестве вклада партнера, не создают новой стоимости дохода, а могут быть реализованы в качестве конкретного объема усилий по оказанию юридической помощи и получению дохода партнеров.

В этой связи возможность денежной оценки усилий партнеров, как всего того, что они вносят в процесс совместного оказания юридической помощи, не следует понимать как абсолютную и неизменную денежную оценку в твердой форме по типу вклада в хозяйственное общество или товарищество.

Так как усилия каждого конкретного адвоката не могут выражаться в какой-то заранее установленной абсолютной цифре денежной оценки, то эта оценка может появиться только как некая сумма на основе заранее установленных партнерским договором критериев, определяющих различные элементы вклада, включая прежде всего объем конкретных усилий по оказанию юридической помощи в денежном выражении.